Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет docent ([info]docent)
@ 2021-02-22 09:24:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:История Донбасса, из архива

Идея Донбасса в ХХ веке
доклад на интеграционном форуме "Русский Донбасс"

Революционные события начала ХХ в. стали важной частью в истории Донбасса в рамках общерусской истории. Напомним, что идея автономии Донбасса отнюдь не является «выдумкой большевиков». Административная раздробленность Донецко-Криворожского промышленного узла между Харьковской, Екатеринославской губерниями и Областью Войска Донского волновала общество с момента его зарождения в конце XIX века. Местными промышленными элитами из состава Союза горнопромышленников Юга России разрабатывались проекты его админобъединения, которые однако не были реализованы ввиду сопротивления закосневшего бюрократического аппарата империи. И только после Февральской революции 1917 года, но уже в самые первые дни, Временное правительство 3 марта учредило особый Донецкий комитет, объединивший хозяйственное управление Донецким угольным и Криворожским рудным бассейнами, во главе с инженером М.Чернышовым.
https://youtu.be/V3JliPZ3D0A

Несмотря на самозомбирующие выступления киевских правителей, более 20 лет кряду повторявших: «Україна єдина!», следует открыто признать: эта страна не является и никогда не была единой. Нет единой украинской политической нации, не существует объединяющей украинской идеи, - таково, в частности, авторитетное мнение вице-президента HАНУ доктора исторических наук Петра Толочко. Не отличались единством земли Малороссии и в революционную эпоху. Уже весной 1917 здесь стихийно сложилось «двоецентрие». Возникло два областных объединения Советов: Юго-Западный край объединял сельскохозяйственное украинское Правобережье и центр с Киевом, Донецко-Криворожская область – промышленный русскоязычный Юго-Восток, ядром которого был Донбасс. Уже 15-17 марта в Бахмуте (Артемовск) состоялась 1 конференция Советов Донбасса, собравшая 132 делегата от 48 Советов региона. Был учрежден единый координационный орган – Информбюро во главе с товарищем Липшицом. 25 апреля-6 мая в Харькове прошел уже 1 Съезд Советов Донецко-Криворожской области, учредивший объединенный Исполком и стройную систему из 12 райсоветов: Луганский, Юзовский, Ровенско-Должанский, Харьковский и др. Председателем Областного совета и Облисполкома стал эсер Лев Голубовский. В течение 1917 года прошло еще 2 съезда (6-12 октября и 9-11 декабря), окончательно оформившие структуру власти в Дон-Кривобласти. На 3 областном съезде уже планировалось провозглашение своей Республики, но изменение политической ситуации вокруг Всеукраинского Съезда Советов отсрочило реализацию этого плана. Делегаты ограничились сменой руководства ДКО: председателем Облсовета стал Б.И.Магидов, а Президиум Исполкома возглавил С.Ф.Васильченко (члены РСДРП(б).



Прорусски настроенное население Юго-Востока весьма прохладно относилось к националистической риторике самопровозглашенной так называемой «Украинской центральной рады», которая в ноябре 1917 г., воспользовавшись политическим кризисом в России, прорвалась к власти в Киеве. 30 ноября 1917 года Пленум Исполкома Советов Дон-Кривбасса принял весьма примечательное решение, единогласно отвергнув 3 Универсал киевской Рады, претендовавшей на земли Донбасса, как сепаратистский, разваливающий единство России и потребовал проведения референдума за оставление региона в составе Российской республики. Найденный автором в Луганском архиве текст Резолюции гласит: «Облком констатирует, что Универсал проникнут сепаратистскими стремлениями, грозящими экономическому единству России… Определение границ провозглашаемой им республики установлено без предварительно произведенного плебисцита. Облкомитет призывает пролетариат Дон–Кривбассейна: 1) требовать производства референдума по всей территории Дон–Кривбассейна; 2) в период, предшествующий референдуму, развить широкую агитацию за оставление всего Дон–Кривбассейна с Харьковом в составе Российской республики, с отнесением этой территории в особую, единую административно–самоуправляющуюся область». За это единодушно проголосовали: эсер Голубовский, меньшевик Рубинштейн, большевик Артем, бундовец Бэр.

