Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет gmv ([info]gmv)
@ 2025-04-20 17:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:европейская живопись и вопрос пола

Арман де Бурбон как образец благонравия
Аддоном к предыдущему посту и интермедией между вопросом женщин в христианской церкви и в Античности, хочу опубликовать одну из моих находок в результате исследований французского двора 17-18 вв.

Это гравюра молодого священника Армана де Бурбона, принца де Конти, сделанная очевидно, по случаю его 25-летия, и соответственно, вступления в сан:



Это не то чтобы самый женственный, но однозначно лучший портрет молодого принца. На других из того же времени, он зачастую более некрасив, но еще сильнее похож на молодую девушку. Я с трудом представляю, что такое религиозное образование во Франции в ту эпоху. Если проводить параллели с дореволюционной Россией, то в ней будущие клирики (хотя и не только) сначала заканчивали среднее духовное училище, а потом желающие стать пресвитерами - высшую духовную семинарию. Арман де Бурбон уже, очевидно, эту "условную семинарию" закончил и втупил в должность.

Это самое наглядное свидетельство участия женщин в священнослужении в ту эпоху, которое мне удалось раскопать при исследовании старых картин. Похоже, целого принца просто невозможно скрывать, хотя где-то в запасниках могут пылиться еще сотни изображений женщин-священников. Разумеется, они должны быть по большей части довольно миловидны, но не вульгарны, как и приведенное выше.

Вывод можно сделать довольно явный: в довикторианскую эпоху, христианская церковь, по крайней мере в виде католической конфессии, представляла из себя вовсе не настолько мизогинный институт. Вполне вероятно, что множество сексуальных скандалов, которые с ней происходили уже в 20-21 вв., были совершенно невозможны еще до 1-го Ватиканского собора.

Из Эдвардианских времен мы уже знаем стихотворение Блока "Девушка пела в церковном хоре...". Насколько можно судить, в нем речь идет о богослужении в св. Екатерине, что на Невском проспекте - и прямым текстом намекается, что хористка или органистка "в выси у Царских врат" - это предел, на который женщина-клирик могла рассчитывать к нач. 20 в.

Я не стану далее всуе рассуждать о том, чем была христианская церковь до викторианского упадка в своих основах и догматах, хотя опереться есть на что - а продемонстрирую далее, из какой античной культуры и цивилизации она выросла. Для этого тоже есть материал, однако это не столь скользкий вопрос для современной публицистики.