dr_bogdanov
dr_bogdanov
........ .............. .. ....................

March 2024
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

dr_bogdanov [userpic]
Как аукнется, так и откликнется

Портал Беларусь Сегодня | Передовица - Как аукнется, так и откликнется:


22 июня «Газпром» объявил Беларуси войну. Газовую. Каким же бесчувствием нужно обладать, чтобы забыть, что значит эта скорбная дата в исторической памяти белорусов и россиян? Неужели действительно деньги не пахнут?


В то время, когда в Брестской крепости вспоминали наше общее прошлое и общую борьбу, в Минске в резиденции Президента обсуждали настоящее. Из Москвы прилетел министр иностранных дел Сергей Лавров. «В тот день, когда мы должны стоять в обнимку, приходится говорить на совсем другие темы, — с сожалением заметил Александр Лукашенко, встречая гостя. — Конфликт перерос в «газовую войну». На этой встрече Президент объявил, что был вынужден отдать распоряжение о приостановке транспортировки российского газа через территорию Беларуси, поскольку «Газпром» с начала года не платил за транзит и задолжал уже 260 миллионов долларов.


Вместе с Лавровым в Минск приехала большая группа журналистов. Не припомню, чтобы у министра когда–либо было такое сопровождение. Московские СМИ широким фронтом наступают в информационной кампании против Беларуси, создавая у российского зрителя ощущение того, что это Минск что–то должен «Газпрому» и не выполняет условия договора, хотя все произошло с точностью до наоборот. Как именно — Президент посчитал нужным подробно рассказать министру иностранных дел, хотя почему–то я уверен, что российские министры это все прекрасно знают...


«Не мы должны сегодня «Газпрому» — он должен нам 70 миллионов долларов. Это абсолютно точно, и они это признают, — отметил Александр Лукашенко. — До какого цинизма и абсурда можно дойти, когда ты должен 260 миллионов, а тебе — 190 миллионов, и ты начинаешь мне за это заворачивать вентиль». «192 миллиона», — стал, как всегда веско, уточнять приглашенный на встречу российский посол Александр Суриков. «По нашим подсчетам, 187 миллионов, — решительно поправил его Президент, — но это не принципиально важно». Он рассказал, что Минск предлагал Москве произвести взаимозачет, однако там отказались. «Значит, здесь уже неприкрытое давление», — считает Александр Лукашенко.


Сегодня никто не может обвинить Минск в том, что он не пытался договориться с «Газпромом». Очередной компромиссный вариант был разработан в понедельник, то есть уже после того, как Россия на 15 процентов сократила поставки «голубого топлива» в Беларусь. Из Минска в Москву была переведена часть денег, которые требовал г-н Миллер. Однако вчера утром, хорошо хоть не в четыре часа, а в 9.15, «Газпром» еще на 15 процентов сократил поставки в Беларусь. Таким образом монополист проигнорировал обещание г-на Путина не уменьшать поставки газа в Беларусь более чем на 15 процентов, «имея в виду особое отношение к белорусским потребителям». Или это В.Путин «дал слово и взял его назад»?


Под угрозой оказалась деятельность целого ряда белорусских предприятий.


Накануне первый вице–премьер Владимир Семашко написал письмо еврокомиссару по энергетике и транспорту, чтобы объяснить всю ситуацию. Около 20 процентов российского экспорта газа в страны Европы проходит через территорию Беларуси (это чуть больше 6 процентов от общего объема газа, потребляемого в ЕС). «Евроньюс» два дня первой новостью передавал сводки с «газовой войны» между двумя союзными государствами.


По словам Президента, происходящее уже никак нельзя назвать спором хозяйствующих субъектов (такой эвфемизм был введен в лексикон политиков еще во время первых нефтегазовых конфликтов с Россией). Это больше чем обычное дипломатическое давление большой страны на государство поменьше. «Когда нас начинают унижать не то котлетами, не то блинами, — Александр Лукашенко вспомнил недоброй памяти высказывания Владимира Путина и Дмитрия Медведева, — мы это воспринимаем как оскорбление белорусского народа».


(Информация к размышлению)


Вопросом «зачем руководство России раздувает из мухи слона и разыгрывает тщательно прописанный сценарий запугивания Беларуси?» задаются украинские «Экономические известия». Газета пишет, что эксперт «Укртрансгаза» очень смеялся над планом по переброске белорусских объемов в украинскую трубу: это возможно не ранее чем через месяц, а газ Европе нужен здесь и сейчас. Судя по заявлениям московских политиков, можно сделать вывод, что имидж надежного поставщика в ЕС для них важнее, чем искусственные трудности белорусской экономики. Как говорится, напрасно мучились. «Опять мы имеем дело с закручиванием вентиля россиянами, — так оценивает ситуацию польская «Речь Посполита». — Любые ограничения на поставку газа и нефти — это понижение статуса «Газпрома» и России как надежного и солидного партнера».


Почему Кремль снова стал размахивать трубой?  На этот вопрос «СБ» отчасти ответила во вчерашнем номере. Продолжаем. Некоторые экономисты связывают это с непродуманным решением строить «Северный поток». Сегодня появились новые источники поставок газа в Европу, например, Катар. А, допустим, в Польше нашли огромные запасы так называемого сланцевого газа, благодаря которым поднялись США и обошли Россию по производству «голубого топлива». В результате «Газпром» уже стал вторым по объему поставок газа в Европу. «Северный поток» в этом свете выглядит абсолютно проигрышным проектом, который, уже очевидно, никогда не окупится. Провоцируя конфликт с Минском, российское руководство хочет оправдать свое неграмотное бизнес–решение: мол, Беларусь перекрывает газ, значит, нужен новый путь транспортировки газа, в обход нашей страны. Это одно из возможных объяснений действий Кремля. Что ж, занятное мнение...


Московские газеты прямо указывают, что Кремлю нужны не 190 миллионов долларов, а податливое и непривередливое государство в Таможенном союзе. Попытка России протолкнуть союз с сохранением пошлин на нефть — это испытание Минска на прочность: насколько он готов поступиться своими интересами. По словам Александра Лукашенко, решение ввести таможенную пошлину на нефть в качестве исключения из Таможенного союза еще в какой–то мере было понятно, «но нам вводят таможенную пошлину, продавая нефть в два раза дороже, чем Казахстану». Однако Казахстан и сам не только добывает нефть, но и экспортирует ее. «Хорошо, это не наше дело, но почему такое отношение в Таможенном союзе к одному партнеру и совершенно иное — к другому. Я этого не понимаю», — сказал Александр Лукашенко...


Сергею Лаврову определенно нечего было ответить на слова Президента. Он приехал в Минск обсуждать очередную программу согласованных действий во внешней политике Беларуси и России. В этой сфере между нашими государствами нет конфликтов, в основном здесь полное понимание. Все время, пока говорил Александр Лукашенко, гость сидел с непроницаемым лицом и только сорвавшийся голос, когда он взял ответное слово, выдал все напряжение политического момента. «Спасибо за встречу», — только и мог сказать он. Оно понятно, решения принимаются не на Смоленской площади, а в Кремле... Президент подчеркнул, что все сказанное не касается министра иностранных дел России и он «по–прежнему наш старый друг». «Будем беречь то положительное, что есть в наших отношениях», — заключил Александр Лукашенко...


Игорь КОЛЬЧЕНКО, «СБ».