"Я воспринимаю слова о независимости судей не номинально, а буквально. Для меня это не строчки в законе, а принцип. Я не могу обсуждать с кем бы то ни было свои решения вечером, а утром, как пионер, при всем аппарате суда отчитываться о проделанной работе. Я федеральный судья, а не продавщица", - говорит теперь уже бывший федеральный судья Гусева.
Как пишет газета, проблемы у судьи начались в 2005 году, когда председатель Центрального районного суда Игорь Пучкин придумал новый способ "улучшения качества рассмотрения уголовных и гражданских дел". Ноу-хау заключалось в том, чтобы судьи каждый день являлись к нему на утренние и вечерние оперативные совещания.
Вечером каждый из шестнадцати судей с глазу на глаз докладывал своему председателю о своих делах, находящихся в производстве вплоть "до рассмотрения материалов по существу". Более того, судьи должны были в обязательном порядке обсуждать дела, "где сторонами выступают органы государственной власти и должностные лица". Особое внимание уделялось "делам, имеющим общественное значение". Кроме этого, Пучкин, как было сказано в его распоряжении от 24 июня 2005 года, желал обсуждать "правильное применение норм материального и процессуального права".
Смысл же утренних оперативок был в отчете тех же судей о выполненной ими работе, но уже перед всем аппаратом суда.
Весь этот порядок, заведенный в Центральном суде Волгограда, является грубейшим нарушением российского законодательства. Согласно "Закону о статусе судей РФ", "судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления", цитирует издание. На безоговорочной независимости судей настаивают и Конституция РФ, и целый ряд положений и кодексов.
Тем не менее, в суде Центрального района Волгограда доклады судей стали нормой, сообщает газета. Несмотря на то, что нравилось это не всем, возмутиться решилась только Елена Гусева. Она отказалась отчитываться о своей работе и посещать оперативки, которые могли влиять на исход рассматриваемых дел.
Областной волгоградский суд вынес ей 10 частных определений, которые у судей являются аналогом строгого выговора. Однако примечательно, что все проступки, в которых обвиняли Гусеву, носили процессуальный характер, жаловались на нее не граждане, дела которых она рассматривала, а собственные коллеги.Три раза Гусеву пытались лишить полномочий через квалификационную коллегию - не получалось, вместо лишения полномочий члены коллегии присвоили ей третий квалификационный класс судьи, то есть возвели в ранг, аналогичный званию армейского полковника.
Однако в мае 2008-го был избран новый состав квалификационной коллегии, и дело пошло на лад. Четыре месяца спустя судьи Дерюгина, Ламтюгина, Стуконог и другие "единодушно" проголосовали за досрочное прекращение полномочий судьи Гусевой за то, что она "не посещает оперативные совещания, чем препятствует руководителю суда осуществлять правосудие".
В настоящее время Гусева пытается восстановиться на работе через Верховный суд РФ. Против нее отстаивать интересы волгоградского судейского сообщества приехала лично председатель волгоградской квалификационной коллегии Ирина Поволоцкая. "Я ходатайствую оставить ее просьбу без удовлетворения", - заключила она.
По словам Поволоцкой, "человек не должен забывать, что он часть судебной системы, мы все звенья одной цепи, а вот судья Гусева считает, что она не составное звено, а независимый судья". "Из-за таких, как судья Гусева, увеличивается количество жалоб в Страсбургский суд", - подчеркнула она.
|
|