Во вторник продолжится публичный спор столичных и федеральных властей по поводу уровня смертности в Москве в период аномальной жары. Согласно информации столичного ЗАГСа, уровень смертности в городе подскочил в полтора раза. В Минздравсоцразвития в данных столичных властей сомневаются, заявляя, что если они и соответствуют действительности, то говорят только о низком качестве оказания медицинской помощи в Москве. По мнению экспертов, спор главы ведомства со столичными чиновниками напоминает диалог слепого с глухим, а министр пытается «защитить честь мундира».
По данным Московского органа записи актов гражданского состояния (ЗАГС), в минувшем месяце показатель смертности жителей столицы вырос в полтора раза— 14 340 смертей против 9516 в июле минувшего года. При этом, отмечают в ЗАГСе, во втором квартале 2010 года в Москве наблюдался демографический рост, однако в июле количестве умерших вновь превысило число новорожденных. Согласно статистике, в прошедшем месяце родились 11 477 детей.
Вот так выглядят графики по изменения абсолютного числа смертей за последние 19 месяцев с января 2009 по июль 2010 включительно.
Таким образом, в ЗАГС фактически подтвердили сделанные накануне заявления московских чиновников об удвоении смертности.
Летальность подскочила в два раза
В понедельник московские чиновники признали, что жара и смог от пожаров добавили проблем столичному здравоохранению: смертность в городе подскочила в два раза, и все больше больных нуждаются в госпитализации. Об удвоении смертности в Москве по причинам смога и аномальной жары в Москве заявил 9 августа глава Департамента здравоохранения города Андрей Сельцовский.
Он сообщил, что обычная смертность, при которой умирает 360–380 человек в день, сейчас составляет около 700 человек, то есть «летальность у нас подскочила в два раза».
Данные вызвали недоумение в Минздравсоцразвития. Министр Татьяна Голикова потребовала от Сельцовского разъяснений по поводу увеличения смертности в столице, явно не соглашаясь с информацией.
Однако, по словам помощника министра Софии Малявиной GZT.RU, 10 августа разъяснения из департамента здравоохранения так и не получены, а последняя статистика датирована июнем.
«Такого скачка не может быть»
В ответ на вопрос GZT.RU о том, почему возникли сомнения и каковы официальные данные Минздравсоцразвития, в ведомстве заявили: «Такого резкого скачка в показателях не может быть. Либо это говорит о предельно неэффективной организации медицинской помощи в Москве, за которую отвечает Департамент здравоохранения г. Москвы (в его подчинении находятся все московские больницы). И тогда встает вопрос, какие меры принимались для того, чтобы не допустить такой скачок».
В Минздравсоцразвития напомнили, что согласно официальной статистике, показатели смертности за январь-июнь 2010 года по Москве снизились на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом по России смертность снизилась на 6,1%, по Центральному федеральному округу на 8,1%. Снижение смертности от болезней системы кровообращения за этот же период— почти на 3%, от болезней органов дыхания— на 4%. В июне 2010 года по отношению к 2009 году в целом смертность по Москве снизилась на 0,7%.
«Что касается июльской жары, которая длится не одну неделю, здесь как никогда учреждениям здравоохранения надо быть готовым к проведению профилактических мероприятий, а не только констатировать резкое увеличение смертности граждан. И, конечно же, вновь должно сработать первичное звено здравоохранения: все хроники известны участковым врачам, в том числе с риском обострения сердечно-сосудистых заболеваний, которые в основном являются причиной смерти в эти жаркие дни, необходимо увеличить число активных патронажных посещений к таким пациентам. В этом региональные органы управления и учреждения здравоохранения должны максимально мобилизовать и согласовывать свои действия»,— заявили в министерстве.
При этом в Минздравсоцразвития подчеркнули, что в любом случае данные департамента правительства будут официально обнародованы после их получения.
Информация еще не дошла до верхов
Эксперты, комментируя назревающий конфликт, высказывают мнение, что глава Минздравсоцразвития пытается «защитить честь мундира», ведь такое повышение летальности может быть увязано также с оценкой уровня организации медицинской помощи. Признавая при этом, что Голикова могла еще не получить те статистические данные, которыми владеют власти на местах.
