Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dersay ([info]dersay)
@ 2006-04-12 16:25:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Честь мундира как стиль победителей
С давних пор служение считалось привилегией, само дворянское сословие возникло исключительно для ратной службы, для защиты своей страны. Наиболее способные к этому делу люди выделялись из общей массы, готовили себя и своих детей к воинскому делу. Таким родам жаловались «дворы» с прикрепленным к ним крестьянами (крепостными), чтобы обеспечивать, занятых службой дворян, всем необходимым. Позже эта разумная и справедливая система потеряла смысл и превратилась в порочное крепостное право. Тем не менее, человек, приносящий свою жизнь на алтарь отечества, готовый в любую минуту пролить за него кровь, всегда и везде имел привилегии и отличающие его от других атрибуты. Общество обязано платить за свой покой и защиту. Платить не только деньгами, но и уважительным отношением к защитникам. Именно для этого во всех государствах мира разрабатывались блистательные формы обмундирования. Воин должен всегда и везде чувствовать себя орлом, а не «чуханом». Это чувство повышает его достоинство, его самооценку и напрямую влияет на его боевой дух.

Великолепная армия Наполеона, во время позорного отступления из Москвы, напялила на себя все, что могла украсть в деревнях, вид у них был весьма нелепый. В таком обличии удобно выпрашивать у крестьян корку хлеба, но совершенно невозможно оказывать сопротивление. Между прочим, слово «шаромыжник» произошло от французского «sher ami» (дорогой друг). С этих слов начинали клянчить французы. И русские крестьяне, проникнувшись к ним глубочайшим презрением, дубьем и вилами громили элитные части. Не случайно великий полководец Наполеон бросил свою армию и с небольшим отрядом убежал в Париж, он понял, что толпа шаромыжников – не армия.

Далеко ходить не будем, Гитлер прекрасно знал историю многочисленных попыток завоевать Россию и он учел почти все. Кроме того, что он был настоящим фронтовиком, отличным психологом, знающим армейскую специфику, он, в «первой жизни», был еще и художником. Наверное, именно такое сочетание знаний и способностей позволило ему в кротчайшие сроки создать культ немецкого непобедимого солдата. Прежде всего, он разработал, как бы сейчас сказали, - фирменный стиль своего Тысячелетнего Рейха. Это был до мельчайших подробностей продуманный проект. Все, начиная от названий боевых операций, девизов и имен подразделений, заканчивая пуговицами, было подчинено единой постановочно-дизайнерской идее, и выполнено на высочайшем уровне. Нельзя не отдать должное его таланту, это был - настоящий злой гений.

Потрясенная великолепием и несокрушимым духом нацистов Европа, как завороженная пала практически без сопротивления. Да и Красная Армия тоже кувыркалась до самой Волги, хотя вовсе не была слабой армией. Безусловно, сказались и стратегические просчеты и тактические, но немаловажную роль сыграло и то, что она была просто деморализована.

Другой великий человек – Сталин – вовремя спохватился и восстановил многие традиционные элементы в обмундировании, так как понял, что пролетарский скромный стиль, совсем не способствует поднятию боевого духа солдат и авторитета командиров. Были даже введены аналогичные царским погоны со звездочками, хотя совсем недавно слово «золотопогонник» стояло в одном ряду с «буржуем», «эксплуататором» и «попом».

Эта своевременная мера, конечно, была не случайной. Это было стратегическое решение, которое наряду с модернизацией вооружений, восстановлением в эвакуации оборонной промышленности и сменой революционных лозунгов на патриотические, позволило переломить ход войны.

Сталин понимал, что воину очень важно иметь какой-то отличительный признак, какой-то святой для него символ. Вспомним, как дрались на фронтах моряки, как боялись их тельняшек и бескозырок фашисты! Собственно, а почему? Чем мобилизованный на флот колхозник отличается от такого же колхозника в солдатской форме? Казалось бы – моряка не обучали воевать в поле, его форма не имеет защитного цвета, но дрались-то морские пехотинцы как львы! А все потому, что тельник моряку нельзя опозорить, так как тельник – это святыня.

