Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет d_pankratov ([info]d_pankratov)
@ 2007-11-30 10:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Начало войны.
29 ноября 1939 года посланнику Финляндии в Москве была вручена нота о разрыве дипломатических отношений СССР с Финляндией. 30 ноября в 8 часов утра войска Ленинградского фронта получили приказ перейти границу с Финляндией. В тот же день президент Финляндии К. Каллио объявил войну СССР.

Советский Союз и Финляндия пришли к военному столкновению не случайно. Причины войны кроются в истории их взаимоотношений и проводившейся политике. Финляндский сейм провозгласил государственную независимость уже 6 декабря 1917 года. В соответствии с постановлением сейма финляндское правительство обратилось к Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК) с просьбой о признании и 4 января 1918г. ВЦИК признал независимость Финляндии. Следует признать, что с самого начала правительство Финляндии было настроено враждебно по отношению к Советской России.
Националистические, давние антирусские предрассудки порождали в финских правящих кругах недоверие к нашей стране, не позволяли реалистически оценивать положение Финляндии и осознавать, что самая лучшая гарантия безопасности малой страны, граничащей с великой державой - это добрососедские отношения, основанные на взаимном доверии. Вспыхнувшая весной 1918 г. гражданская война в Финляндии, прямое вмешательство правительства Советской России и поддержка им путча финской Красной гвардии, захват красными столицы страны - Гельсингфорса (Хельсинки), городов Таммерфорс (Тампере), Выборг (Вийпури) и других промышленных центров в южной части страны, бегство правительства страны в г. Ваза (Вааса) - эти обстоятельства дали повод для формального обращения правительства Финляндии за военной помощью к Германии и для объявления состояния войны с Россией. В ответ на обращение, в помощь белофинским войскам под командованием бывшего царского генерал-лейтенанта К. Г. Маннергейма, немцы 3 апреля 1918г. высадили в порту Ганге (Ханко) экспедиционный корпус генерала фон дер Гольца, который двинулся на Гельсингфорс. После подавления выступления финской Красной гвардии и окончания гражданской войны правительство Финляндии в мае 1918г. порвало свои отношения с Советской Россией.
Поражение Германии в первой мировой войне заставило финляндское правительство переориентироваться в своей внешней политике на страны Антанты, прежде всего на Англию и Францию. Летом и осенью 1919г. Финляндия, продолжая оставаться в состоянии войны с Россией, открыто помогала английским интервентам, стремившимся уничтожить Балтийский флот и открыть дорогу на Петроград кораблям английской эскадры и войскам белогвардейского генерала Юденича. Правительство Финляндии разрешило базироваться в проливе Бьёрке-Зунд и в порту Койвисто в 35 милях от Кронштадта отряду английских торпедных катеров и авиаматке "Виндиктив" с 12 самолетами. Торпедный катер англичан 16 июня 1919 г. около Толбухина маяка атаковал и потопил крейсер "Олег". Английские самолеты с 26 июня 1919г. почти ежедневно совершали налеты на Кронштадт, а в ночь на 18 августа 1919г. отряд торпедных катеров и авиация совершили комбинированный налет на гавань Кронштадта с целью уничтожения боевого ядра советского Балтийского флота.
Провокации на границе, действия с финской территории белогвардейских от-рядов так называемой Олонецкой добровольческой армии в 1919-1920 гг. заставляли командование Красной Армии держать значительные силы 7-й армии на Карельском перешейке (между Финским заливом и Ладожским озером) и Петрозаводском боевых участках. Разгром интервентов и белогвардейских войск Колчака, Деникина и Юденича, укрепление Советской России побудили правительства обеих стран заключить 14 октября 1920 г. в г. Юрьеве (Тарту) мирный договор. Однако, вступивший в силу с 1 января 1921 г. мирный договор не преодолел антисоветских настроений в Финляндии. В августе 1921 г. финляндское правительство потребовало от РСФСР осуществления в Советской Карелии проведения плебисцита и установления "демократического" строя, как того требовал мир-ный договор. Не ограничиваясь этим, Финляндия образовала на своей территории так назы-ваемое Карельское правительство и организовала нападение на Карелию вооруженных бело-карельских отрядов. По всей Финляндии шел сбор помощи белокарельским отрядам и открыто работали вербовочные бюро, посылавшие пополнение карельским повстанцам. Финляндское правительство приняло де-легацию карельских белогвардейцев и обратилось к Лиге наций с предложением рассмотреть карельский вопрос.
