Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет falcoperegrinus ([info]falcoperegrinus)
@ 2012-02-10 14:21:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Ваши три тонны нефти - 1











Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии

Ваши три тонны нефти

О пользе душевых показателей при объяснении ограничителей и возможностей развития страны

А. С. Амирагян,
(составитель гистограмм);
С. В. Рогачев,
кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран, географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Окончание. См. № 12/2009

Как мы помним (№ 12, с. 4), Россия в паре с Саудовской Аравией уверенно, почти «нос в нос», лидируют в мировой нефтедобыче. По некоторым данным, РФ даже обгоняет саудовцев по добыче.

Не такая картина по экспорту нефти. По этому показателю Россия хотя и остается в паре первых, но от Саудовской Аравии отстает почти в 2 раза (гистограмма 3). Почему? Потому что Россия — пока еще большая страна. По численности населения она в 5 раз больше Саудовской Аравии, по размеру экономики — раза в 4. Большей стране нужно больше нефти самой, на свои нужды. Саудовская Аравия может гораздо большую долю добываемой у себя нефти выкинуть на мировой рынок без ущерба для себя (а еще совсем недавно, на памяти старшего ныне здравствующего поколения, эта страна нефти вообще почти не потребляла — в те 20—40-е годы, когда в СССР бензин и мазут уже вовсю горели в двигателях автобусов, тракторов, самоходных орудий и в топках ТЭС). Наш же экспорт, даже маленький, осуществляется в ущерб стране — потому что заведомо обрекает нашу экономику и наш быт на меньшую энергонасыщенность, чем в развитых странах.

Если мы примем во внимание, что РФ в год, кроме 200 с лишним млн т сырой нефти (гистограмма 3), экспортирует еще более 100 млн т нефтепродуктов*, то из добытых почти 500 млн (гистограмма 1 в № 12 на с. 4) на конечное потребление внутри России остается не более 150 млн т нефти в год. То есть по 1 тонне на брата, в действительности даже чуть меньше. Много это или мало? В сравнении с нуждами народа, населяющего территорию нашей страны, мало. Мы уже делали прикидки, что на душу населения только для удовлетворения одних бытовых нужд, если не терпеть лишений, жить на современную среднебуржуазную ногу, не подвергая себя никаким самоограничениям, нужно тонны 3—4. Вы скажете: не нефтью единой живет Россия, есть еще уголь и газ, есть ГЭС и АЭС. Да, но есть (или, вернее, хотелось бы, чтобы была) еще промышленность, армия, флот, авиация, космос. Кое-где на селе еще остались трактора и комбайны... Им всем тоже нужна энергия.

Гистограмма 3

Гистограмма 4

Сравним Россию по конечному потреблению нефти с некоторыми другими странами: таблица. Дайте себе труд самостоятельно заполнить правую колонку.

Таблица

Потребление нефти в некоторых странах мира в сравнении с численностью их населения

(данные BP на 2007 г., округлено)

Страна

Конечное потребление нефти, млн т

Численность населения, млн чел.

Конечное потребление нефти на душу населения, т/чел.

США

950

300

 

Канада

100

35

 

Россия

130

140

 

Германия

130

80

 

Франция

90

60

 

Великобритания

80

60

 

Италия

90

60

 

Испания

80

40

 

Австралия

42

21

 

Япония

230

130

 

Норвегия

10

5

 

Финляндия

10

5

 

Швеция

17

9

 

Исландия

1

0,3

 

Мексика

90

110

 

По потреблению жидких углеводородов средний житель фонтанирующей нефтью РФ смотрится несчастным дистрофиком в сравнении с плотно и в радость себе вкушающими энергию американцем, канадцем и даже японцем, нефти совсем не добывающим. Отставание от немца, француза, англичанина или итальянца поменьше, но все же весьма существенно. Средний житель Германии, Франции или Великобритании обходится меньшим количеством нефти, чем американец, не потому, что ограничивает удовлетворение потребностей своих и своей экономики. А потому, что научился более эффективно использовать нефть: с помощью своих 1,5 т нефти, приходящихся на его душу в год, получать такой же эффект, как в иных, более склонных к транжирству странах достигают с помощью 2—3 т. Научился не только благодаря своему интеллекту, но и вложив в экологичные (и экономичные) технологии огромные средства. (А победнее испанец еще не заработал на такую экономию.)

Гистограмма 5

Гистограмма 6

«Добывающий» три-четыре тонны нефти житель РФ живет куда в более стесненных нефтеобстоятельствах: вы, вероятно, уже высчитали, что до него даже одной тонны не доходит! Это при том, что он мерзнет куда больше западноевропейца (и лишняя тонна нефти ему не помешала бы, когда температура в квартирах падает ниже +15 °С) и что он куда больше «рассредоточен» по территории страны (и лишняя тонна нефти ему бы не помешала, чтобы чаще общаться с себе подобными — с соотечественниками, чтобы, говоря высокопарным языком, поддерживать   е д и н с т в о    н а ц и и).

Заметьте, данные заполненной вами таблицы показывают, что все северные страны Европы, более холодные и характеризующиеся большей рассредоточенностью людей и экономики на протяженных территориях, чем ядро части света, потребляют нефти на душу населения заметно больше, чем Франция, Германия и иже с ними. Притом они ничуть не менее экологичны и эффективны в потреблении: у них одна тонна нефти работает не хуже, чем у французов, и намного лучше, чем у нас.

А они куда менее холодные по климату, чем мы, и куда менее «размазанные» в пространстве (десятитысячекилометровых транссибов не знает ни одна страна, кроме России). Нам заведомо нужно больше нефти, мы же — при не очень пока экономичных технологиях ее использования (они для нас дороги) — сами себя, своими руками, оставляем на голодном пайке. Россия экспортирует нефть, которой ей явно не хватает, чтобы соответствовать мировому уровню жизненного комфорта. И тем самым она обделяет своих граждан — теплом, возможностями пользования современной техникой, возможностями поездок по стране; обделяет свою экономику — возможностью мощно использовать конкурентное преимущество дешевой энергии.

Экспорт нефти велся с дореволюционных времен, в советские годы он стал массовым. Советское государство вывозило нефть, главным образом, чтобы заработать валюту, необходимую для приобретения за рубежом тех видов оборудования и материалов, которые не удавалось (или было невыгодно) производить внутри страны. У нас, например, не растет гевея, а все опыты с каучуконосами-заменителями (помните кок-сагыз и тау-сагыз?) оказались безрезультатными; почти нет мест, пригодных для возделывания цитрусовых, чая, хорошего вино­града. Нет надежд на свой кофе. Но необходимость зарабатывать валюту от экспорта нефти была связана не только и не столько с этим. СССР ввозил некоторые виды промышленного оборудования. У нас нет столь глубокой станкостроительной традиции, как, например, у швейцарцев. Мы не могли успеть во всех направлениях научно-технического прогресса и поэтому ввозили, например, некоторые станки с ЧПУ. Не получалось (и, по подсчетам Госплана, было невыгодно) катать свой стальной лист 5-метровой ширины (см. «Стан-5000»//География, № 4/2008). В технически усложняющейся мировой экономике ни одна страна уже не может на 100% обойтись собственными разработками и волей-неволей вынуждена встраиваться в международное разделение труда. Нефтяные доходы (нефтедоллары) использовались в первую очередь для приобретения производственного оборудования, для развития тех основ, с помощью которых поддерживается производственная и военная (для охраны произведенного) мощь народа. На «заграничные удовольствия» оставалась лишь небольшая (по-видимому, неоправданно маленькая) доля нефтедолларов, поэтому бананы и ананасы в Союзе были так (несравнимо с их нынешней ценой) дороги.

Гистограмма 7






... читать дальше ...