Война прошла. Гордые победители в орденах и медалях вернулись домой. Они стыдливо не прятали в чемоданы форму, потому, что гордились ей. И еще долгое время бывшие старшины, лейтенанты и майоры надевали мундиры по праздникам, как парадный костюм. Помните, как блистал Шарапов? И это не художественный вымысел авторов фильма, а историческая действительность.

Но время побед прошло. Его сменило время поражений.

Стиль «дембилизм»

Старческое безразличие «застоя», привело к тому, что наша, некогда несокрушимая армия, превратилась, по сути, в сеть полутюремных колоний для воспитания недорослей. Боевая подготовка практически свелась к нулю, а личный состав занимался благоустройством газонов перед приездом очередной комиссии или боролся со сном на политзанятиях.

Огромный штат политработников в течении нескольких десятилетий не смог предложить ничего, что могло бы не то что поднять, но хотя бы не растерять то достоинство, которое необходимо армии. Такое впечатление, что государство целенаправленно стало унижать воинов и деморализовать вооруженные силы. Армия стала синонимом маразма, посмешищем и темой для многочисленных анекдотов.

Одним из серьезнейших оскорблений, которое государство нанесло воинству, было его пренебрежительное отношение к военной форме. А ведь мы говорили о том, что общество обязано платить защитнику, прежде всего, уважением. Но о каком уважении можно говорить, если некогда золотые галуны на погонах младших командиров заменили дешевыми тряпочками? Если добротные кожаные ремни заменили картонными? Если обувь защитника отечества, вдумайтесь(!), ничем не отличается от тюремной? А о фасонах формы одежды вообще говорить страшно. Как должен чувствовать себя молодой человек, который хочет произвести впечатление и на девушку, и на маму, в том, во что его одевают? А ведь в молодом возрасте ой как важно себя показать!

Неоднократно приходилось слышать от тех, кто служил в ГДР, как стыдно было выходить в город и появляться среди ухоженных немцев в бесформенной шинели дореволюционного образца, в замызганной шапке ушанке. Где тогда были политотделы? Почему ничего не сделали для того, чтобы не допустить пренебрежительного отношения к нашей армии в побежденной стране?

Самое страшное, что произошло, это то, что военнослужащим, особенно срочникам, стало стыдно носить форму. И они, протестуя против такого положения дел, начинают творить самостоятельно. Огромная энергия сотен тысяч отцов командиров всех рангов была потрачена и тратится до сих пор на борьбу с «неуставной формой одежды». Солдаты, как они считают, портят имущество, безжалостно перешивая казенные портки и фуражки. Не обладая необходимыми навыками и вкусом, подобное народное творчество зачастую выглядят просто ужасающе. Дембель – это уже не просто уволенный в запас военнослужащий, - это культурное явление в масштабах страны. Он задолго до приказа начинает подготовку к демонстрации себя как воина в кругу близких и друзей. Сначала он судорожно ищет, покупает, выменивает значки старого образца, непременно из тяжелого металла, с настоящей блестящей эмалью. Те самые, которые давно уже «неуставные». Ведь это то, что он заслужил. Чем же сейчас отмечают заслуги по Уставу? Алюминиевыми дешевками, небрежно облитыми краской, цена которым копейки. Так-то Родина благодарит. Обидно…

Дальше все по списку – кожаный ремень, офицерские сапоги и бляха, золотой галун, самопальная фуражка, самодельные значки самых разных размеров и веса, желательно аксельбант, эполеты, шитый собственными руками шеврон, генеральские пуговицы, ну… можно еще кавалеристские шпоры и петух готов!

Но даже и эта мода безвозвратно уходит. Сейчас все реже и реже приходится встречать на улицах городов «настоящих» дембелей. Современный воин предпочитает вообще не показываться в форме и заблаговременно переодевается в «гражданку». И это очень нехороший признак!

Нужно признать, что в последнее время были сделаны некоторые шаги по исправлению ситуации. Но как же этого мало! Все познается в сравнении. Безусловно, что наша форма стала несколько лучше, чем была, но поставьте рядом с нашим воином солдата Бундесвера или даже эстонца и вы все поймете сами…

Проблема низкого эстетического уровня атрибутики и форм актуальна не только в армии, это касается практически всех государственных служб. Наша милиция порой выглядит так, что преступный элемент над ней просто посмеивается. Она давно уже не обижается на слово «мент», хотя это слово напрочь уничтожает ее авторитет и как будто специально выглядит по-ментовски. Хотя что-то, безусловно, делается и в структурах МВД, вводятся какие-то новшества, изменяется форма, но возникает законный вопрос: если на новую форму есть средства, то почему бы сразу не разработать что-то кардинально новое, современное? Посмотрите на зарубежные полиции и армии, почему бы не постараться выглядеть лучше, хотя бы не хуже? Каждый раз, пересекая границу, меня охватывает щемящее чувство стыда за наших таможенников и пограничников. Почему какая-то Польша и даже Украина, понимает, что граница – это лицо государства, что именно на границе ощущаешь страну, и от того каким будет это ощущение, очень многое зависит.

Сейчас нам чрезвычайно необходимо поднять престиж государственных служб. Это нужно для того, чтобы поднять престиж всего государства. Государственные службы не должны иметь дешевый вид! Нам необходимо сделать армию достойной, чтобы не отлавливать по подъездам призывников. Нужно повысить авторитет силовых структур, чтобы навести долгожданный порядок в стране. В этом контексте выглядят совсем не лишними вопросы имиджа. Мы должны создать свой оригинальный всеобъемлющий проект, свой общегосударственный фирменный стиль на основах наших традиций. А они у нас действительно есть. Ведь армия и силовые структуры – это символ государства, говоря современным языком – бренд. А бренд работает только тогда, когда он продуман профессионалами.

Весь комплекс проблем, связанных с созданием бренда очень велик. Для начала нужно сформулировать цели проекта. Цель нам ясна. Затем мы должны понять – что же хотим, собственно, получить. Мы должны представить - каким должен быть наш бренд? Есть только два пути: первое – берем за образец конкурирующую фирму и копируем их замечательные разработки. При этом волей-неволей мы дарим конкуренту статус образца для подражания, а себе - второсортных подражателей. Второе – разрабатываем оригинальный стиль и уверенно заявляем о себе.

В нашей истории был один замечательный пример создания оригинального воинского стиля. Во время Первой Мировой войны царское правительство тоже задумывалось о значении формы для воюющей армии. Это был запоздалый ответ Германии, солдаты которой носили традиционные каски средневековых кнехтов с тевтонскими рожками. Поэтому была разработана знаменитая шлемовидная шапка «богатырка» (будущая «буденовка») и шинель с поперечинами. Форму сшили, но переобмундировать войска не успели – помешала революция. Большевикам осталось только вскрыть склады и одеть в новую форму красноармейцев. Для власти советов это был просто подарок судьбы, так как Красная Армия приобрела эффектные отличия от Белой и, обладая национальным колоритом, привлекала в свои ряды немало сторонников. По сути, стиль «буденовка» стал блестящим проектом, который состоялся мистически своевременно, к тому же даром…

Я вовсе не призываю вводить в форму одежды архаические элементы, сейчас это будет выглядеть слишком пафосно и неуместно. Но какое-то национальное своеобразие, особенно у парадных мундиров, быть обязательно должно. Можно использовать, допустим, некоторые казачьи элементы, так как таковых нет ни у кого. Может вспомнить газыри или папахи вместо простоватых ушанок?

И еще, что очень важно – формы родов войск и даже крупных подразделений должны отличаться друг от друга. Сейчас из общей массы выделяются только моряки, десантники и пограничники. И мы видим, что значит для них бескозырка, голубой берет или зеленая фуражка. Только эти «счастливчики» гордятся своей службой и устраивают по этому поводу ежегодные, шумные празднования.

Не замечать этого факта нельзя. Осталось только его признать и применить положительный опыт на всю армию. Пусть ракетчик даже издалека отличается от танкиста и даже дивизии пусть имеют свой неповторимый стиль в рамках общенационального. Это, конечно, несколько усложняет задачу швейных производств, но почему бы не потрудиться для своих защитников?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ilya_kramnik@lj
2006-04-12 11:24 (ссылка)
Также неплохо будет вспомнить соотношение сил на конкретном участке перед крупными операциями немцев на восточном фронте. "Тайфун", "Фридерикус", "Блау"...

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -