Apr. 21st, 2012 @ 05:23 pm Сирийская ловушка

Отличный разбор полётов над сирийским "гнездом долбанутой кукушки".

Оригинал взят у [info]marir_11@lj в Сирийская ловушка

В. Янкелевич
Как бы ни был хорош ваш план, все равно он в корне неправилен.
Закон Мэрфи о войне.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» - по какому поводу сказал это величайший афорист современности, уже никто не помнит, но слова эти, как нельзя лучше отражают сегодняшнюю ситуацию в Сирии.
«Совет Безопасности ООН в субботу единогласно одобрил проект резолюции по Сирии», объявила председательствующая в Совбезе постпред США при ООН Сьюзан Райс. Не знаю, кричали ли женщины «ура» и бросали ли в воздух чепчики, но если и делали это, то напрасно, ООН, как бюрократическая структура, ничего кроме временной консервации конфликта не производит. Конфликт, который пытается урегулировать ООН, как правило, не прекращается, а переходит в хроническую затяжную стадию и постепенно развивается в сторону дальнейшей эскалации, что мы в Израиле знаем особенно хорошо.



Часть фокуса, маскирующего реальность, заключается в том, что анализируются добрые намерения, а не результаты ваших действий или политики. Результат может быть катастрофическим <….>, но это не важно, если вы хотели сделать, чтобы было хорошо.
БАРРИ РУБИН

Как же видит СБ ООН выход из сирийского тупика? Как и любая бюрократия, ООН не решает проблему по существу, а порывшись в «папке стандартных решений», облекает их в форму резолюции. Тут прекращение всевозможных актов насилия, отвод войск и тяжелой техники в казармы, свободу узникам режима, свободу демонстраций, плюрализм мнений и т.д. Все это под контролем наблюдателей, которым правительство обязано обеспечить доступ всюду и ко всем.
Это все хорошо, но все же, как должно разрешиться противоречие, вызвавшее годовое военное противостояние, приведшее к тысячам погибших? Правильно, демократическим волеизъявлением граждан «независимо от их принадлежности, национальности и убеждений» и «всеобъемлющим политическим диалогом между сирийским правительством и всем спектром сирийской оппозиции».
Прежде всего, отметим, что стороны конфликта имеют «давнюю демократическую традицию». Можно сказать, что она, эта «демократическая традиция», у них в крови, причем по локоть. Столетиями алавиты были самым слабым, самым бедным, самым ненавидимым меньшинством на территории Сирии, как правило, батрачили на суннитских землевладельцев, получая в качестве вознаграждения, небольшую часть урожая. В 1860-х году Самуэль Ляйд, путешествовавший по Сирии писал: “Нынешнее состояние алавитского общества можно охарактеризовать как пример абсолютного ада на Земле”.
Алавитский «путь наверх» начался после Первой Мировой войны, когда они безоговорочно встали на сторону французских властей в Сирии против суннитского большинства. Благодаря тому, что среди богатых суннитов армейская карьера считалась не престижной, а военная академия в Хомсе - местом для людей с низким социальным статусом и академически безграмотных, представительство алавитов в армии было преобладающим. Такая ситуация создала условия для реванша. В результате государственного переворота в 1963, в котором алавиты играли решающую роль, им удалось занять ключевые посты в государстве, а приход в 1966 году к власти Салаха Джадида, он хорошо известен в Израиле, как глава Сирии в период Шестидневной войны, завершил переход политической власти в Сирии руки алавитского офицерства. Череда переворотов завершилась захватом власти Хафезом Асадом в 1970 году. Алавиты, составляющим примерно 12% населения, стали контролировать все ключевые рычаги власти (включая президентский пост), но главной сферой для них стали руководящие посты в армии и спецслужбах.
Это, так сказать, предыстория конфликта. Главный конфликт, приведший к гибели тысяч сирийцев не в Сирии, а в противостоянии блока суннитских монархий и шиитского Ирана. Асад единственный и последовательный союзник Ирана оказался в этой связке слабейшим звеном, по нему и нанесли удар. Отличие Сирии от Египта в том, что судьба военной алавитской верхушки прочно связана с Асадом, и с его уходом их ждет незавидное будущее. Именно поэтому армия за небольшими исключениями на стороне Асада.
С кем они воюют? Считать протестные сирийские группы мирными гражданскими демонстрациями сложно, мирные демонстрации не могут год воевать с армией, применяющей тяжелую технику и авиацию. Факт состоит в том, что в Сирии идут бои между правительственными войсками и вооружёнными формированиями, поддержанными противниками сирийского режима. Есть данные о том, что в бою с сирийской армией боевики используют схему, применявшуюся ранее в Чеченской войне – действуют «тройками» (снайпер-пулемётчик-гранатомётчик, при необходимости несколько автоматчиков). Этот способ действий характерен для подготовленных боевиков, чем и объясняются потери сирийской армии.
Асад не смог победить быстро и, к тому же, проиграл информационную войну. Отказ от выполнения резолюции СБ ООН чреват для него военной операцией по типу ливийской. Резолюция содержит именно для такого случая следующее: «Если положения резолюции не будут выполняться, СБ ООН оставляет за собой право рассмотреть возможность принятия новых мер». Намек более чем прозрачен. «Новых мер» Асад точно не выдержит, да и судьба Каддафи его как-то не прельщает. Но чем ему грозит принятие плана ООН?
Прежде всего, резолюция содержит пункт о том, виновные в нарушении прав человека со стороны, как сирийских властей, так и вооруженных групп оппозиции, должны быть привлечены к ответственности. Кто такие сирийские власти и кто с их стороны нарушал права человека достаточно понятно, Асаду будет сложно объясниться по поводу тысяч погибших сирийцев. То, что он лично ни в чем не виноват, доказать практически нереально, вот, к примеру, Милошевич не бегал с автоматом, но умер в Гаагской тюрьме, да и до Гааги нужно еще живым добраться. В отношении вооруженной оппозиции картина иная, там такой ясности нет. У них не существует жесткой подчиненности, как в государстве, приказы передаются устно, и все нарушения сведутся, если сведутся, к действиям отдельного боевика, превысившего свои полномочия. Так что здесь для Асада перспективы безрадостные.
Но может для сирийцев наступят мир и благоденствие? И это вряд ли. Помешать стрелять 250 наблюдателей могут лишь регулярной армии, которая должна вернуться в казармы и не выходить оттуда. Но как они могут помешать стрелять снайперам, как определят, чей снайпер стрелял?
Политическая сила выскакивает из ружейных стволов
Мао