В августе 1921 г. белогвардейцы вторглись в пределы Советской Карелии, захватили несколько населенных пунктов, но ненадолго. В течение нескольких месяцев они были разгромлены. В январе 1922 г. была организована новая провокация. В пограничные районы Карелии с финской территории были направлены многочисленные отряды для инсценировки "восстания" карельского народа против советской власти, установленной большевиками. Но и на этот раз их авантюра провалилась. Красноармейские части созданного Карельского фронта под командованием С. С. Каменева разгромили финских интервентов и карельских повстанцев.[3] В последующие годы вооруженные группы белогвардейцев и белофиннов продолжали совершать нападения на советскую территорию. Учитывая всю опасность действия этих групп, Советское правительство 19 октября 1923 г. заявило, что при повторении налетов на нашу территорию оно будет вправе считать, что со стороны Финляндии против РСФСР начались военные действия со всеми вытекающими последствиями.[4] Такая ультимативная постановка вопроса возымела действие. Вторжения крупных отрядов с участием военнослужащих финской армии прекратились. Но нападения небольших по численности диверсионных групп на советских пограничников и их проникновение на советскую территорию продолжались вплоть до начала 30-х годов. И в последующие годы отношения между Финляндией и Советской Россией были далеко не добрососедскими, поскольку наша страна по-прежнему оставалась в глазах финских правящих кругов естественным и единственно возможным врагом. Что касается друзей и потенциальных союзников Финляндии, то их выбор определялся согласно известному тезису, выдвинутому президентом Финляндии в 1931-1937 гг. П. Э. Свинхувудом: "Любой враг России должен всегда быть другом Финляндии".
Справедливости ради следует отметить, что и действия советской стороны в отношении Финляндии не способствовали добрососедскими отношениями. Здесь прежде всего следует указать на инспирирование в январе 1918 г. путча Красной гвардии, вмешательство Советской России в гражданскую войну в Финляндии, выразившееся в вооружении и поддержке финской Красной гвардии в ее борьбе с правительством и сеймом страны. В частности финским красногвардейцам было передано все оружие и боеприпасы бывшего русского 42-го отдельного корпуса, гарнизоны которого располагались в Финляндии в годы первой мировой войны и подлежали эвакуации по условиям Брестского мира, заключенного между Германией и Советской Россией в марте 1918 г. Оружие красным финнам доставлялось и непосредственно из Петрограда. На советской территории укрылось несколько тысяч финских красногвардейцев после своего поражения в мае 1918 г. В дальнейшем, на протяжении 20-х и 30-х годов активное вмешательство во внутренние дела Финляндии продолжалось по линии Коминтерна. Это выражалось в поддержке находившейся в подполье финской компартии, в засылке на территорию Финляндии подрывных элементов - агентов Коминтерна, и в прямом руководстве из Москвы борьбой финской компартии за свержение буржуазного строя в стране
Некоторое улучшение советско-финляндских отношений наступило в начале 30-х годов. В 1932 г. между Финляндией и Советским Союзом был заключен договор о ненападении. Срок его действия, после продления в 1934 г. по инициативе СССР, заканчивался в конце 1945 г. В декабре 1935 г. финляндский парламент одобрил заявление о том, что страна в своей внешней политике будет следовать нейтральной, скандинавской ориентации. Но советское политическое и военное руководство считало, что территория Финляндии, а при определенных условиях и ее вооруженные силы, могут быть использованы некоторыми империалистическими державами в агрессивных антисоветских целях. Об этом напоминал опыт истории финляндско-советских отношений. Германия уже вводила свои войска на ее территорию, а Англия ранее также использовала территорию Финляндии для вылазок против СССР. Политический курс финляндского правительства показывал, как это представлялось в Москве, что заявление о нейтралитете могло иметь чисто формальный, символический характер. В своих международных делах Финляндия лавировала между соперничавшими за гегемонию в Европе группировками империалистических государств, всегда пристраиваясь в кильватер сильнейшей. Государственные, политические и военные круги Финляндии сделали соответствующие выводы из складывавшегося соотношения сил в Европе. В гитлеровской Германии они увидели главную внешнюю опору, с помощью которой можно было осуществлять антисоветский политический курс.
С 1935 г. стало заметно, что Финляндия совершенно открыто начала проводить политику сближения с Германией, чья заинтересованность в этом объяснялась политическими, экономическими и, прежде всего военно-стратегическими соображениями. Между военными руководителями, генеральными штабами и разведками обеих стран установилось тесное сотрудничество, демонстрацией которого являлись частые взаимные визиты высших офицеров, визит дивизиона немецкий подводных лодок в Хельсинки в августе 1937 г., а весной следующего года - эскадрильи военных самолетов. Советское правительство не могло поэтому с полным доверием относиться к финляндской политике нейтралитета. Впрочем, также и финское правительство относилось без доверия к советской политике "мира и дружбы между народами" с коминтерновским "привкусом".

читайте дальше - хороший полный материал об этих событиях


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]d_pankratov@lj
2007-11-30 11:00 (ссылка)
дык о том и речь, что не положили, а только "возжелали" и обязали меня их заработать ... положите к себе в журнал своё мнение и дайте ссылку - вот это и будет равновесие

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oboguev@lj
2007-11-30 11:18 (ссылка)
Я сожалею о неаккуратно и поспешно написанной фразе (у нас здесь 6 утра), однако на мой взгляд Вы зря фиксируетесь на мелких деталях отёса в ущерб содержанию.

Содержание же таково, что СССР (и русские в этом с СССР совпадали) имел обоснованные оборонные интересы и предлагал Финляндии разумные условия в том, что касалось территориальной полосы вокруг Ленинграда. Почему Таннер и Паасикиви эти условия не приняли -- не вполне ясно, возможно что недооценивая решительность СССР, а также насмотревшись сцен произошедших в прибалтике и опасаясь, что "протяни советам руку, откусят по локоть".

Однако намерения СССР этим не ограничивались, а включали также экспансию в Европу и на Скандинавию.
(Напомню хотя бы требования СССР высказанные Молотовым Гитлеру на переговорах о вступлении СССР в пакт Оси.)
Первым шагом к чему были планы коммунизации Финляндии.

Предлагая русским занять позицию "одобрямс" в адрес советской политики, рисуя ложный образ СССР как государства без агрессивных террористических намерений, предлагая русским отождествиться с советским режимом и поставить знак равенства между русскими интересами и советскими, Вы фактически предлагаете русским "в нагрузку" к легитимным русским интересам также признать себя уродами -- предложение, мягко говоря, небезобидное. Нужно ли это русским?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_pankratov@lj
2007-11-30 11:26 (ссылка)
"террористических намерений" - лишнее
любое государство существует только за счёт возможности оберегать своё существование (силы), любое государство с преобладанием силы, находясь в кругу недружественных держав действует сообразно человеку в окружении нескольких противников
здесь - тоже самое

"предлагая русским отождествиться с советским режимом" - не было такого

режим и народ - это в большинстве случаев разные вещи, о сём неоднократно говорил
в своих сообщениях я всегда подчёркиваю способность народа несмотря ни на что побеждать
в данном конкретном случае - речь именно об этом

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oboguev@lj
2007-11-30 12:11 (ссылка)
> "террористических намерений" - лишнее

Отчего же лишнее?
Разве террор не был обычной и неотъемлемой практикой советского строя?

Добавлю сюда также квалификацию: "намерений экспансии деспотизма".

> любое государство существует только за счёт возможности оберегать своё существование (силы), любое государство с преобладанием силы, находясь в кругу недружественных держав действует сообразно человеку в окружении нескольких противников

Это порочный принцип.

Он не указывает, с чем связаны причины враждебности окружающих стран.

В случае СССР они были связаны с агрессивным террористическим и деспотическим характером советского режима. На которые накладывались также и опасения вызываемые памятью экспансионистской политики императорской России, но прежде всего это были опасения порожденные именно природой, доктриной и практикой советского режима.

Высказанный Вами принцип в приложении к СССР на бытовой язык перевести можно так: "любой бандит оказавшийся в окружении граждан, к этому бандиту нерасположенных и его опасающихся, действует сообразно человеку оказавшемуся в окружении противников". Однако при этом Вы СССР называть бандитом отказываетесь, и выступаете в его отношении апологетически (таков тон Вашей заглавной статьи и выборка материалов в ней).

Глядя из сегодняшнего дня, этот подход делает дурную услугу русскому народу в нескольких отношениях:
    Романтизирует и отмывает бандитский (преступный) и антирусский режим.
    Причём режим являющийся сосредоточением всех тех политических пороков, преодоление которых является ключевой национальной задачей русских. Который в метаморфизированной форме и сегодня противостоит русским не на жизнь, а на смерть и который в последние годы привёл к колоссальной разрухе и сверхсмертности.
    Вместо отрицания авторитаризма (причём в его наиболее преступной форме) и его осуждения, Ваш подход наоборот сохраняет за русскими ауру авторитариев и апологетов авторитаризма и коммунистических преступлений. Из чего для окружающих народов неизбежно следуют определенные выводы в отношении русских и возможного отношения к ним.

Нужно ли это русским?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_pankratov@lj
2007-11-30 12:49 (ссылка)
"Романтизирует и отмывает бандитский (преступный) и антирусский режим."

да он что в Российской Империи начхал на простой народ, что в СССР, что в России... одинаково с разными акцентами

я сохраняю за русским народом только одно - непреклонную способность побеждать

дальнейший спор считаю неуместным для себя

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oboguev@lj
2007-11-30 13:01 (ссылка)
> да он что в Российской Империи начхал на простой народ, что в СССР, что в России... одинаково с разными акцентами

Российская Империя отнюдь не занималась геноцидом русского народа и его национальным уничтожением.

> я сохраняю за русским народом только одно - непреклонную способность побеждать

Способность побеждать прежде всего опирается на здравое мышление.
Сознание своего прошлого и созданного им контекста, ныне окружающих обстоятельств, стоящих перед нацией задач и возможных путей их достижения, политических возможностей и опасностей.

Если же "непреклонную способность побеждать" свести к "непреклонности духа", то в таком духе можно как баран разбежаться и долбануть рогами в стену. На чём и закончится вся "победа".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Смешно
[info]alexandr_palkin@lj
2007-11-30 21:18 (ссылка)
Вы сами-то поняли, что написали?

(Ответить) (Уровень выше)

Ничего не поняли, ничему не научились.
[info]alexandr_palkin@lj
2007-11-30 12:04 (ссылка)
"Новые белые". Их обесовлённые деды свергли Императора, и носились по улицам толпами, крича "Свобода, свобода!". В это время бандиты за 3 дня вырезали всю полицию вместе с семьями. Пока они бушевали, запечатанные усилиями ОО в закордонье, тюрьмы и ссылку безумнейшие революционеры наползли в столицы и дали пинка мечтателям. Затем революционеры начали войну за власть. Победили, как сказал один Святитель, те, чьи "бесы были крупнее". А точнее - более свирепые и государственно организованные. К Второй Мировой войне большинство из значимого руководства эммиграции верно служили СССР через резедентуру НКВД. После встреч с наиболее политически активными представителями вроде бы русского зарубежья после 1991 года: Боже мой, да они большевики, натуральные большевики. В России такие вывелись." Были и Исключения из Правила.Говорили, говорили, а на Возвращение не накопили.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -