Sat, Oct. 23rd, 2010, 04:34 pm
К.Нэбб "Дикие стачки и сидячие демонстрации" (отрывок из "Радости революции")



Дикие стачки действительно представляют интересные возможности, особенно если стачечники захватывают свои рабочие места. Это не только делает их положение более устойчивым (это предотвращает локауты и штрейбрехерство, а оборудование и продукция служат заложниками против репрессий), это объединяет всех, практически гарантируя коллективное самоуправление в борьбе и служит намёком на самоуправление во всём обществе.

Как только обычное производство останавливается, вся обстановка становится другой. Жалкое рабочее место может быть преобразовано в почти священное место, ревниво охраняемое против профанизирующего вмешательства боссов и полиции. Наблюдатель сидячей забастовки 1937 г.. во Флинте, Мичиган, описывал бастующих, как “детей, играющих в новую, увлекательную игру. Они сделали дворец из того, что было их тюрьмой”. (Сидни Файн, Сидячая демонстрация: Стачка на Дженерал Моторс в 1936-1937гг.). Хотя целью стачки было просто право на профсоюзную организацию, она была организована на советовский манер. В течение шести недель, пока они жили на своей фабрике (используя сиденья машин в качестве кроватей и машины в качестве шкафов) генеральная ассамблея всех 1200 рабочих встречалась дважды в день, чтобы определить политику в отношении пищи, гигиены, информации, образования, жалоб, связи, безопасности, обороны, спорта и досуга, а также для избрания подотчётных и часто сменяющихся комитетов для её применения. Там был даже Комитет по слухам, чьей целью было противодействие дезинформации путём отслеживания её источника и проверки достоверности каждого слуха. Вне фабрики, жёны бастующих взяли на себя заботу о распределении еды и организации пикетов, об общественных связях и о контактах с рабочими в других городах. Самые дерзкие из них организовали Бригаду Женского Реагирования, у которой был план формирования зоны отпора в случае полицейской атаки на фабрики. “Если полиция захочет стрелять, им придётся стрелять в нас”.

К сожалению, хотя рабочие и сохраняют ключевую позицию в некоторых основных сферах (объекты, коммуникации, транспорт), рабочие многих других предприятий обладают меньшими рычагами, чем раньше. Мультинациональные компании как правило обладают большими резервами и могут пережидать или перемещать производство в другие страны, в то время как рабочие переживают трудные времена без поступающей зарплаты. Не угрожая чему-либо существенно, многие современные стачки являются просто заявками об откладывании закрытия устаревших отраслей промышленности, несущих денежные убытки. Т.о., хотя стачка и продолжает оставаться основной тактикой рабочих, сами трудящиеся должны также изобретать другие формы борьбы на рабочем месте и выискивать способы увязать её с борьбой в других сферах жизни.
К.Нэбб - американский ситуационист и анархо-коммунист