Да и Асад не может позволить себе прекратить стрельбу и попытаться вернуться к прежнему правлению. Его опора - небольшой процент населения, да и он быстро начнет таять, удержать сторонников на тонущем корабле невозможно. Шансов остаться у власти без репрессий у Асада нет, потеря власти для него чревата фатальными последствиями, так что он без вариантов должен цепляться за силовое решение проблемы.
Оппозиция находится в положении, когда остановиться и подождать для нее подобно самоликвидации. Что в этом случае делать с боевыми отрядами? Разоружить и распустить по домам? А удастся ли потом собрать их вновь? А захотят ли они разоружаться и самораспускаться? А поскольку стороны заинтересованы в полной и безоговорочной победе, Асад – из-за опасений за свою судьбу, а оппозиция – за свою, да и другого шанса у нее может не быть, то провокации не заставят себя ждать. Вот стороны конфликта и ожидают взаимных провокаций и не спешат откладывать в сторону оружие. Но ситуация такова, что в любой провокации, любом происшествии — убийство ли мирных граждан или солдат, террористов или беженцев, все, что может произойти, всё будет истолковано против Асада. Что поделаешь – издержки профессии.
Кроме того нужно учесть, что в этом деле не два интересанта, Асад и оппозиция в лице Сирийского национального совета (СНС), а гораздо больше, это и ССАГПЗ, Турция, Иран, международные исламистские силы и пр. Интересы их противоположны, примирить их 25 или 250 наблюдателей ООН не смогут.
Резолюция СБ ООН требует от правительства Сирии «обеспечения свободы передвижения миссии наблюдателей, полный, беспрепятственный доступ в места, необходимые для выполнения ее мандата, позволения ее беспрепятственной связи с населением, свободного и конфиденциально общаться с людьми по всей Сирии без возмездия в отношении любого лица в результате взаимодействия с миссией». Правительство, в свою очередь, заявило, что работа наблюдателей и порядок их передвижений будут координироваться сирийским правительством, иначе Сирия не сможет нести ответственность за их безопасность. Иными словами, в условиях, когда сирийская армия будет находиться в казармах, а ответственность за безопасность наблюдателей, которую правительство не сможет гарантировать, уже лежит на Асаде, те будут представлять из себя легкую мишень.

Что бы ты ни делал, это привлечет на тебя огонь противника, даже если ты ничего не делаешь.
Закон Мэрфи о войне

Наблюдатели не могут быть везде, они будут опрашивать очевидцев. Но в полицейской практике многих стран есть поговорка: "Врет как очевидец". Шанс на мир в Сирии не даст даже ввод «Голубых касок», противостояние перейдет в террористическую войну, где правых и виноватых отыскать будет невозможно.
Фактор неизвестности вносит в сирийский конфликт позиция Ирана. Терять единственного союзника очень не хочется, надо бы помочь, но как? Вот, к примеру, судно Atlantic Cruiser, везущее по накладным перевозить насосы и запчасти, оказалось загружено в Джибути иранским оружием, предназначенное для армии Башара Асада. Судно должно было прибыть в сирийский порт Тартус, но не судьба. Ссылаясь на портал arabnews.com, СМИ сообщают, что на самолетах сирийских ВВС, бомбящих мятежников, летают иранские пилоты. Портал сообщает, что сирийские летчики отказались бомбить жилые кварталы городов Хомс, Идлиб и Нифтнар, в связи с чем пришлось прибегнуть к иранской помощи. Сообщения пока не подкреплены документами и пленными иранцами, но, как говорят, «еще не вечер». Помочь Асаду иранцам очень хочется, но этим они могут создать casus belli, действуя против решения СБ ООН.
Шансов на то, что план Аннана в Сирии сработает, чрезвычайно мало. Остается констатировать вместе с американской журналисткой Энн Барнард, что «для сирийцев лёгкого выхода из конфликта нет». А для Израиля очевидно, что еще долго придется ждать мира на северных границах и внимательно следить, в чьи руки попадут огромные запасы химического оружия Асада.

15/04/12
Материал предоставлен автором

Об этой записи
From:[info]blackabdulla@lj
Date: April 22nd, 2012 - 12:52 am
(Постоянная ссылка)
В свете описанного,приходит мысль,что позиция официальной России по Сирии,как ни странно,очень даже осмысленная,впервые за много лет.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: April 22nd, 2012 - 04:22 am
(Постоянная ссылка)
Да.
From:[info]ext_1060809@lj
Date: April 25th, 2012 - 09:05 am
(Постоянная ссылка)
Если верить сообщениям о сдаче сотен боевиков почти каждый день, поддерживать насилие на нужном уровне скоро станет некому. Сравнительно вялая террористическая война а-ля нынешний Дагестан для раскрутки сирийской карты не подходит.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: April 25th, 2012 - 09:13 am
(Постоянная ссылка)
Будем надеяться.