Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет flaass ([info]flaass)
@ 2003-11-23 17:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дырявый чайник
Всегда думал, что "метод чайника" - широко известный термин. А гугло показало только две ссылки на "метод чайника" - и обе в другом смысле ("чайник" из программистского жаргона), и одну на "методом чайника": фраза школьного учителя математики, вызвавшая в классе смех, потому что никто не понял ее смысла.
(Впрочем, первая же ссылка на "вскипятить чайник" оказалась правильной.)

Итак, решение "методом чайника" моей последней задачки.
Проведем диагональ в нашей замкнутой ломаной. Получим два треугольника, нарисованных на двух страничках книги (корешок вдоль диагонали). Раскроем книгу в плоскость, получим 4хугольник с равными суммами противоположных сторон. В него впишем окружность (вот здесь мы свели задачу к уже решенной). Вернем странички в прежний вид: теперь вдобавок к треугольникам мы имеем две дуги окружности. И, наконец, совсем легко понять, что через эти две дуги проходит сфера, и она и будет искомой.

А теперь задачка: найти дырку в этом чайнике. Где ошибка в решении, и как подправить идею, чтоб ошибка пропала?


(Добавить комментарий)


[info]drw@lj
2003-11-23 01:05 (ссылка)
Плоский четырёхугольник может получиться невыпуклым. Исправить это можно так: пусть у нас получился плоский четырёхугольник ABCD, в котором угол при вершине C больше развёрнутого (в четырёхугольнике может быть не более одного такого угла). Тогда его можно заново раскрыть на плоскость относительно прямой BD так, чтобы A и С лежали в разных полуплоскостях.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flaass@lj
2003-11-23 01:15 (ссылка)
Я так и не смог доказать, что во второй раз обязательно получится выпуклый 4хугольник. Поэтому пришлось придумывать другой способ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drw@lj
2003-11-23 01:47 (ссылка)
Да, действительно, есть некоторое затруднение.

Впрочем, я ещё и случай с самопересечением забыл (хотя он роли не играет).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flaass@lj
2003-11-24 04:34 (ссылка)
Потом уже понял, что есть пример, когда оба 4хугольника будут невыпуклые.
Длины сторон по кругу: 2а, а+е, 2е, а+е, где а много больше е.
Стороны длин 2а и 2е перпендикулярны.
Тогда, как ни крути, выкрутится невыпуклый 4-угольник.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drw@lj
2003-11-24 05:18 (ссылка)
Ну да, я тоже такой пример нашёл. Из него выпуклый четырёхугольник получается двумя разворотами, а я только сейчас понял, что нужно за один разворот это делать. Тогда этот способ не подходит, да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flaass@lj
2003-11-27 07:38 (ссылка)
Да, а спас я этот подход так:
проведем диагональ, впишем в каждый из двух треугольников по окружности. Легко видеть, что диагонали они касаются в одной точке - а, значит, касаются друг друга. Через них - сферу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drw@lj
2003-11-27 07:58 (ссылка)
Пардон, почему же в одной точке?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flaass@lj
2003-11-27 21:49 (ссылка)
А потому, что суммы противоположных сторон равны. Легкая арифметика, можно провести и в уме.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drw@lj
2003-11-27 22:45 (ссылка)
Ну вот, про условие забыл. Извините, что-то я совсем плох.

(уходит, посыпая голову пеплом)

(Ответить) (Уровень выше)