Когда Центральная Рада 26 января 1918 позорно бежала из Киева под напором красногвардейцев и правительство Советской Украины переехало сюда, в Харькове собрался 4 Областной съезд Советов, который и провозгласил 12 февраля 1918 Донецко-Криворожскую Республику, занимавшую все Левобережье, а также Криворожский район и угольные округа Области Войска Донского. 14 февраля был сформирован Совнарком из 8 большевиков: Артем, Михаил Жаков, Виктор Филов, Степан Васильченко, Валерий Межлаук, Борис Магидов, Рухимович и представитель Луганска Абрам Каменский.
Однако Центральная Рада, уже фактически не контролировавшая даже собственную столицу, 9 февраля подписала в Бресте сепаратный договор с Австрией и Германией, призвав на Украину немецких «миротворцев». Оккупационный корпус австро-германских войск вторгся на территорию Малороссии. Сформированная согласно декрету СНК ДКР от 27 февраля «Революция в опасности!» Красная Армия Донбасса со штабом в Юзовке оказала героическое сопротивление интервентам. 1 Социалистический отряд Ворошилова, 1 пролетарский полк Никиты Хрущева, Харьковская бронечасть ДКР во главе с А.Селявкиным вступали в бои под Змиевом, Купянском, Родаково, Сватово. Однако значительно уступая в численности, не могли остановить железную поступь рейхсвера и ландвера.
Власти ДКР работали не только на фронтах. Стараниями наркомата просвещения ДКР (М.Жаков) было введено бесплатное образование для детей бедноты, открыты курсы ликбеза, разработана программа детских летних лагерей и даже открыто несколько украинских школ и гимназия в Харькове. Наркомат юстиции (В.Филов) провел судебную реформу, введя единые формы судопроизводства. Южный облсовнархоз во главе с инженером В.Бажановым национализировал и объединил все предприятия региона в единый комплекс, добился даже роста производительности труда. Так что государствообразующие процессы шли в ДКР не хуже, чем в так называемой УНР.
Когда на 2 Всеукраинском съезде советов 17 марта 1918 года в Екатеринославе перед угрозой германского наступления был провозглашен «Декрет военных действий», установивший «единство военных действий и руководства революционных вооруженных сил» всех Южно-Российских республик, часть наркомов ДКР выступила резко против такого объединения даже с Украинской советской республикой, считая еë «живым трупом». 29 марта Жаков, Филов и Васильченко объявили о выходе из состава СНК, настаивая на формуле «Донецкая Республика входит автономной единицей в Российскую федеративную Республику». Освободившиеся места наркомов несколько позже заняли луганчане – представители местного СНК: Юрий Лутовинов, Иван Алексеев, Александр Червяков, Иван Якимович, Алексей Пузырев.

Напомним, что в Луганске, который являлся центром Славяносербского уезда, в марте 1918 года был организован собственный Совет народных комиссаров, председателем которого стал известный большевик Ю.Лутовинов, он же комиссар труда, НКВД возглавил А.Червяков (позже И.Якимович), наркомпродом стал Иван Алексеев («Кум»), наркомом путей сообщения Иван Николаенко и др. Когда 7 апреля под натиском германских войск правительство ДКР эвакуировалось из Харькова, они прибыли под защиту отрядов Ворошилова в Луганск. Здесь 13 апреля в «Луганском Революционном вестнике» появился список объединенного СНК: председатель и наркоминдел – Артем, зампредседателя, комиссар без портфеля – Ю.Лутовинов. Именно Луганск стал столицей ДКР и функционировал в таком качестве до 28 апреля, когда был захвачен немцами. В городе сохранилась едва ли не единственная мемориальная единица, посвященная этому событию: памятная доска на доме №7 по улице Даля (бывшей Английской, в советское время – Юного Спартака): «В цьому будинку в лютому-квітні 1918 р. містився Луганський Раднарком».
Попытки воссоздания ДКР в 1919 году были пресечены центральным большевистским руководством. Взамен этого была учреждена Донецкая губерния со столицей в Луганске, которую возглавил тот же руководитель – товарищ Артем (Федор Сергеев). Автономистские проявления в Донбассе, присоединенном все-таки к советской Украине, продолжались до середины 1920-х годов, как отмечает английский историк Т.Фридгут. На печатях советских учреждений начала 1920-х годов можно найти такие надписи; «Юзовка. РСФСР». Окончательно вопрос проведения админграницы был решен лишь в 1924 году заключением 29 сентября особого совместного постановления Донецкого губисполкома от УССР и Юго-Восточного крайисполкома от РСФСР о передаче части Шахтинского и Таганрогского округов Донецкой губернии Юго-Восточному краю. Согласно документу, с 1 октября 1924 года к Юго-Востоку отошли город Шахты и 9 районов, наиболее русифицированные. Также к России отошли Таганрог и 5 районов, оставив Донецкой губернии четыре (Красно-Лучский, Амвросиевский и др.). При этом границы между республиками прошли так, что села Успенка, Меловое, Чертково оказались разделены на российскую и украинскую части.
Стартовавшее с началом НЭПа восстановление промышленности быстро вернуло Донбасс в статус важнейшего общесоюзного промышленного центра. Именно тогда родилась формула «Донбасс – сердце России», проиллюстрированная известным плакатом, на котором наш регион был изображен в виде сердца, питающего через вены железнодорожных путей всю страну важнейшим стратегическим сырьем – «черным золотом». И дальнейшие процессы индустриализации лишь усилили этот статус, окончательно превратив Донбасс в мощнейший промышленный узел СССР. В 1940 г. наш регион давал 60 % общесоюзной добычи угля. Перед Великой Отечественной войной на донецком угле работало около 60 % предприятий металлургии и железнодорожного транспорта страны, около 70 % всей химической промышленности, около 50 % электростанций СССР.
Идея автономии Донбасса продолжала жить в умах и сердцах жителей региона, иногда прорываясь, например в форме существования Совнархозов 1957-65 гг (отдельные экономические районы Донбасса с полным внутренним хозяйственным самоуправлением). Память о Донецко-Криворожской республике пережила многие десятилетия забвения и вновь воскресла в конце ХХ века стараниями нового поколения автономистов из Интердвижения Донбасса под руководством Дмитрия Корнилова. Идея автономии ожила в условиях перестроечной либерализации, когда темой ДКР заинтересовались исследователи В.Шевченко, Владимир и Дмитрий Корниловы (Донецк), В.Снегирев, Н.Гончаренко (Луганск), а киевско-галицкий национализм начал раздражать интернациональную Донеччину. В местной прессе появились многочисленные выступления В.Чередниченко, А.Бойко, В.Гончарова, В.Мамутова, Г.Литвака, озвучивавшие идею выделения восточно-украинских областей в «территориальное автономное образование» через местный референдум. Эта идея стала одним из центральных положений программы возникшего в ноябре 1990 года Интердвижения Донбасса. В бурном потоке событий августа 1991 года Центральный Совет ИДД предложил до 1 декабря 1991 провести референдум о предоставлении Донецкой области статуса автономии в составе УССР. Идеи федерализма были озвучены 26 октября 1991 на совещании народных депутатов всех уровней Юга и Востока Украины в Донецке, которое открывал сам председатель Донецкого областного Совета Ю.Смирнов.
На Луганщине подобные позиции занимали: Движение «Демократический Донбасс» (Владислав Карабулин), Народное Движение Луганщины (Валерий Чекер), Историко-культурное общество «Возрождение» (Борис Локотош). Еще в 1990 г. В.Чекер заявлял: «Наше движение выступает за автономию в рамках Украины, конечно, если республика подпишет союзный договор. А если этого не произойдет, тогда речь может идти лишь о переходе в юрисдикцию РСФСР». В сентябре 1991 в луганской газете «Молодогвардеец» вышла статья члена оргкомитета ДДД Г.Литвака с призывом к депутатам региона всех уровней провести Донецкую Ассамблею и принять решение об образовании республики Малороссии (Донецкая и Луганская области с центром в Луганске), с выходом ее из состава Украины условно. В случае, если Украина выйдет из состава СССР, – остаться самостоятельным государством, если нет – Малороссия станет «автономией и будет в украинском парламенте защищать свои интересы, а не плясать под Киево-Галицкую дудку».
Автономистские выступления фиксировались также в Одессе (О.Сурилов), Николаеве, Закарпатье (И.Шпонтак), Крыму (Ю.Мешков), то есть по всей большой дуге современной Новороссии, хотя термин такой тогда еще не употреблялся.
Флагом Интердвижения стал красно-сине-черный триколор, который уже в начале XXI века подхватила новая организация «Донецкая Республика», которая и сделала этот символ государственным флагом Донецкой Народной Республики.
Также в первой половине 1990-х гг активно обсуждалась идея об экономическом объединении четырех областей (Луганской, Донецкой, Днепропетровской и Запорожской), в частности, в марте 1993 было подписано соглашение о проведении экономического эксперимента представителями областей, которые обратились к тогдашнему Президенту Украины Л.Кравчуку с просьбой о поддержке инициативы и даже разработали проект Указа Президента о создании экономического самоуправления Приднепровско-Донецкого региона.
27 марта 1994 в Донецкой и Луганской областях согласованно прошли региональные референдумы, на которых около 90% проголосовавших поддержали законодательное закрепление русско-украинского двуязычия на государственном и региональном уровнях и закрепление в Конституции федеративно-земельного устройства Украины. Отметим, что у референдума были практические последствия: ровно через 7 месяцев, а именно 27 октября 1994 Луганский областной Совет принял решение о региональном двуязычии. Это было первое на Украине такое решение областного уровня. Донецкий облсовет дозрел до аналогичного только в 1997 году.
В рамках так называемой «независимой Украины» данные тенденции были загнаны в маргинес, однако идея самостоятельности Донбасса не исчезла и продолжала периодически прорываться. Помимо вышеупомянутых проекта-1993 и референдума-1994, требования экономического суверенитета озвучивались, например, на знаменитой всеобщей шахтерской забастовке 1993 года, фактически отправившей в политическое небытие президента Кравчука. А затем проявились в виде волны многочисленных решений местных советов о русско-украинском двуязычии на региональном – областном или городском уровнях. По подсчетам автора, к 1997 году подобными решениями была охвачена территория, где проживало более 27% населения Украины.
А в начале нового века эта идея была впервые официально озвучена во времена «первого Майдана» на знаменитом Северодонецком съезде депутатов всех уровней 28 ноября 2004 года в форме Юго-Восточной Украинской Автономной Республики в составе 10 регионов (жаль, что за все прошедшее время материалы Съезда так и не были собраны и изданы). И после «Второго Майдана», окончательно разрушившего «страну Украину», эта вечно живая идея была реализована в виде провозглашения Народных Республик Донбасса. Фиксируя данный факт, 6 февраля 2015 Народный Совет ДНР принял Меморандум о политической и исторической преемственности, в котором Донецкая Народная Республика провозгласила себя исторической преемницей Донецко-Криворожской советской республики.
Таким образом, можно сделать определенный вывод, что сегодняшние Народные Республики Малой Новороссии (Донбасса) являются прямыми историческими преемниками Донецко-Криворожской Республики. А их возникновение не является «исторической случайностью», а обусловлено всем предыдущим ходом исторического развития.

// газета "Новороссия" №6, 11 февраля 2021.