Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет definite ([info]definite)
@ 2006-02-20 16:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Армия. 3.
Организация жизнедеятельности.

Обычно в часть солдаты попадали из учебки, где их полгода натаскивали по уставам, строевой подготовке и радиоперехвату. Учили добротно, так что каждый потом был в состоянии разобрать несколько букв в сообщениях с немецким или турецким акцентом. Служить туда брали всех подряд, а вовсе не только студентов с филфаков, так что исходный человеческий материал был разной степени подготовленности и разных способностей. Помню, был у нас довольно тормознутый боец из Ворошиловграда. Когда его спросили, как он попал сюда служить, он рассказал, что в военкомате ему задали два вопроса: Какое образование? Английский знаешь? Он честно ответил, что закончил сельскохозяйственный техникум, а по английскому у него была четверка. Всё, посадили ловить береговую авиацию норвежских ВВС.

Поскольку молодых солдат привозили в часть только через полгода после призыва, то они и были духами, т.е. несли все тяготы и лишения воинской службы. Таких, как я, попавших туда не через учебку, были единицы, поэтому наш статус был точно таким же. Через полгода все перемещались на ступеньку выше в иерархической лестнице.

Дедовщины в том понимании, которое сейчас стало основным, т.е. физические издевательства и т.п., у нас не было. Во-первых, с ней боролись. Когда я приехал в часть, командир роты мне так и сказал: "Если что будет, сообщай. А если зафигачишь в дедушку табуреткой, поедешь в отпуск". Сообщать было не о чем, а один боец однажды таки зафигачил в дедушку табуреткой. Дедушке ничего не было, а боец поехал, только не в отпуск, а в психушку, откуда через месяц вернулся притихшим. Вообще, обостренное отслеживание дедовщины иногда оборачивалось совсем уж отрицательными сторонами. Однажды в карауле я выстрелил из автомата. Случайно. Было 4 часа утра, я сменился, поставил автомат на специальную стойку, и вместо того, чтобы отсоединить магазин, передернуть затвор и нажать курок, сразу передернул и нажал. Устал, спать хотелось, стормозил. После этого меня долго тягали на допросы к командиру роты, замполиту, командиру батальона и другим товарищам, и все они хотели только одного, чтобы я признался, что стрелял специально в начальника караула, сержанта, т.к. он надо мной издевался. А ничего подобного и не было, сколько раз мы сним в караул ходили. В общем, отбился как-то от роли жертвы.

Во-вторых, молодые солдаты с дедушками практически не пересекались. Боевые дежурства проходили круглосуточно в четыре смены, в среднем по 6 часов. Обычно опытный оператор (т.е. как раз солдат, прослуживший больше года) в сутки отсиживал по две смены, первую и третью или вторую и четвертую. В промежутках можно было спать (8 часов сна в сутки соблюдалось строго, пусть и в разбивке по четыре часа). Если дежурить вторую и четвертую смену, то человек практически выпадал из стандартной армейской жизни - подъем, зарядка, работы по территории и т.д. В эти смены ходили деды. Черпаки ходили в первую и третью смену. Эти смены были менее удобными, т.к. при необходимости могли и припахать вместо дневного сна перед третьей сменой. Молодые солдаты ходили в наряды, пахали на текущих работах и постепенно внедрялись в смены, чтобы набраться опыта. Командиры все это, разумеется, прекрасно понимали, но в такой системы была и определенная логика - на постах сидели опытные операторы, что гарантировало выполнение боевой задачи, а старослужащий в наряде - головная боль для всех, т.к. работать по-настоящему он все равно не будет.

Зато признаки дедовщины в полной мере проявлялись в ритуалах, в первую очередь в одежде. Опытный человек всегда мог определить срок службы солдата с первого взгляда, т.к. негласно было регламентировано все - количество милиметров, на которые подворотничек выступает над воротником, толщина подворотничка, толщина ремня, угол загиба пряжки, способ ношения пилотки, способ организации складок гимнастерки под ремнем и т.д. Кроме того, были специальные ритуалы поведения на боевых дежурствах, о чем в следующий раз.

Самым строгим наказанием было мытье полов. Во-первых, всегда можно сказать, что пол недостаточно чистый. Во-вторых, мыть пол можно по-разному. У нас был принят классический способ: на пол выливалось ведро воды, боец вооружался куском мыла и щеткой и мыл. Потом вода собиралась тряпкой. Кстати, пол после этого действительно сиял. Кроме полов можно было мыть лестницы, стены, раковины, двери и так до бесконечности. Полы указанным способом мыл каждый наряд по роте, каждый караул, почти каждый наряд по столовой. После армии я несколько раз таким способом мыл полы дома. Мистер Проппер из рекламы отдыхает. Совместное мытье полов делало людей лучшими друзьями, а особо строгий сержант, часто заставлявший мыть и придиравшийся к результату, был нелюбим всеми. Через пару месяцев интенсивной помывки полов у меня родилась народная мудрость "Кто много мыл, тот много понял", но сейчас я уже не вспомню, что именно я под этим подразумевал.

