Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет farnabaz ([info]farnabaz)
@ 2010-05-17 02:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:XVI век, XVII век, Русская история, земщина

Земское устройство и суд при Иване IV
"При великом князе Иване Васильевиче III и при сыне его Василии Ивановиче и в первые четырнадцать лет боярского правления в малолетство царя Ивана Васильевича своеволие и притеснения наместников, присылаемых из Москвы, легли тяжелым гнетом на местные земщины и произвели страшные беспорядки, грозившие разорением местных земщин, ежели бы не спасло их общинное устройство, давшее местным земщинам возможность или сдерживать своевольных наместников или подавать на них в Москву жалобы от имени той или другой земщины, которые жалобы, как выражения желаний целых земщин, не могли оставаться неудовлетворенными, особенно после созвания царем Иваном Васильевичем общего Земского собора в 1549 году, который открыл царю необходимость к принятию общих мер против беспорядков областного управления московскими наставниками. Этими общими мерами были: во-первых, издание уставной грамоты, предоставлявшей местным земщинам управляться своими выборными старостами и излюбленными головами, заменявшими царских наместников, и во-вторых, составление нового Судебника, ограждавшего земщины от своеволия наместников.
Уставная грамота об отмене наместников и волостей по городам и волостям на столько подняла местное самоуправление земщин, что земщины получили право непосредственно относиться к центральной власти в Москву, и в суде и управе ведаться своими выборными начальниками, излюбленными головами, судьями и старостами, во всех делах даже уголовных, под контролем самого местного общества, а не центральной власти; так что местная земщина получила право как выбирать помянутых начальников. из своей среды, так и сменять их, когда они оказывались неугодными, и выбирать новых, с обязанностию только присылать выбранных в Москву для принятия присяги, как об этом прямо написано в уставной грамоте:
«И будет посадские люди и волостные крестьяне похотят выборных своих судей переменити, и посадским людям и волостным крестьянам всем выбирати лучших людей, кому их судити и управа меж ими чинити, да тех своих излюбленных судей присылают в Москву к нашему дьяку, и излюбленный (избирательный) список по имяном с поповскими руками и с дьяконскими и с своими приписьми дьяку нашему присылают же; и дьяк наш тех их излюбленных судей приводит к крестному целованию на том, что им судити во всяких делах в правду по нашему крестному целованию».
Ежели излюбленные головы и вообще выборные власти по уставной грамоте избирались целым уездом, а не одним посадом и волостью, то их суду и управе подлежали не только посадские люди и крестьяне, но и все местные вотчинники и помещики по месту жительства и по своим недвижимым имениям. Вообще, с избранием выборных властей по уставной грамоте в уезде прекращалась всякая судебная и административная власть чиновников, присылаемых от государя и переходила в руки излюблённых голов, старост и судей под контролем самого общества. Правительство только облагало таковой уезд особым оброком по цене определенных законом доходов в пользу наместника и его пошлинных людей, который оброк выборные власти обязывались ежегодно высылать в царскую казну. Впрочем, уставная грамота царя Ивана Васильевича не отнимала у местных земщин свободы, — управляться ли своими
выборными властями, или просить присылки государева наместника из Москвы.
Но как по уставной грамоте было предоставлено на волю местных земщин управляться ли своими выборными властями или государевыми наместниками, то в ограждение тех земщин, которые не пожелали бы управляться своими выборными властями, царь Иван Васильевич в своем Судебнике, изданном в одно время с уставною грамотою в 1550 году, разными постановлениями значительно усилить местную земскую власть и уравновесил ее с властию наместников и их пошлинных людей.
По царскому Судебнику были оставлены в своей силе все прежние порядки участия земских властей в суде и управлении наместников.
По Судебнику в параллель с Приказною избою наместника поставлена Земская изба с своими выборными старостами и излюбленным земским дьяком в каждой местной земщине. На суде наместника или волостеля рядом с наместничьим судьею или тиуном сидели выборные судьи с своим земским дьяком, и суд наместника или волостеля без участия земских судей Судебник признает недействительным.
Самое судное дело писалось земским дьяком и подписывалось земскими судьями; наместничий же дьяк только писал копию с судного дела, писанного земским дьяком, которая утверждалась на- местничьею печатью; и дело, писанное земским дьяком, передавалось наместнику, а копия с него, писанная наместничьим дьяком, отдавалась земским судьям, т. е. выборным, старостам и целовальникам.
Кроме того, по желанию местной земщины закон дозволял учреждать по городам особых земских выборных начальников, называвшихся городовыми приказчиками. Эта земская власть действовала особо от наместников заодно с старостами, сотскими и целовальниками.
Городовые приказчики были защитниками интересов земщины против своевольств и притеснений со стороны наместников и их пошлинных людей. Наместничьи люди, по свидетельству Судебника, никого из жителей города не имели права взять под стражу и заковать ни до суда, ни после суда, не объявив об этом наперед городовому приказчику, старостам и целовальникам; в противном случае городовый приказчик с старостами и целовальниками освобождал взятого из-под стражи, и сверх того взыскивал на наместничьих людях бесчестье, смотря по званию обиженного. Непосредственные обязанности городовых приказчиков были следующие:
1) защищать жителей от обид и притеснений со стороны наместничьих людей при нарядах к городовым и другим казенным работам;
2) смотреть, чтобы торговля производилась на узаконенных местах, и чтобы никто в ущерб города не заводил торгов в уезде без государевой жалованной грамоты;
3) чтобы в сборе податей, отправлений повинностей соблюдался порядок согласно с общин- ною раскладкою, и чтобы никто не был изобижен ни в раскладке, ни в сборе; а посему городовым приказчикам предоставлялось решение всех споров по земским и податным делам;
4) старосты, сотские и десятские должны были представлять городовым приказчикам всех пришлых подозрительных людей, которые окажутся в той или другой городской общине;
5) наконец, городовые приказчики наблюдали за целостию общественных имуществ и защищали их против наместников и их пошлинных людей, а также вместе с старостами отдавали с торгов на оброк все оброчные статьи и угодья, принадлежащие городу. В волостях обязанности городовых приказчиков лежали на особых выборных властях, называвшихся дворскими."