Она произошла на ленинградской земле благодаря сибирским поисковикам
Каждое лето навещаю дорогие сердцу места на Рязанщине, где родился, вырос, окончил школу. Теперь этой сельской школы, когда-то знаменитой на всю область, уже нет: учиться некому. А встречает меня здесь, в селе Купля Шацкого района, один из последних её директоров Алексей Ефимович Бестолчёнков.
Встречаться с ним всегда интересно. Историк по профессии, он давно увлекается краеведением, к тому же в последние годы возглавил местный Совет ветеранов. Да и характер такой, что знает всё достопримечательное в округе — про историю и про сегодняшний день. Вот и на этот раз, как обычно, стал перечислять здешние новости. Одна особенно остановила внимание. «У моего бывшего ученика, — сказал Алексей Ефимович, — дед нашёлся. Пропавший без вести семьдесят лет назад!»
ЭТОТ БЫВШИЙ УЧЕНИК, Василий Нилов, живёт сейчас в Москве, но регулярно приезжает к отцу и матери в родные Новосёлки. И вот едва прибыл 1 мая к родителям, как раздался телефонный звонок. Глава администрации сельского поселения Валентина Александровна Дюдяева буквально поразила его абсолютной неожиданностью: из Ленинградской области сообщили, что там среди останков погибших бойцов, обнаруженных поисковым отрядом, найден медальонный вкладыш с именем и адресом Алексея Артёмовича Нилова, 1907 года рождения, из села Новосёлки Каверинского района Рязанской области. Да, в то время это был Каверинский район…
— Восьмого мая, накануне Дня Победы, состоится торжественное захоронение, — сказала глава администрации. — Они приглашают вас, спрашивают, можете ли приехать.
Старый отец (и он же сын найденного бойца) поражён известием ещё больше.
— Вот спрашивают, можем ли в Ленинградскую область на похороны приехать, — обратился к нему Василий. — Ты выдержишь? Хватит сил?
— А ты возьмёшь меня с собой?
Этот вопрос отца и был ответом.
Конечно, Иван Алексеевич Нилов чувствует себя в последнее время далеко не идеально. Всю жизнь честно проработавший в колхозе, где до призыва на фронт трудился и его отец, а затем в совхозе, который теперь развалили, он хотя и продолжает с помощью наезжающего сына поддерживать свой огород, но силы при его возрасте всё больше сдают, да и здоровье основательно подводит. Но тут — такое необыкновенное обстоятельство, такое потрясающее приглашение! Разве можно не поехать?!
* * *
Потом он сам рассказывал мне, что сразу всплыл в памяти августовский день 1941 года, когда вместе с матерью, двумя сёстрами и младшим братишкой провожали они отца почти аж до тогдашнего райцентра Каверино. Многие и многих провожали в тот день из Новосёлок. Вернулось гораздо меньше. А об отце в 1942-м пришло сообщение: пропал без вести.
Тяжёлое это выражение — «без вести». Что с человеком? Он ведь не может совсем пропасть, словно испариться в воздухе. Однако война есть война, тем более величайшая за всю историю человечества...
Анастасия Ивановна Нилова, оставшись без мужа, подняла на ноги четверых детей. Это была судьба солдатских вдов, и страна помогала им, как могла. Но дело в том, что до самой кончины Анастасия Ивановна не считала себя вдовой. Ждала, верила, искала, направляя запросы во все инстанции. Уже в семье сына Ивана подрастали трое ребятишек — внуки, а она всё продолжала думать о своём Алексее как о живом.
Иван же Алексеевич, думая об отце, больше всего вспоминал, как отправились они вместе на рыбалку — вечером, накануне его ухода на фронт. И как отец сказал: «Не горюйте тут без меня, привезу вам с войны Гитлера в мешке!» На следующий день повторил это перед всеми односельчанами. Весёлый он был, отец, и в победу твёрдо верил. Об этом Иван Алексеевич не раз говорил своему сыну Василию...
И вот теперь оба они едут на встречу с отцом и дедом — семьдесят лет спустя после его расставания с родным селом и семьёй. Едут на ленинградскую землю, где никогда не бывали, но которая стала местом последнего боя и последнего вздоха дорогого для них человека.