А еще у нас был клуб, а в клубе был культурный досуг. По субботам и воскресеньям показывали кино. Кино было бесплатным, зато в прокате не было ни одного фильма, произведенного после 1970 года. Кажется, все они были черно-белыми. Так продолжалось несколько месяцев, а потом кооператор из райцентра открыл золотую жилу. Дважды в неделю он приезжал в часть, извлекал из багажника машины телевизор "Рубин" и видеомагнитофон ВМ-12 и показывал два фильма в день. По 50 копеек за один фильм с человека. Наверное, в Ленинграде видеосалоны были подороже, но зато тут была массовость. Замполит запретил показывать эротику, но все остальное я впервые увидел именно там. Гонконгские боевики, американские ужастики, Роки, Рэмбо... С Рэмбо, конечно, была некоторая идеологическая нестыковочка, но командование части глаза на это закрыло. Перед каждым сеансом кооператор спрашивал, что будем смотреть (имелся в виду жанр, не более того, фамилии режиссеров никто не знал), и все громко кричали: "Боевик!" или, там, "Комедию!" Продвинутая публика хотела смотреть ужастики (до сих пор помню "Седьмые врата ада"). После нескольких показов выяснилось, что быковатые бойцы из автовзвоза (почему-то большинство было родом из западноукраинских деревень) ужастиков боятся. Они не выдерживали и уходили с середины, а ночью они кричали, поскольку их мучали кошмары. Так что жанровое разнообразие со временем ограничилось комедиями с молодым Джеки Чаном и боевиками второго сорта. Потом сборы стали падать и кооператор почти перестал приезжать.


(Добавить комментарий)


[info]ailoyros@lj
2006-02-20 11:04 (ссылка)
До чего же все похоже!
У нас кооператор сдавал видик на вечер за 25 рэ (со всех). А кассеты присылали из дома, были такие братья Новиковы, москвичи. Им присылали Шварцнегера и Чанга, а я часто переводил, т.к. знал английский.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2006-02-20 11:17 (ссылка)
Надо же, а я думал, что это только у нас видеосалон был. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]radio_weiss@lj
2006-02-20 12:07 (ссылка)
он даже в Высшей школе КГБ был, хоть я его, по понятным причинам, там не смотрел :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2006-02-20 12:25 (ссылка)
Вот Высшая школа КГБ как раз не удивляет. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]radio_weiss@lj
2006-02-20 12:29 (ссылка)
пошли про котят поговорим, лучше.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ailoyros@lj
2006-02-20 12:12 (ссылка)
Прямо в казарме и смотрели.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2006-02-20 12:26 (ссылка)
В ленинской комнате? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ailoyros@lj
2006-02-20 12:43 (ссылка)
Да, а иногда договаривались с деж. офицером и ставили прямо в спальню телевизор.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jewgeniusz@lj
2006-02-20 12:45 (ссылка)
Вот, помнится, в известной нам с тобой в/ч 31920 в ленинской комнате дОсуга видак был... ;-) Причём, кажется, как сообщалось в юбилейном буклетике (к полтиннику части) -- "купленный на средства, заработанные военнослужащими в ходе..." я уж и не помню чего, шабашки какой-то...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]006rus@lj
2006-02-22 15:39 (ссылка)
я тоже служил в в\ч31920 ноябрь 83-85г в радиобюро а ты когда служил?и в каком подразделении?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2006-02-26 03:49 (ссылка)
Балашиха? Поселок Северный? :)
[info]jewgeniusz@lj там только короткие военные сборы отбывал после университета, а вот я в этом поселке жил с детства и до 90-го года, да и сейчас раз в неделю там бываю. Отец, правда, служил в другой части (в спортроте).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]006rus@lj
2006-02-22 15:58 (ссылка)
ищу сослуживцев служил в в\ч 31920 с 83по 85г радиобюро.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dreiviertel@lj
2006-02-20 11:05 (ссылка)
Впечатление остается очень благостное. Интересно, это у меня на фоне стереотипов, у тебя за давностью лет или действительно было все довольно тихо-мирно-неужасно?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]nemica@lj
2006-02-20 11:14 (ссылка)
По-моему, и тогда, и сейчас в разных местах сильно отличается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dreiviertel@lj
2006-02-20 11:18 (ссылка)
Это конечно. Я именно конкретно дефинитовские воспоминания имею в виду.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]definite@lj
2006-02-20 11:16 (ссылка)
Оно действительно было неужасно, если сравнивать с сегодняшними стереотипами. Разумеется, было стандартное армейское тупоумие, злобные прапорщики, грязные работы и т.д., но ГУЛАГа не было совершенно точно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nemica@lj
2006-02-20 11:12 (ссылка)
Как-то по-человечески у вас все было. Видимо, потому что делом занимались настоящим.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2006-02-20 11:20 (ссылка)
Именно так. Дедовщина в диких проявлениях возникает от скуки и ничегонеделания. Если же ты каждый день по 12-13 часов сидишь в наушниках, а в промежутках ешь и спишь, то заставлять духа приседать уже неинтересно, да и некогда. Это, разумеется, если приседающего духа считать за развлечение, что тоже далеко не для каждого.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ailoyros@lj
2006-02-20 12:13 (ссылка)
Ну, и потом это была все же часть достаточно интеллектуальная, как и та,в которой служил я. Много офицеров, много солдат из студентов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2006-02-20 12:29 (ссылка)
Да, студентов было от трети до половины. Но нехорошие люди встречались и среди студентов.
А офицеров, кстати, было немного. Командир роты, три комвзвода и старшина. В начальниках смены ходило 3-4 прапорщика. Были еще всякие технари, но мы их почти никогда не видели.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nemica@lj
2006-02-20 13:46 (ссылка)
У меня знакомый после института рядовым служил пару лет назад, кроме него двое было с высшим - из физкультурного института и агроном.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2006-02-21 03:40 (ссылка)
С высшим - это немного другое, после института многие или лейтенанта получают, или косят по-взрослому. А тогда всех студентов призывали после 1-2 курса.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nemica@lj
2006-02-21 04:08 (ссылка)
А, точно, а потом они возвращались в институт, позабыв все, чему их учили.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]donnanna@lj
2006-02-20 12:26 (ссылка)
очень интересно ;)

(Ответить)


[info]andin@lj
2006-02-21 07:21 (ссылка)
Так все познавательно!!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

в\ч 31920
(Анонимно)
2006-04-07 15:57 (ссылка)
По поводу развлечений личного состава...
Дембельнулся осенью 92 го. За пол года до этого в роту привезли бильярд и ... игральный автомат, тот который с щупальцем :)Бильярд поставили в офицерскую (здоровыя комната с расставленными по углам разобранными телеграфными аппаратами), а игральный автомат в ленинскую( ещё более здоровая комната, но со школьными партами и Ильичем в углу, провинился видать).Бильярд в основном был доступен дедам и сержантам ( офицеры само собой), а вот игральный автомат...
Наполнялся он призами добровольно-принудительно, под присмотром офицеров, при получении жалования, у всех солдат и сержантов удерживалась определённая часть средств ( какая, уже не помню ). После отправлялся посыльный в военный городок и закупал сигареты, зубные щетки, пасты и всё иное, что не запрещено иметь личному составу.Всё приобретённое засыпалось в аппарат и... такого ажиотажа ленинская комната в своей истории не знала.
Очередь, как за водкой при Горбачеве, т.к за попытку платить было не нужно, жмешь на спешиал кнопочку и пытаешь судьбу заново. Вытянувший что-либо с гневом отгонялся остальными страждущими. Что и говорить, призы с такими раскладами таяли на глазах, а автомат к отбою просто дымился. Через пару дней в нем оставался только декоративный наполнитель (разноцветные пластмаски) и что-то совсем не потребное(тюбик пасты "Жемчуг", жестоко измачаленный щупальцем и постоянными падениями с полуметровой высоты, с пробитыми боками и следами пастоподтеков).Далее эта игрушка находилась в забвении до следущей получки.
Кто надоумился притащить эту штуку в армейскую часть и главное, зачем, не известно. Видимо военная тайна!
p.s. а две пластмаски из наполнителя у меня в коробочке лежат, память о ратных подвигах ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: в\ч 31920
[info]definite@lj
2006-04-10 02:57 (ссылка)
Да уж, игральный автомат с зубной пастой в ленинской комнате - это полнейший сюрреализм. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: в\ч 31920
[info]fredd_666@lj
2006-06-19 04:32 (ссылка)
...служил я в этой части с 2001 по 2003.в 24 КОиО начальником был подполковник Васько...приятна вспомнить...тока игрового автомата с бильярдом у нас небыло =)
зато нам начальник подарил "сегу" чтобы мы не юзали его комп =)..ну и видак мы приобрели ,для себя...так вот!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: в\ч 31920
(Анонимно)
2006-12-28 20:35 (ссылка)
А я в этом году дембельнулся со 2-го центра.у нас PSone была,а в части DVD.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: в\ч 31920
(Анонимно)
2008-07-23 12:28 (ссылка)
Служил и телефонно центре в 87 - 89 гг. Скидывались на кинопроектор и стиральную машинку.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vk11@lj
2008-12-19 06:01 (ссылка)
8 часов сна в сутки соблюдалось строго, пусть и в разбивке по четыре часа - это ненаучная фантастика... 8-)

(Ответить)