Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dm_krylov ([info]dm_krylov)
@ 2004-10-20 16:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
текущее: рассказы Шмелёва
Прочитал на коленке рассказы Шмелёва, издательство Чехов с "дурой" на логотипе. Рассказы написаны в 30-ые, за небольшим ислкючением, в Париже. Описывает жирненький, кругленький и уютный быт до и хаос после, описывает встречу с Чеховым, из которой сквозь юношеские восторги (Шмелёв пишет от первого лица, сам был юношей тогда), проступает фигура хлестаковообразная. И ведь так оно и было: Антон Павлович ничем из той среды, которую описывает Шмелёв не выделялся, кроме одного: жгучего плебейского желания выделиться. И вот: бородка, пенсне, высокомерная манера говорить с "простыми". Всё это видно хорошо по шмелёвскому рассказу.

Пишет Шмелёв нечётко, мельчит, что часто бывает у эмигрантов, за исключением Бунина, который и во Франции жил барином и унижения не испытывал (думаю, что мелкость в языке и замысле именно из-за унижения заграничной жизни. Самомнение это рабочий орган писателя. Жалко читать, как он болел в Франции, как им играли в футбол какие-то хирурги, и как он вернулся к вере. Последнее может и хорошо, но что это за вера, когда к ней необходимо приходят путём унижения. Уж не рабская ли?.. Бог есть любовь, а людей при этом почему-то судьба пиздит до полусмерти. Это что ли любовь? А вообще характерно для русских того времени - нагнули низко, ниже уже некуда. Во что жить? Никто и не знал. Этот вот уверовал в Серафима Саровского. Ну и то хорошо.)

Далее сценки из мещанской жизни. Ничего интересного, кроме всегда заметного у него добродушия русских. В масле катались. Вот пример: открывают убийцу. Работал смотрителем на мосту и тех, кто переходил мости гробил. В конце - пойман, осуждён, сидит. Добрые люди к нему идут в тюрьму (всё-таки христианская душа), говорят там, берут обещание молиться и его выдерживают. Можно ли это представить сейчас, чтобы за чекатилу кто-то там свечки ставил. Своими руками бы разорвали, попадись он. А тогда - вот. Добренькие. Ну и поплатились в общем-то не в последнюю очередь из-за этой ванильно-елейной черты характера. Где тонко там и рвётся.

В конце самый интересный рассказ. Называется "Чортов балаган" (через "о"). Это уже про врёмя после. Моему поколению весьма понятно и близко, потому что описывается, чего стоят люди в условиях смены социальных формаций, ещё точнее - в гражданской войне. Разница между человеком слова и человеком дела. Хороший рассказ. В сети вроде нет, а надо бы.


(Добавить комментарий)


[info]junet@lj
2004-10-20 19:51 (ссылка)
Для всего эмигрантского Шмелева характерна эта штука - идеализация русской дореволюционной жизни, этакая старомосковская пастораль... и в рассказах, и тем более в романах. При том, что в жизни оставался довольно едким товарищем (по переписке судя). Мне эти его произведения представляются чем-то вроде созданной им самим реальности "для себя" или "для немногих", чтобы выжить и не повеситься. Такая как бы сказка, куда можно прятаться.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2004-10-20 21:03 (ссылка)
Не думаю. Он описывал быт, который хорошо знал, ситуации, которые брал не из головы. До того, как пришла нерусская власть, Россия действительно была невероятно благодушной страной, а русские необыкновенно добрыми людьми.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]junet@lj
2004-10-22 20:04 (ссылка)
Надо сказать, его дореволюционные рассказы сильно отличаются от эмигрантского периода. Тот же "Человек из ресторана" - довольно острое и вовсе не благодушное произведение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2004-10-22 21:47 (ссылка)
Это наверное у него было возрастное:) Не знал своего счастья, когда имел, узнал, когда потерял.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oboguev@lj
2004-10-21 21:51 (ссылка)
А есть ли в сети его детские воспоминания, как он стал свидетелем великого события русской истории -- организации в 1881 году отрядов черной сотни?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2004-10-21 21:59 (ссылка)
Я не видел ничего, кроме "Чаши", "Лета" и ещё чего-то. Надо иметь в виду, что он в 1881 был совсем мальчиком, ему было 8-9 лет.

Учитывая предмет, - не думаю. Из восп. кн. Жевахова, например, упорно исчезают те эпизоды, в которых он описывает деятельность харьковской и других ЧК. Эта часть его воспоминаний была на нескольких сайтах и потом исчезла.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oboguev@lj
2004-10-21 22:35 (ссылка)
Я и говорю: детские впечатления. Они есть в одной из шмелевских книг (старого издания); я читал. Он относит это к одним из наиболее памятных событий, очевидцем которых ему довелось быть; ну как если бы он видел ополчение Пожарского.

А на каких сайтах были мемуары Жевахова? Надо бы воспользоваться archive.org и переложить в правильное место.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2004-10-22 18:50 (ссылка)
Смотрите мой сегодняшний пост. У него есть рассказ о страхе, который он испытал после убийства царя. О черной сотне там не пишется. Возможно, что-то есть в его переписке с Ив. Ильиным.

Воспоминания Жевахова были у Кротова, но только первый том. А второй том, в котором и описываются события 1918-ого года, был на rus-sky в отрывках и еще на каком-то сайте на narod.ru. Этого ничего больше не было с полгода назад, когда я смотрел в последний раз. Кроме того, выдержки из второго тома есть в книгах Снычева, но и эти отрывки постоянно исчезают с сайтов.

(Ответить) (Уровень выше)