«Не вижу никакой проблемы, чтобы озвучить статистику так, как она отражает реальную картину происходящего в Москве,— прокомментировал GZT.RU назревающий конфликт вице-президент Общества доказательной медицины Алексей Бобрик.— Задача столичного чиновника разобраться в происходящем, понять механизм формирования тренда и принять меры. Я не вижу ни пиара, ни коммерческих интересов, все делается верно. И предпосылки такого тренда по смертности вполне понятны даже не специалистам. Конечно, такие данные не могут нравиться министру, они портят радужные реляции. Ей, конечно, „сверху виднее“, но на местах организаторы обладают той статистикой, которую, возможно, она еще не получила. Реакция министра скорее эмоциональна, она защищает честь мундира».
Есть классическое исследование по эпидемиологии, проведенное в Лондоне в 50-е годы прошлого века, пояснил Бобрик. Смог, простоявший три-четыре недели, увеличил смертность от легочных и сердечно-сосудистых заболеваний в разы. Тогда же причины были идентифицированы, они стали причиной принятия здравоохранительных решений, был отработан механизм сокращения влияния смога на здоровье лондонцев, предприятия начали выводить за черту города. Ситуация вошла во все учебники по эпидемиологии.
Спрос с системы здравоохранения
Трудно судить, что движет сторонами, говорят эксперты Высшей школы экономики. Они не видят ничего необычного в том, что жара и смог привели к повышению количества смертей. «Однако, поскольку так или иначе все умершие проходили через систему медицинской помощи, то такое повышение летальности может быть увязано также с оценкой уровня организации медицинской помощи со стороны высшего руководства страны,— говорят эксперты ВШЭ.— Тем более что такие экстремальные ситуации, как правило, обнажают уже примелькавшиеся в обычной жизни дефекты организации». С другой стороны, они отметили, что министр Голикова вправе спросить с Андрея Сельцовского, «что было сделано организационно для нейтрализации последствий чрезвычайной ситуации».
«К сожалению, Минздрав, не подтверждая информацию Сельцовского, вчера привел аргументацию типа „в огороде бузина, а в Киеве— дядька“— снижение смертности на 9% за первую половину 2010 года (когда и смога не было) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Получается диалог слепого с глухим— Сельцовский про июль, Минздрав— про январь-июнь. Нет подтверждения, но нет и опровержения»,— считают в ВШЭ.
Эксперты предположили, что «скорее всего, спор не закончится ничем, если не вмешается какой-либо подспудный, не известный нам, политический интерес». Кроме того, они высказали сожаление, что специалисты ведомства не помогают министру интерпретировать эпидемиологические статистические данные, «подставляя министра», а собственные возможности Голиковой скорее позволяют ей оперировать бюджетом, чем сугубо медицинской информацией.
Власть хочет сладкой статистики
Еще резче оценил спор чиновников доктор медицинских наук, профессор, независимый эксперт и один из авторов ныне действующего федерального закона «Основы охраны здоровья граждан» Юрий Комаров.
«Министр Голикова не владеет оперативной статистикой, информация не так оперативно попадает наверх, так что Сельцовский абсолютно прав,— сказал Комаров gzt.ru.— И Сельцовскому министр не указ, она не может отчитывать его. Что-либо требовать от него может только Лужков».
Юрий Комаров полагает, что министр должна помнить, что мы живем в системе местного самоуправления. Эксперт предположил, что искаженная, но более благоприятная статистика была бы для министерства куда как приятнее. «Причина во властной ситуации, куда предоставляется приукрашенная информация хоть по рождаемости, хоть по смертности, власть с удовольствием такую информацию слушает»,— сказал Комаров. «Несколько дней назад главный пульмонолог России, академик Александр Чучалин проводил замеры в центре Москвы у людей: сколько каждый одномоментно вдыхает угарного газа, получилось столько, сколько в двух пачках сигарет»,— добавил он.
GZT.RU:
бесплатный кс сервер в лондоне