Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2008-01-02 12:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Цезарь - он и в Австралии Цезарь?

Перед Новым Годом наведалась на знаменитую "Горбушку" и купила себе несколько DVD с операми.
Среди них - "Юлий Цезарь в Египте" Генделя в постановке Сиднейской оперы 1994 года. 
Этот диск давно мозолил мне глаза, но покупать лицензионный я не решалась - дороговато, а вдруг к тому же не понравится?.. А тут по дешёвке взяла.
Что сказать...
Бывали "Цезари" и получше.

 

В главной роли - контртенор Graham Pushee, Клеопатра -  Yvonne Kenny. Он выглядит весьма импозантно (типаж - сходный с наполеоновским, что подчёркнуто костюмами), поёт довольно хорошо и культурно (только голос всё-таки не слишком сильный), так что на нём фактически всё и держится. Ивонн Кенни заметно уступает и по качеству вокала (голос некрасивый, ощущаются проблемы с виртуозными фиоритурами, а уж сокращать арии da capo - это, извините, совсем дурной тон в наше время!). К тому же Клеопатра получилась несколько перезрелой (а ведь ей в то время было 16 лет!), и при крупных планах это разочаровывает. 
Корнелия (Rosemary Gunn) вначале вообще жутко не понравилась в вокальном отношении: голос слабый, глуховатый, качающийся, с придыханиями, без ощущения генделевского largo. Первая ария (Priva son) - просто ужасно, после нескольких тактов я ее прервала. Но к дуэту в конце I такта дамочка распелась, и это слушать было уже можно, хотя без упоения; последняя же ария в III акте - опять никуда (в быстром темпе все проблемы вылезли наружу). Секста пела дама (Elisabeth Campbell) - терпимо, но не более того. Птолемей (контртенор Andrew Dalton) оказался сущим кошмаром - старообразный, с трясущимся козлиным голоском... Не тиран, а какой-то маразматик. 

Дирижер - Richard Hickox - явно предпочитал замедленные темпы. Под арию Клеопатры "V'adoro, pupille" можно было впасть в летаргию. Как ни странно, знаменитая ария Цезаря с валторной (Va tacito) не была обделена внутренним движением - это редко получается при медленном темпе, а тут вдруг вышло. 

Постановка же - ни нашим, ни вашим. Ни классика (то есть стилизация под 18 век, как в старой хорошей постановке English Opera с Janet Baker и Valerie Masterson), ни модерн. Довольно бестолковый балет, появляющийся к месту и не к месту. Сейчас почему-то некоторые думают, что без балета оперный зритель заскучает, и потому все арии da capo ставят с "оживляжем" (как недавнего нашего маттезоновского "Бориса Годунова"). Ну ладно бы, миманс делал на сцене что-то осмысленное, так ведь нет - просто двигаются туда-сюда и загадочно жестикулируют. Зачем, для чего?.. 

Не имея храбрости последовать примеру эпатажного, но искромётно талантливого Питера Селларса, поставившего "ЮЦ" в 1985 по заказу компании "Пепси-Кола", австралийцы кое-что из его блистательного спектакля умыкнули, тщательно "причесав" и выхолостив. Так, ария "Va tacito"... была решена как сцена переговоров между Цезарем и Птолемеем, сидящими поначалу по разные стороны длинного стола, покрытого зелёным сукном. Но до чего же, по сравнению с Селларсом, беззубо это было срежиссировано! Там, вопреки скандальной экстравагантности - ни одной лишней, не "играющей" на общую концепцию сценической детали, ни одной "брошенной" образно-сюжетной линии, здесь - набор данностей, не складывающихся в цельную картину. А ведь у Селларса даже сугубо третьестепенные персонажи, Курий и Нирено (последний был преобразован им в няньку Нирену) получили свой сценический рисунок и были преподнесены весьма ярко и индивидуально. 

В общем, если кому-то австралийский Цезарь нужен для коллекции, купить и посмотреть его можно. Но если кто надеется по нему составить себе представление о великой опере Генделя, то лучше от этой мысли сразу отказаться.

Dixi.



(Добавить комментарий)


[info]_corso_@lj
2008-01-02 08:18 (ссылка)
Спасибо!
Я ожидал чего-то подобного и оттого решил смирить свое любопытство:-)))
А последние постановки - с Сарой Коннонли и с Шоллем - Вы уже видели?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-02 10:01 (ссылка)
Нет, не видела. Либо до нашей деревни они еще не дошли, либо я слишком редко выбираюсь в "злачные" места.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-02 10:05 (ссылка)
В "Мире музыки", куда Вы ходите, они иногда бывают.
Обе постановки очень интересные - одна - именно как постановка (хотя поют и играют очень неплохо), а вторая - по исполнению (в добавок к Шоллю и Робсону там обнаружились никому не известные, но совершенно замечательные солисты Копенгагенской оперы).
Я тут все "рецензию" на них у себя собираюсь написать, да никак не соберусь...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-02 10:21 (ссылка)
Спасибо. У меня интерес не только гедонистический, но и педагогический: что показывать студентам. Пока обычно демонстрирую Селларса.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-02 10:49 (ссылка)
У Селларса (ИМХО, конечно) - поют очень неровно - может быть, это связано с тем, что исходно это не ДВД-запись, а телепостановка?
Впрочем, Джеффри Галл ужасен при любом уровне записи:-(((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-02 11:30 (ссылка)
Мне кажется, что здесь он вполне ничего - в "Орландо" в роли Руджеро гораздо хуже (((. А звук в данной постановке действительно плохой.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_corso_@lj
2008-01-02 19:50 (ссылка)
На мой скромный вкус, наиболее "ровная" постановка из последних - вот эта:
http://www.amazon.com/Handel-Giulio-Cesare-William-Christie/dp/B000ESST6U

А вот - пара номеров оттуда из Ю-Туба -







А еще (если у Вас вдруг этого нет) - очень хороший Руджеро в исполнении Ярусски (http://corso.1gb.ru/music/Ruggiero.mp3) в постановке Спинози (сама запись не ахти, но Ярусски, как мне кажется, поет очень хорошо)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chizhen@lj
2008-01-03 12:35 (ссылка)
Действительно, - переговоры убедительны, и сцену, наверно, нельзя было лучше украсить иначе,как там, - с кораблем в гавани с поднятыми парусами, - на случай неудачи миссии.

ЗЫ. Пардон, вынужден был исправить, видимо, так никогда уже и не избавлюсь от своей компьютерно-грамматической рассеянности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-03 15:54 (ссылка)
Там вся постановка абсолютно "феерическая" - и костюмы, и декорации и даже кастинг - если иметь в виду Клеопатру

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2008-01-03 14:50 (ссылка)
Увы, кроме ссылки на Амазон, у меня ничего не открылось. Поверю на слово.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-03 15:51 (ссылка)
Какая жалость! У Вас, видимо, что-то не так с видеонастройками в компьютере. Но это, как кажется, легко поправимо. А арию лучше сначала скачать (правая кнопка мыши - "сохранить как"), а потом слушать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2008-01-03 17:22 (ссылка)
А, наконец-то до меня дошло, что надо сперва скачать, а потом слушать! Спасибо. А то машина всё ругалась, что я делаю нечто непутёвое.
Да, действительно, очень хорошо, и с Галлом даже сравнивать смешно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-03 17:51 (ссылка)
Жаль только, что там не все так хороши:-(((...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chizhen@lj
2008-01-03 09:32 (ссылка)
Интересно было почитать Вашу критику, - Вы в ней прямо, как "российский Брут" для "австралийского Цезаря".
У меня Церарь вто такой, что о нем хорошего (или не очень)поведаете:

G. F. Handel
GIULIO CESARE
recorded in house at
Zurich Opernhaus 07.04.2005

GIULIO CESARE - Franco Fagioli
CLEOPATRA - Cecilia Bartoli
SESTO - Anna Bonitatibus
CORNELIA - Charlotte Hellekant
TOLOMEO - Martнn Oro
ACHILLA - Alan Ewing
CURIO - Gabriel Bermъdez
NIRENO - Josй Lemos

Opernhaus Orchestra "La Scintilla"
- Marc Minkowski -

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-03 11:04 (ссылка)
Такого не видела и не слышала! Это аудио или DVD? Бартоли я как-то вообще не очень люблю, особенно на сцене.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chizhen@lj
2008-01-03 12:26 (ссылка)
Аудио. Если бы Вы могли скачивать,- дал ба адрес.

(Ответить) (Уровень выше)

(Комментарий удалён)

[info]chizhen@lj
2008-01-03 09:54 (ссылка)
Да и Клеопатра, совершенно обворожительная.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-03 11:07 (ссылка)
Которая из них?..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chizhen@lj
2008-01-03 12:15 (ссылка)
Это я все о видиоэпизодах, вложенных здесь коллегой corso. Кстати, Вы смогли их просмотреть? Для них требуется та же программа, что и для ссылки предложенной Вам мною уже(увы!)в прошлом году, кстати, ее я тоже первый раз увидел у corso.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chizhen@lj
2008-01-03 13:34 (ссылка)
Зовут ее Danielle de Niese. Любопытно, где она смугленькая приставку "de" заполучила, - за титул замуж вышла...что-ли?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_corso_@lj
2008-01-03 15:57 (ссылка)
По крайней мере, это первая постановка, где абсолютно понятно, отчего она пользуется таким успехом у мужчин:-)))
с некоторым ужасом вспомнил Монсеррат Кабалье в этой партии

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-03 16:50 (ссылка)
Кстати, Клеопатра, судя по сохранившимся изображениям, вовсе не была ослепительной красавицей, но, видимо, сочетание выдающегося ума, дивного голоса (об этом упоминается в античных источниках), южного темперамента и непередаваемого женского шарма производило неотразимое впечатление.
У Пушкина очень точно сказано - "царица голосом и взором свой пышный оживляла пир" - не красотой, заметьте!
Хотя, будь у нее габариты Монтсеррат, вряд ли бы ее успех был столь ошеломительным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-03 17:55 (ссылка)
В любом случае в момент встречи с Цезарем она была довольно юной - если я правильно помню:-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-04 03:22 (ссылка)
Да, 16 лет. А Птолемею было 13! По-моему, только Селларс попытался это отразить, создав не столько карикатуру на восточного деспота, а образ "трудного" подростка, которого в конце становится жалко.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-04 18:15 (ссылка)
Интересно, а Буссани об этом знал?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-05 05:43 (ссылка)
Главное, что знали Гендель и Хайм (последний вообще знал всё на свете, будучи знатным эрудитом). Кстати, из этого знания проистекает и вся линия Корнелии: на самом деле она была не матерью фактически взрослого сына, а молодой красивой женщиной, последней, пятой женой Помпея (Секст был его сыном от третьего брака, а четвертой женой была умершая родами дочь Цезаря). Соблюдая приличия, либреттист не мог даже намекнуть открытым текстом на бурную семейную жизнь Помпея, но, если этого не учитывать, не очень понятно, почему Ахилла и Птолемей наперебой домогаются любви почтенной матери семейства.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-05 16:48 (ссылка)
Последнего факта постановщики, к сожалению, совсем не учитывают - вспомните, какая жуткая Корнелия в постановке Селларса (я имею в виду внешне, разумеется:-))) Исключение составляет, пожалуй, последняя постановка в Копенгагенской опере (с Шоллем), где Корнелия, хотя и не выглядит юной, тем не менее, ослепительно хороша (худа!) и очень даже сексуальна:-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2008-01-03 11:06 (ссылка)
В английской постановке, где Цезаря поет Джанет Бейкер, эта сцена решена иначе: там Цезарь словно бы проговаривает ее доверительно Курию, стоя на переднем плане у колонны - а Птолемей на заднем плане. Только там несколько затянут темп и тяжеловата акцентуация, хотя Бейкер мне в принципе очень нравится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-03 15:59 (ссылка)
Но студентам, все-таки, нельзя показывать - как мне кажется. Ибо по-английски, что несколько запредельно:-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-01-03 16:51 (ссылка)
Я иногда показываю какую-то одну сцену (например, выходную арию Цезаря), а потом перехожу на Селларса.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_corso_@lj
2008-01-03 17:59 (ссылка)
Понимаю - сравнивать всегда чрезвычайно интересно:-))) К тому же, Джанет Бейкер мне тоже очень нравится...

(Ответить) (Уровень выше)