Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2011-04-01 09:32:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Ариодант
Наконец-то урву часок и напишу про "Ариоданта", который был 30 марта в КЗЧ. А то всё некогда или интернет никакой (глючит даже на производстве).




Итак, московская премьера "Ариоданта" состоялась! Не прошло и каких-нибудь трехсот лет (и ведь впрямь ещё не прошло с 1735-го), как дикие московиты смогли живьём услышать божественную оперу Генделя.

Выпишу тут состав исполнителей - вдруг бумажка затеряется, а в сети потом тоже не сыщешь.

Анн Халленберг (меццо-сопрано, Швеция) - Ариодант
Розмари Джошуа (сопрано, Великобритания) - Гиневра
Дебора Йорк (сопрано, Великобритания) - Далинда
Хавьер Сабата (контратенор, Испания) - Полинесс
Натан Вэйл (тенор, Великобритания) - Лурканий
Лука Титтоло (бас, Италия) - Король
Станислав Мостовой (тенор, Россия) - Одоард

Московский камерный оркестр "Musica viva"
Художественный руководитель и главный дирижер - Александр Рудин
Дирижер - Кристофер Мулдс (Великобритания)

--

Это было... как праздник в раю.
Упоительно и восхитительно, духоподъёмно и утешительно.



В "Ариоданте", конечно, многое держится на исполнителе заглавной партии (в наше время это обычно дама, хотя Гендель писал роль для знаменитого кастрата Карестини).

Анн Халленберг была великолепна с первой и до последней ноты и весьма убедительна сценически, пусть даже речь идёт о концертном варианте. Центральная ария Scherza, infida прозвучала так, что зал просто замер (хотя у какого-то осла в начале трезвонил мобильный - убить хотелось!)..



Чудесным подарком была и Гиневра в исполнении Розмари Джошуа. О безупречном вокале я даже не говорю, но все эти переходы от девичье-невестинской беспечности к страху, отчаянию и трагизму получились совершенно естественными и убедительными.

Уже неоднократно выступавшая у нас Дебора Йорк, певица тонкая и интеллигентная, хотя и с не очень сильным голосом, предложила несколько неожиданную трактовку образа Далинды - придворной дамы, которая поначалу выглядит типичной злодейкой-интриганкой, готовой погубить свою госпожу, чтобы выйти замуж за коварного Полинесса, но потом раскаивается, разоблачает злодея и находит утешение в любви брата Ариоданта, положительного тенора Луркания.




Поскольку Гендель писал "Ариоданта" не для Королевской академии музыки, а для театра Ковент-Гарден, где у него не было столь блистательной итальянской труппы, здесь довольно много партий для натуральных мужских голосов, и в какой-то момент на сцене оказываются бас и два тенора - не припомню такого в более ранних операх Генделя.

Король в исполнении прекрасного баса Луки Титтоло был очень убедителен и даже заставлял понять, почему Гиневра так любит своего сурового и скорого на расправу отца. Он получился не столько суровым, сколько одержимым жаждой справедливости. И, конечно, наделённым предельно развитым чувством чести. Да, если его единственную любимую дочь уличили в распутстве, он казнит даже её - пусть сердце обольётся кровью...



Король узнаёт от придворного Одоардо о мнимой гибели Ариоданта (якобы, по вине изменницы Гиневры).




Кстати, в небольшой партии Одоарда мне очень приглянулся наш тенор Станислав Мостовой. И собою хорош, и голос приятный, и пел внятно и с чувством стиля.



Вот английский Лурканий (Натан Вейл) мне в чисто голосовом плане понравился меньше, но, может быть, это субъективное впечатление. Тембр показался не "генделевским", а манера исполнения - слишком плотной, без нюансов. Лурканий - пылкий юноша-максималист, а тут возник образ молодого бюрократа, который строго следит, чтобы всё было "как положено". Наверное, так тоже можно трактовать эту роль, но у меня такой Лурканий симпатий не вызывал.



Колоритнейший злодей - герцог Полинесс в исполнении Харьера Сабаты.
Первые, весьма неровные по тембру, фразы этого контртенора заставили вздрогнуть в дурных предчувствиях. Но, видимо, сказалось волнение начальных минут. Дальше артист распелся и чувствовал себя в своей роли как рыба в воде. Лёгкие и изящные колоратуры, в которых, тем не менее, слышалось нечто отвратительно-демоническое (адский смех и нездоровое вожделение), интеллект, ирония, актёрство...

На фото видно, что и оркестранты (особенно оркестрантки) не остались равнодушными к обаянию этого певца.



По ходу действия злокозненный Полинесс погибает, но его "воскрешение" для участия в финальном coro было воспринято залом с воодушевлением.



Дирижёр Кристофер Мулдс уже "делал" с нашими оркестрантами "Орландо" (в 2009 году).
Оркестр "Musica viva" и сам по себе весьма профессионален -  рудинским подопечным не надо объяснять, что такое барокко, да и творческий азарт в них несомненен - но под управлением Мулдса оркестр превратился в нечто фантастически цельное, живое и дышащее. Это был сеанс магии наяву.



(Кстати,  Мулдс похож - особенно со спины - на звезду нашего музыкального менеджмента Михаила Фихтенгольда, который, собственно, организовал и это грандиозное событие).

Речитативам Мулдс аккомпанировал сам, присаживаясь к первому клавесину.



Но основную нагрузку континуо нёс американский клавесинист (фамилию забыла), сидевший визави.




Другие участники группы континуо, наши струнники и фаготист, тоже очень порадовали (особенно фаготист, который иногда исполнял сольный голос - красиво, мягко, вдумчиво).



А какие красивые в оркестре флейтистки! Играть им тут доводилось немного, но следили за происходящим они с большим интересом.




Валторнисты очень старались, сопровождая арию Короля из первого акта (забавно, что в тексте он поёт про "трубы" - trombe, но инструментовано именно для валторн: трубы будут только в третьем акте).



Уинтон Дин в своей книге об операх Генделя полагает, что "Ариодант" - весьма подходящая опера для "непосвящённой" аудитории: тут довольно внятный сюжет без участия каких-либо потусторонних сил, яркие характеры, захватывающая интрига, практически никаких побочных ответвлений в действии - и, конечно, великолепная музыка.

Рядом со мной сидела молодая пара, и перед началом юноша (по-моему, отнюдь не неофит) объяснял своей спутнице содержание: "В общем, в первом акте всем хорошо, во втором всем становится плохо, а в третьем сначала всё очень плохо, а потом опять хорошо". А ведь яснее и не скажешь! При том, что весь смак - как раз в психологических деталях, и "Ариодант" может быть совершенно разным в зависимости от того, кто поёт ("как" - выносится за скобки: петь тут можно только хорошо), и как соотносятся между собой участники конкретного спектакля.

В венском "Ариоданте" 2008 года квартет главных героев был всецело дамским (Полинесса пела Вивика Жено), и это волей-неволей приводило к замкнутому "междособойчику", где все (кроме Гиневры) одинаково интригуют, каждый по-своему несчастен, и у каждого свой "скелет в шкафу".
"Ариодант", если смотреть вглубь - трагическое произведение, невзирая на хэпп энд. Это ощущали современники Генделя, причём весьма расположенные к нему. Королева Каролина писала после премьеры своей дочери Анне: "
Гендель не снискал привычного одобрения. Люди говорят, что его опера слишком мрачная и патетическая, и все, кто побывал на представлении, разделяют это мнение, поскольку вернулись в расстроенных чувствах" (цит. по книге Дина).

Московский вариант оказался не столь безысходным. Правда, и Далинда в исполнении Деборы Йорк выглядела мягче, чем это может быть истолковано в другом случае (эта Далинда ближе в Доринде из "Орландо", которую Дебора тоже пела в Москве, но Доринда - пастушка, а Далинда - всё-таки аристократка, фрейлина и соперница принцессы, - дальняя прародительница будущей вердиевской принцессы Эболи).
Про искренне страдающего короля я уже упоминала - жестокий правитель выглядел гуманистом (и тоже пробуждал смутные ассоциации с будущим вагнеровским Вотаном).

Ох, сколько же в Генделе всего сокрыто...
И сколько нам предстоит ещё для себя открыть.
Надеюсь, "Ариодант" будет не последней радостью в таком роде.

А то хвалёная московская публика как-то начала дичать. То в "Страстях по Иоанну" хлопает ариям, то в "Бранденбургскх концертах" - между частями, то в "Ариоданте" аплодирует, не дождавшись конца ритурнеля или даже перед репризой да капо. К третьему акту, правда, народ проникся барочным формами, и певцам давали допеть, а оркестру - доиграть. Кстати, "Ариодант" шёл почти без купюр (не было балетной музыки в конце 2 акта).

Ну, ещё один кадр на прощание.








(Добавить комментарий)


[info]his_earlship@lj
2011-04-01 03:38 (ссылка)
Однако, вам преподнесли великолепный музыкальный букет!
Какой состав!
Сабата похудел и похорошел *;-)* , вживается в роли злодеев, они ему по понятиям теперь достаются.)))
Но вот упоминанием мобил и прочихъ аплодисментов до da capo вы меня очень удручили...ведь и русский язык * любовь моя * дичает и беднеет, причем в стране употребления - это катастрофа! Я прихожу в ужас, слушая " культурные" радиопередачи - от косноязычия ведущих....
Давайте лучше про Генделя, право слово.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dersin@lj
2011-04-01 05:37 (ссылка)
Так это ествественно: косноязычие есть первый и самый важный признак бардака в мыслях...но печально, безусловно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2011-04-01 14:21 (ссылка)
Чего ж тут дивиться...
В своё время самый чистый и изящный русский язык хранился в эмигрантской среде. А сейчас даже и не знаю, куда нырнуть за таким сокровищем. Самое печальное, что, найдись даже чудом уцелевший заповедник прекрасноречия, он будет выглядеть как музей, безнадежно отставший от времени.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]his_earlship@lj
2011-04-02 05:29 (ссылка)
К сожалению, от той эмиграции, что являлась хранительницей языка, уже остались только древние аксакалы - если вообще кто то жив.
Новые волны приносят на берег только мусор, самое низменное и отвратительное из неологизмов и старинного татаромонгольского диалекта. Пытаюсь охранять свой заповедник и "нейтральные воды" вокруг него. И , подобно кораблику в бурном бушующем океане косноязычия, пока дрейфую на радость себе - и , я надеюсь, тем , кто пытается удержаться на плаву вокруг, даже и в далеких от меня водоемах.
Ну, чем не ария? ;-)

Il tuo core
combattuto da fiero timore,
turbato, agitato,
sospira, s'adira,
e sdegnoso
ritrovar piu riposo non sa.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zetot@lj
2011-04-01 05:04 (ссылка)
Спасибо за рассказ. Как жаль, что не смог пойти...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-01 14:21 (ссылка)
Ах, и утешить ничем не могу: такое неповторимо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dersin@lj
2011-04-01 05:38 (ссылка)
Спасибо за репортаж, всегда интересно Ваше мнение, и как человека, и как профессионала, и как почитателя Генделя!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-01 14:27 (ссылка)
О, да... Вот походила на баховский фестиваль - конечно, Бах прекрасен и величав, но Гендель - это как витамин, без которого душа хиреет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]petrark@lj
2011-04-01 06:50 (ссылка)
Спасибо, ждал Вашей рецензии.
От Джошуа, кстати, некоторые слушатели были не в восторге, но мне очень понравилось всё.
Что касается публики, то уровень культуры на лицо (и нередко на лице тоже). Звонили, причём два раза подряд, ещё у нас на галёрке. Народ уходит в разгар исполнения. Бабушки-служительницы зачем-то входят и выходят (видимо, думая, что они делают это тихо). После финальной сцены ползала вскочило и побежало к вешалке. Может, надо в програмку вкладывать правила приличного поведения на концерте?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-01 14:24 (ссылка)
Бабушки, наверное, бдят, чтобы никто не бедокурил? И, в частности, чтобы никто не вёл никаких съёмок? А я всё равно тихонько партизаню. Надеюсь, что это никому не мешает, ибо снимаю обычно в паузах и на поклонах.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oberega@lj
2011-04-01 08:15 (ссылка)
Как же здорово! Завидно звэрзски!
Что до публики - это удивительно. В Мариинке тоже все норовят не дослушать. Культура, такскзать, в массах. А на менее "брэндовых" площадках не то что между частями не хлопают, паузу выжидают после окончания произведения.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-01 14:25 (ссылка)
В последнее время культура аплодисментов как-то заметно утратилась. Даже в консерватории стали хлопать между частями.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sergei_belousov@lj
2011-04-01 14:56 (ссылка)
Здравствуйте. Спасибо за интересный отзыв.
«В общем, в первом акте всем хорошо…» — это я так пытался простыми словами объяснить, каких эмоций когда ждать, а ведь в операх барокко эмоции, заложенные в музыке, часто намного важнее текста (уместно употребить английское «passion»). Особенно это заметно, если понимать, какие именно слова звучат. Я для этого перевожу (http://serbel.ru/arias/list.html) тексты арий, в том числе из сочинений Генделя, Вивальди и других.

P. S. Вы сидели на сразу рядом со мной?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-01 15:39 (ссылка)
Наверное, мы действительно сидели где-то рядом. Я не подслушиваю чужих разговоров, но этот абрис драматургии показался мне очень точным и достойным воспроизведения.

Конечно, текст хорошо бы понимать дословно - он же там не просто так. Я даже не представляю себе, как можно слушать оперу, совсем не понимая текста.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergei_belousov@lj
2011-04-01 15:51 (ссылка)
Так многие слушают — как вокализ.
Текст, безусловно, обладает определённой значимостью (большей или меньшей в зависимости от эпохи создания оперы). У Монтеверди есть совершенно прелестные моменты соответствия музыки тексту (в мадригале «Zefiro, torna», например). Но в расцвет барокко это соответствие (к сожалению) становится зачастую достаточно приблизительным; взять хоть те же бесчисленные арии про корабли в бурном море.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_484498@lj
2011-04-01 15:28 (ссылка)
Потрясающая опера. На высоте были все, и оркестр, и солисты. Я получила огромное удовольствие. А голос Анн Халленберг настолько великолепен, что просто останавливает дыхание.
Но хлопать, не дожидаясь, пока закончится музыкальный отрывок (извините за отсутствие знакомства с терминологией)- это действительно безобразие. Дикий у нас зритель. Несколько извиняет только восторг, испытываемый от происходящего.
И еще один несколько некрасивый момент -народ начал разбегаться сразу после окончания спектакля. Боюсь, солисты немного на нас обиделись. Но уж очень концерт получился длинный, а люди приезжают издалека. Так что тоже объяснимо.
Будем надеяться, что нас за все простят и приедут еще.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-01 15:55 (ссылка)
Дело даже не в том, что ехать далеко, а ещё и в том, что это была середина рабочей недели. Некоторым приходится рано вставать, увы. И мне в том числе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fuma_fumarse@lj
2011-04-01 18:25 (ссылка)
большое спасибо за то, что поделились своими впечатлениями! фото снова вернули меня в атмосферу этого потрясающего вечера...
Для меня музыка Генделя --это счастье в кристаллизованном виде! Принимать должно в неограниченном количестве, --одна сплошная польза :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-02 11:11 (ссылка)
Согласна. Без Генделя жизнь серая и хищная.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hakusama@lj
2011-04-02 10:19 (ссылка)
эхх, истек слюной, читая.. всё-таки столица имеет свои преимущества )
спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-02 11:11 (ссылка)
Рада поделиться!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kari_dream@lj
2011-04-03 14:43 (ссылка)
Да, хлопают кто в лес, кто по дрова, пора делать таблички-указатели)))
Но это ж мелочи)) Настоящая барочная опера в России - раритетное событие. Единственный момент, интересно, Дебору Йорк дальше партера вообще было слышно? В камерном зале она отлично звучала, а тут я её не узнавала просто, комарик такой)).
Русский тенор был неожиданно хорош, это да (неожиданно - потому что от единственного русского в таком составе волей-неволей ожидаешь подвох, хоть это и жуткий стереотип).
А на счёт бабушек, следящих за съемками - да они для виду только. И правильно, ибо официальных съемок на мероприятии было как-то странно мало.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-03 15:13 (ссылка)
В амфитеатре Дебору Йорк слышно было, но всё равно голос показался на фоне остальных каким-то тусклым. Я вообще по-другому представляла себе образ Далинды. У неё она такая лапочка-инженю, а ведь это на самом деле - стервочка ещё та.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kari_dream@lj
2011-04-03 16:52 (ссылка)
Что до образов, то в концертном исполнении я к ним не придиралась, лишь бы пели))). А что до пения, то надо, чтобы Дебора приехала еще разик, по двум прослушиваниям впечатление непонятное осталось. Но в целом, я туда ради Сабаты пришла - а он то себя оправдал)))).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lyubava_zabava@lj
2011-04-06 15:07 (ссылка)
ирония судьбы... я именно в этот день отправилась за оперными впечатлениями в Мюнхен. не было другого дня, чтобы купить недорогой билет... а свой абонемент отдала знакомой. неравномерные такие концерты - никогда не знаешь, "случится" на сей раз или нет. уж на "Дочь полка" обязательно пойду.

(Ответить)


[info]stasmostovoy@lj
2011-04-16 17:51 (ссылка)
Отдельное спасибо всем слушателям за добрый приём от "русского тенора"! Я старался.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-04-17 02:23 (ссылка)
Слава русским тенорам!

(Ответить) (Уровень выше)