Во вторник лидер «Единой России» Владимир Путин занимался партийной работой в Кисловодске. В этот ставропольский город на Межрегиональную конференцию отделений партии «Единая Россия», посвященную стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа, съехались депутаты Госдумы во главе с Борисом Грызловым, президенты северокавказских республик, а также чиновники разного уровня. Очевидно, в мероприятии они принимали участие не в качестве чиновников, а как члены «Единой России», каковыми подавляюще большинство из них и является.
Взгляд на положение дел на Северном Кавказе у беспартийного лидера «Единой России» вполне оптимистичный. «Экстремисты еще совершают террористические акты, но они все больше вырождаются в обыкновенные криминальные группировки, под прикрытием политических лозунгов занимаются разбоем, участвуют в переделе собственности, но их время уходит. Сегодня хочу еще раз подчеркнуть, что мы будем всеми силами защищать жизнь, права и безопасность наших граждан. Никогда не допустим вмешательства в наши внутренние дела со стороны, любых покушений на территориальную целостность и суверенитет России», – заявил Владимир Путин. И хотя не очень-то понятно, чем «идейные» террористы хуже «безыдейных» бандитов, точно так же взрывающих и убивающих, зал этим словам премьера дружно зааплодировал.
Между тем Северный Кавказ жил своей обычной жизнью. Накануне визита высокого гостя в регион в результате обстрела автоколонны волгоградского ОМОНа недалеко от дагестанского села Губден погибли два человека: милиционер и местный житель. В тот же день в Хасавюрте неизвестными был обстрелян автомобиль, за рулем которого находился инспектор-кинолог, погибший на месте. Стреляли и убивали в этот день и в Ингушетии, и в Чеченской Республике. При обстреле автоколонны с военнослужащими в Назрановском районе погибли два военнослужащих, четверо получили ранения. В ходе боя в Веденском районе Чечни погиб военнослужащий. Насколько «идейными» были совершившие эти убийства и нападения бандиты, неизвестно, так как всем им удалось скрыться.
Однако ни одно из данных происшествий особой тревоги у премьера не вызвало. Собственно, ничего удивительного: такого рода события столь обыденны для этого региона, что их, по местным меркам, даже ЧП не назовешь. Люди привыкли к практически ежедневным вооруженным нападениям на представителей правоохранительных органов и регулярным взрывам, а потому продолжают устраивать свою жизнь, как умеют. Наверняка они обрадовались премьерским обещаниям в ближайшие десять лет создать на Северном Кавказе 400 тысяч новых рабочих мест.
По словам Путина, за последние десять лет федеральный бюджет вложил в развитие Северного Кавказа 800 млрд рублей. Причем если в 2000 году вложено было 15 млрд, то в последнее время эта сумма составляет 180 млрд рублей ежегодно. Правда, тут же обозначилась проблема, весьма серьезная для России вообще, а для Северного Кавказа чуть ли не ключевая. «Что делать с коррумпированными чиновниками?» – спросили премьера из зала. Ведь хорошо известно, что огромная часть средств, выделяемых из федерального бюджета, попросту растаскивается. «Что делать? Вешать, наверное», – ответил Путин, после чего зал прямо-таки взорвался овациями. Однако, переждав овации, глава правительства уточнил, к явному разочарованию одних и облегчению других: «Но вешать не наш метод».
Что ж, Владимир Владимирович на подобные вопросы уже отвечал в духе: если всех пересажать, то с кем же тогда работать. И уж тем более никак невозможно перевешать всех жуликов и коррупционеров, обескровив тем самым чиновничий кадровый резерв.
Ну а так как никаких других эффективных методов борьбы с коррупцией на государственном уровне не обозначено, граждане опять-таки организуют свою жизнь по собственному усмотрению. Зачастую они живут в некоем параллельном российской Конституции и законодательству поле.
Как выяснилось, юрист Путин относится к такой «параллельной жизни» вполне благосклонно. Так, он долго и со вкусом обсуждал с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым предложение исламских религиозных лидеров повысить калым с 12,5 тысячи рублей до 30 тысяч – «в связи с инфляцией». Единственное, что не понравилось в идее «продавать девушек замуж» Владимиру Путину – так это «завышенные инфляционные ожидания». Мол, инфляция в России низкая и никак не соответствует столь серьезному повышению цен на невест.
Оно, конечно, вопрос о том, нужно ли бороться с национальными и религиозными традициями, не вписывающимися в законодательство – сложный и требует отдельного обсуждения. Однако когда один из высших руководителей государства фактически публично признает, что ради некой целесообразности государство готово вывести целый регион из своего правового поля – какая может быть речь о защите его целостности? Тут уж и до законов шариата, действовавших в 90-е годы в неподконтрольной Ичкерии, недалеко.
Впрочем, тема шариата возникла практически немедленно. «На мусульманской конференции мы подняли вопрос кровной мести. Мы с позапрошлого года примирили 150 семей. Была проведена очень большая и кропотливая работа в этом плане. Сейчас мы ставку подняли до 1 млн рублей, потому что умышленное убийство – это вопросы последствий. Но они совершались. И ставка там была совершенно мизерная – 100 тысяч рублей. Сейчас, когда подняли, люди, конечно, задумываются, прежде чем совершать преступление», – рассказал Путину Евкуров.
Когда речь идет о тяжких уголовных преступлениях, а также о самосуде (а ведь и кровная месть, и выплата «компенсации» за убийство –самый настоящий самосуд), это уже не невинные мелочи с калымом. Тут даже выглядевший ревнителем исламских традиций Путин вынужден был посоветовать «переходить на современное урегулирование отношений».
Да только как переходить, если «современное урегулирование» (надо полгать, что этот путинский эвфемизм означает разбирательство в рамках закона) в России не работает? Ведь сам же Путин фактически признал, что с коррупционерами справиться невозможно. В таком случае можно ли вообще рассчитывать на серьезные изменения к лучшему?
После отъезда премьера Путина и других неместных «единороссов» из Северо-Кавказского федерального округа жизнь здесь снова вошла в свою обычную колею. В ночь на 7 июля мощный взрыв прогремел в городе Баксан Кабардино-Балкарии. К счастью, обошлось без жертв. Той же ночью на окраине Махачкалы был обнаружен сгоревший автомобиль, в котором находились тела двух человек.
«Очень важно на конкретных проектах показать потенциальным инвесторам примеры успешной работы на Северном Кавказе. Показать, что государство в состоянии эффективно гарантировать безопасность и сохранность инвестиций на Северном Кавказе, защитить их от криминала и чиновничьего произвола, рэкета, наладить эффективное правоприменение без деления бизнеса на своих и чужих. Кстати говоря, руководители субъектов Северного Кавказа любого инвестора должны воспринимать как члена своей семьи, защищать его и оберегать всячески», – утверждает Владимир Путин. Но пока государство не в состоянии обеспечить просто элементарной безопасности для жизни и здоровья, рассчитывать на сколько-нибудь серьезные инвестиционные перспективы на Северном Кавказе вряд ли приходится.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.
Официальный сайт газеты Советская Россия - Поощрение через «повешение»: