Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет definite ([info]definite)
@ 2003-10-02 15:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Не люблю журналистов
Я знаю, что нехорошо так говорить обо всех людях, занятых этим древним ремеслом. Как у любого уважающего себя антисемита есть друзья евреи, так и у меня есть друзья журналисты, а среди френдов их едва ли не больше, чем представителей других профессий. Но поделать ничего не могу - сердцу не прикажешь. Для того, чтобы рассказать обо всех причинах такой нелюбви потребуется слишком много времени, поэтому я ограничусь примерами. Для начала - одним примером, на который меня натолкнула [info]maiwen@lj.

В ее ЖЖ об этом можно прочитать здесь и здесь. Вкратце история выглядит так. Харизматичный преподаватель журфака объявляет спецсеминар под названием "Раскрытие одной тайны". На семинар записывается куча студентов, он везет их в Переделкино, показывает могилу забытого писателя Зиновия Давыдова и говорит, что они будут извлекать это имя из забвения. Студенты рады, глаза горят. Все в восторге.

Что нам в них не нравится?
Насколько я представляю себе идею спецсеминаров, они предназначены для того, чтобы студенты могли подробно изучить какую-либо интересующую их узкую тему по своей специальности. Для того, чтобы понять, интересует ли их эта тема, студенты должны знать, о чем она. Из названия "Раскрытие одной тайны" не следует абсолютно ничего. Студенты повелись на личную харизму преподавателя и на завлекательное название темы - кто же не хочет раскрыть тайну? Но обман заложен уже в самом названии. Тайна - это то, о чем известно хоть что-нибудь, но при этом что-то, о чем хочется узнать, скрыто. Наличие надгробного памятника само по себе тайны не несет, но интерес можно искусственно подогреть - и результат не заставит себя ждать. Если писатель жил и похоронен в Переделкино, то это означает, что у него была достаточно успешная жизнь, его специально не замалчивали и не репрессировали. Если при этом уже через несколько десятков лет о нем никто не помнит, то, видимо, литературного или общественного интереса он не представляет. Какая уж тут тайна - обычный третьестепенный писатель. От Советской власти имел неплохую кормушку, но в памяти народа и литературоведов не остался.

Я не сомневаюсь, что участники этого спецсеминара будут хорошо работать. Они поедут в библиотеки и архивы, они раскопают родословную и найдут потомков. Потом они, может быть, даже напишут статью, которая, так и будет называться - "Раскрытие одной тайны". К статье будет прилагаться фотопортрет автора и снимок надгробия. Будет сказано что-нибудь глубокомысленное о неслучайности соседства с Чуковским и Пастернаком. Только все это мыльный пузырь.

Нет никакой тайны в могиле забытого советского писателя. Он не интересен никому. Но студенты научатся давать пустышкам красивые названия. Они поймут, как из ничего можно сделать сенсацию или открытие. Самые умные из них поймут, что для лучшей проходимости сенсации с красивым названием важно соседство с действительно громкими именами, а также личность, обаяние и харизма того, кто подает этот материал. В общем, они научатся пускать мыльные пузыри, выдавая их за драгоценности.
За это, в частности, я и не люблю журналистов.

Дисклеймер 1. У меня дома лежит книга о Мандельштаме, написанная О.Лекмановым, преподавателем, ведущим этот семинар. По отзывам людей, чье мнение я глубоко уважаю, это очень хорошая, профессионально написанная книга.
Дисклеймер 2. Бывают и хорошие журналисты. Но их число невероятно мало по сравнению с числом плохих.


(Добавить комментарий)


[info]tari_bird@lj
2003-10-02 01:58 (ссылка)
Все мы периодически пишем посты на эту тему... :( Только тебе, в отличие от меня, удается сдерживать свои эмоции. Я - так сразу изо всех кормовых. :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2003-10-02 02:09 (ссылка)
Знаешь, какого труда стоит сдержать свои эмоции и не написать в ответ на какое-нибудь высказывание что-то типа: "%@$&* ты, как и все журналюги!" :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maiwen@lj
2003-10-02 02:11 (ссылка)
спасибо, я тебя тоже очень люблю :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mincao@lj
2003-10-02 02:12 (ссылка)
Изо всех кормовых? Они тебя преследуют?! :-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tari_bird@lj
2003-10-02 06:27 (ссылка)
Не, это просто разворачиваюсь, занимая более удобную позицию :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anastasia_r@lj
2003-10-02 02:29 (ссылка)
*Голос журналиста и знакомой Лекманова*

Да-да, именно за это я нас и не люблю. :) Вся история - очень в духе Олега. Я прекрасно понимаю и сочувствую такой вылазке, вообще всей ситуации с харизматичным преподавателем - "Общество мертвых поэтов" и так далее. Беда в том, что на литературе мертвых поэтов надо именно что изучать, нудно и кропотливо. Я сама очень поздно это поняла - собственно, когда уже перестала учиться. А пока училась, неизменно делала выбор в пользу харизматичных личностей, а не зануд-ученых. К сожалению.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2003-10-02 02:50 (ссылка)
Против вылазки из стен университета как таковой я ничего не имею. Моя жена, когда преподавала первокурсникам, лекцию по Булгакову проводила в том самом подъезде на Б.Садовой, 50. Сажала их на ступеньки лестницы и полтора часа читала лекцию, после чего они шли в саму квартиру. Но это была нормальная академическая лекция, а усвоение материала шло на редкость хорошо. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jewgeniusz@lj
2003-10-02 05:07 (ссылка)
В этой истории мне больше всего жаль жильцов того самого подъезда в доме на Б.Садовой, 50. Там ведь, помимо прочего, жилой дом, а кто там только не шастает. :) Студенты твоей жены... Мы, классом, в бытность школьниками (были у нас такие уроки литературы -- в виде прогулок по Москве, благо школа в центре)... и прочие, прочие, имя им (нам) -- легион... ;-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anuna@lj
2003-10-02 06:02 (ссылка)
Жалко кончено. Но они тоже, не будь дураки - водой поливаются, если сильно мешать ;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alik_manov@lj
2005-03-25 08:59 (ссылка)
Во-первых, я не журналист, а филолог. Журналистом, увы или ура, никогда не был и не буду. Во-вторых, что будет? Не будет, а есть статья о Давыдове (будет напечатана в Тарту). В-третьих, идея была вовсе не в том, чтобы поднимать Давыдова до Чуковского и Пастернака, а в том, чтобы присмотреться к судьбе еврея, прошедшего через увлечение модернизмом в Киеве, борьбу с космополитизмом, войну, травлю, переписку с Горьким - короче, через ужасную нашу советскую эпоху. Не гения, а именно - обыкновенного человека, такого, как все. И последнее (к тому, что Настя написала): не знаю, как в жизни, а в профессиональном кругу я вроде бы считаюсь не только и не столько харизматической личностью, а вполне серьезным профессионалом, работающим в архивах и проч. Поэтому про "в духе Олега" я не очень понял. Ведь мы же по "профессиональной" линии, вроде бы, не пересекались?
(Ответить)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anuna@lj
2003-10-02 02:53 (ссылка)
В целом - соглашусь. Есть такая проблема.
Но вот в данном конкретном случае - может быть это кто-то действительно незаслуженно забытый окажется на поверку? Может, он и не стихами, а чем еще выдавался. А может и стихами. Неважно.
И цель семинара в том, чтобы показать, что и за обычной могилой может скрываться интеренсная судьба и человек. И что журналист должен обращать внимание не только на громкие имена, но и на те, что с первого взгляда не блестят. Или уметь писать о среднем советском писателе именно потому что он средний, сравнить с вегодняшним средним, дать повод подумать.
Дисклаймер1: Я ПРОТИВ ПОЧКОВАНИЯ РАДЗИНСКИХ, я в хорошем смысле ;).
Дисклаймер2: Я считаю, что нет ничего плохого в излишнем шуме вокруг чего-нибудь не особо важного. Журалисты - санитары леса. Их дело покричать громко и привлечь внимание. У кого мозги есть все равно будут сами разбираться. Глубоко убеждена, что ни один дае самый лучший журналист не заменит эесперта. Важно, чтобы был повод до этого эксперта дойти. Это уже дело журналиста. Случаи наглого вранья и дезинформации не беру - это уже совсем лажа.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2003-10-02 03:15 (ссылка)
Честно говоря, сомневаюсь в незаслуженности забытости. За последние 15 лет на свет вытащили все, что можно. Если не вытащили его - значит не стоило. Кстати, попытка вытащить была, в 96-м издали его книгу. Ее и сейчас можно найти в продаже, уже уцененную.
Показать, что за именем на могиле может стоять интересная судьба? Я не сомневаюсь, что она интересна, как и судьба любого другого человека. Почем именно он? Похоже, что только потому, что между Пастернаком и Чуковским. Был бы похоронен в другой стороне кладбища или вообще на Николо-Архангельском в стеночке колумбария - прошли бы мимо. Для темы нужна была фишка, и эта фишка - соседство с Пастернаком, т.е. абсолютно случайная и необоснованная.
С Дисклеймером 2 согласен абсолютно. Но все же я плохо верю в существование того человека, который искренне заинтересуется творческой судьбой Зиновия Давыдова и пойдет к экспертам. :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anuna@lj
2003-10-02 03:18 (ссылка)
Убедил. А так хотелось верить, что не все так плохо...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]niggle@lj
2003-10-02 03:18 (ссылка)
Олег, что-то я тебя не очень понимаю. Точно также я не разбираюсь в журналистике, но это уже дело десятое. А чисто по-человечески - ну что плохого происходит? Во-первых, любой писатель самобытен, первосортный он, третьесортный, не суть важно. Я это на полном серьезе говорю. Вопрос только в том, насколько интересен третьесортный писатель. Как правило неинтересен. Вокруг столько хороших, остальные побоку. Ну и зря. Так что не лишним будет показать студентам просто напросто ценность личности вот этого самого забытого всеми Зиновия Давыдова. По всей видимости, студенты заинтересованы. Может поймут чего-то. Например то, что право на существование и интерес имеют также и третьесортные писатели. А может и нет. А может это действительно скучый и тупой старый пердун был. Не в том суть. А в том, что идея неплоха, чисто по человечески. А как по-журналистски я не знаю... ИМХА, само собой :-)))к

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Из дерьма конфетку не сделаешь
[info]definite@lj
2003-10-02 03:36 (ссылка)
Жень, вот ты понимаешь ценность личности забытого всеми писателя? Судя по всему, понимаешь, как и ценность любой другой личности. И я понимаю. И все нормальные люди понимают. И спецсеминар для этого не нужен. Дело не в этом. Дело в том, что студентов учат тому, что конфетку сделать можно из любого материала. И они этому учатся, а потом кормят нас этими конфетками. И еще обижаются, когда им указывают на сомнительность ингредиентов - типа, скажите спасибо, что вообще чем-то кормят.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ?? ?????? ???????? ?? ????????
[info]niggle@lj
2003-10-02 03:58 (ссылка)
?? ??????????????, ?? ?????? ????. ???? ?????????? ?? ??????, ?????? ?? ???????????? ???????????? ???????? ???????? ??????-???????? ???? ?? ????????????, ?? ?? ?????????????? ???????? ????????????????. ?? ???????? ??????????-???????????? ?????????????????? ???????????????????????????? ?? ??????????????, ????????????????, ???????????????? ?? ???????????????????? ????????????????, ??????, ????????-???? ???????? ???? ?????????? ????????????? ???????? ???????????? ?? ?????????????? ?????? ??????. ???? ???????????? ???? ?? ??????, ?????? ???????????????? ???????????????? ???? ?????????? ???????????????????? ????????, ?? ?????? ?????????????? ???????? ???? ?????????? ??????????. ???? ?????????????? ????????, ?????????? ?? ???????? ?? ??????????????????, ????????, ????????. ?? ???????????? ???????????????????? ????????????, ?????? ???? ?? ???????? ????????. ?????? ?????? ???????????????? ???????????????? ???????????? ???????? ??????????????.
???? ????????, ?? ???????? ??????????????, ?????? ?? ?????????? ???? ????????, ??????????????, ?????????? ???????????? _??_??????????_ ???????????? ??????????????????????, ???????????????? ?? ?????? ??????????. ???? ?????????????? ???????????????????? ???????????? ???????? ???????????????????? ???? ????????????????????, ???????????? ????????????????. ????????????, ?? ?? ???????? ?????? ?? ???????? ???????????????? ???????? ?????? ??????????????????????????, ?????? ?? ?????????????????????????? ??????????????. ???????????? ???? ?????? ???????? ????????????.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Из дерьма конфетку не сделаешь
[info]adhocrat@lj
2003-10-02 20:26 (ссылка)
ИМХО, конфетку девствительно можно сделать из любого материала.
Казалось бы, что особенного: живут в провинции девчонки, мечтают о МСК, но никак не могут собраться и уехать? А это "3 сестры", Чехов.
Или: сидит безбровая баба на фоне гор и чему-то ухмыляется... А это "Джоконда", Леонардо.
Так что всё от уровня мастерства зависит, а мастерство в т.ч. на разработке биографии таких вот забытых писателей оттачивается. Наверняка ведь материал в серьезное издание не пойдет - обычная курсовая или контрольная.
К тому же давайте не будем обобщать - а вдруг творчество этого полузабытого писателя станет для кого-то откровением? Ведь не тока за жополизство власти его публиковали :)
Мне, например, очень нравятся книги В.Липатова ("И это все о нем", "Прончатов", "Серая мышь"). Конечно, идеологии тама хватает с избытком, зато каков язык, каковы персонажи... А вот в Инете ни в одной библиотеке его повестей нету... :( Забывают писателя...:((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Из дерьма конфетку не сделаешь
[info]definite@lj
2003-10-02 20:52 (ссылка)
Да, наверное можно сделать конфетку из любого материала. Но лучше все же из хорошего. Чеховы не так часто рождаются. :)))
А Виль Липатов мне тоже нравится. Я, правда, его давно не перечитывал, но его книги действительно хороши.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]exlibrisss@lj
2003-10-02 05:28 (ссылка)
Я не очень понял. Людей учат продавать. Учить продавать на дефиците и ходовом товаре не получится. Человек должен уметь продавать самое последнее дерьмо, обозвав его хоть конфеткой, хоть сенсацией. Тогда он сможет продать что угодно и будет оценен в соотвественном кол-ве дензнаков и будет счастливо улыбаться "лоснящимися от фуа-гра губами" (с).

Ты против такой модели ведения бизнеса? :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]definite@lj
2003-10-02 19:35 (ссылка)
Нет, против бизнеса я совершенно ничего не имею, в т.ч. и против такой модели. :)
Но они же, блин, это бизнесом не называют. Знают, что бизнес, но говорят высокие слова о духовности, высоких целях, служении обществу и т.п. Иногда даже сами в это верят.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]exlibrisss@lj
2003-10-03 05:05 (ссылка)
Ну... Ты же понимаешь, что если все называть своими именами - половина того, что люди делают с охотой, они будут делать без охоты или не делать вообще.

Кстати, наибольших успехов, по-моему, добиваются как раз те, кто "сами в это верят". :)

А еще твои слова натолкнули меня на кое-какую, весьма вероятно наибанальнейшую, мысль. Но я все равно ее счас в совем ЖЖ напишу, чтоб было :)

(Ответить) (Уровень выше)

позвольте вмешаться харизматическому преподавателю:
[info]alik_manov@lj
2005-03-25 08:58 (ссылка)
Во-первых, я не журналист, а филолог. Журналистом, увы или ура, никогда не был и не буду. Во-вторых, что будет? Не будет, а есть статья о Давыдове (будет напечатана в Тарту). В-третьих, идея была вовсе не в том, чтобы поднимать Давыдова до Чуковского и Пастернака, а в том, чтобы присмотреться к судьбе еврея, прошедшего через увлечение модернизмом в Киеве, борьбу с космополитизмом, войну, травлю, переписку с Горьким - короче, через ужасную нашу советскую эпоху. Не гения, а именно - обыкновенного человека, такого, как все. И последнее (к тому, что Настя написала): не знаю, как в жизни, а в профессиональном кругу я вроде бы считаюсь не только и не столько харизматической личностью, а вполне серьезным профессионалом, работающим в архивах и проч. Поэтому про "в духе Олега" я не очень понял. Ведь мы же по "профессиональной" линии, вроде бы, не пересекались?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: позвольте вмешаться харизматическому преподавател
[info]definite@lj
2005-03-25 09:41 (ссылка)
Нам не дано предугадать, как пост жежешный отзовется. :)

На момент написания этого поста, я не знал, что Вы не журналист. Логика была простая - раз журфак, значит журналист, а когда речь заходит о журналистах, в глазах у меня темнеет и в душе поднимается что-то звериное. Кроме того, я предполагал, что на журфаке даже непрофильные предметы как-то привязываются к журналистике, хотя бы на самом общем уровне.
Про Ваш профессионализм я ничего плохого, вроде бы, не писал. Даже наоборот. И по "профессиональной" линии мы никак не могли пересекаться. Слова "в духе Олега" написала Настя, а она с Вами, как я понимаю, знакома.

(Ответить) (Уровень выше)