Василий рассказал мне, насколько заботливо и сердечно встретили их поисковики, расположившиеся в Кировском районе, близ города Кириши. Как самых желанных гостей! А оказались члены этой экспедиции, возглавляемой Натальей Изотовной Некрасовой, из Новосибирска — Сибирский кадетский корпус. Вот и представим, где Новосибирск, а где Ленинградская область и где моя Рязанская, уроженец которой Алексей Артёмович Нилов защищал Ленинград в том суровом январе 1942 года.
Поисковики на основании своего многолетнего опыта (работают уже более двадцати лет и места эти, куда постоянно приезжают, изучили очень хорошо) пришли к выводу, что роковой бой возле железнодорожной станции Погостье произошёл скорее всего именно в январе 1942-го. С одной стороны железной дороги были напиравшие немцы, с другой — оборонявшиеся наши. Держались, судя по всему, упорно, и в конце концов фашистское командование решило направить для поддержки своей пехоты авиацию. Останки двенадцати бойцов, среди которых — Алексей Нилов, удалось разыскать в воронке от авиабомбы.
И здесь же нашёлся этот бесценный медальон. С каким трепетом показывал мне внук эбонитовую капсулу медальона и записку, извлечённую из неё!
— Видите, это он сам написал, почерк очень похож на почерк сына, то есть моего отца. Написал химическим карандашом свои основные данные и адрес моей бабушки, которой в случае чего надо было сообщить. Да вот землёй завалило их здесь, поэтому сообщение пришло, к сожалению, с большим опозданием. Почти через семьдесят лет… Но как же мы с отцом и матерью благодарны этим ребятам, которые искали, раскопали, нашли! Мы всем им низко-низко кланяемся.
* * *
На сей раз возле мемориального комплекса в посёлке Новая Малукса Ленинградской области хоронили останки 423 советских солдат, найденных сибирскими поисковиками. Двенадцать человек опознали — эти имена появятся теперь на стене мемориала, пополнят героический список. И в их числе имя моего земляка Алексея Артёмовича Нилова.
На протяжении всей траурной церемонии его сын и внук не отходили от гроба. Были торжественные речи, были цветы, венки, воинский салют. Ребята из Сибири, благодаря которым состоялось это захоронение, стояли подтянутые и строгие, с чувством выполненного долга. На их счету уже более одиннадцати тысяч найденных и захороненных бойцов Великой Отечественной, а впереди — продолжение благородной и тяжёлой работы: в дождь и холод, в болотах и лесах...
— На память отцу и мне ребята подготовили вот этот планшет, — рассказывает Василий Нилов. — Видите, здесь и та капсула смертного медальона, и последняя записка деда, и пакетик земли с места его гибели.
Большое, до слёз, впечатление на Ивана Алексеевича и Василия Ивановича произвело то, что памятный планшет вручил им торжественно четырна-дцатилетний мальчик. От волнения они даже имени его не спросили. А оказывается, это он нашёл капсулу с запиской красноармейца Алексея Артёмовича Нилова.
Ну как действительно не поклониться до земли этим юным подвижникам, свершающим поистине святое дело патриотической памяти!
* * *
На днях я всё-таки дозвонился в Новосибирск до Натальи Изотовны Некрасовой, той самой, которая руководит поисковиками кадетского корпуса. Передал приветы от Ниловых из рязанских Новосёлок, поинтересовался итогами работы поисковых отрядов за последнее время.
— Недавно завершили осеннюю экспедицию. Найдены останки ещё 202 солдатиков, а пятеро опознаны поимённо…
Наталья Изотовна в течение всей нашей беседы говорила именно так: не солдаты, а солдатики. С трогательной материнской нежностью. Я спросил, кстати, и о том четырнадцатилетнем мальчике, который нашёл медальон моего погибшего земляка. Это — Виталий Жигарев, школьник из деревни Верх-Ирмень близ Новосибирска.
Да, в экспедиции они берут с собой и школьников из соседних деревень. Сейчас уже идёт подготовка к очередной дальней поездке на места военной памяти, славы и скорби…
http://gazeta-pravda.ru/content/view/987
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru