Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет gr_s ([info]gr_s)
@ 2005-06-12 21:14:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Железная женщина
Эту книжку я читал один раз, около двадцати лет назад.
Сейчас она случайно оказалось под рукой. Пролистал. Заметил множество того, что не замечал тогда.
Поразительна история распада личности Горького.

Уэллс, в 1934 г. съездивший в Россию, куда Горький перебрался за год до этого
<<Горький оказался сталинистом, защищает все, что делается Сталиным>>.
Как председатель ПЕН-клуба Уэллс говорил о всемирном братстве писателей и людей науки. Горький на это: "за этой идеей [Уэллса] кроется намерение помочь белоэмигрантам вернуться на родину и начать здесь антисоветскую пропаганду".

Горьковские инструкции к изданию книг для "Библиотеки колхозника", по 8880 печатных знаков каждая.
<<Берется рассказ, отбрасывается ненужное. Соединяется с двумя-тремя другими рассказами. Перефразируется, комментируется. Чистится язык, на котором писатели-дворяне состязались в любви к народу>>.


Или вот такой его же план мобилизации ста писателей:
<<им будут даны сто тем, и мировые книги на эти темы ими будут переписаны наново, а иногда две-три соединены в одну. [Это будет сделано для того,] чтобы мировой пролетариат читал их и учился по ним делать мировую революцию. Для средних веков можно взять, например, "Айвенго" Вальтера Скотта и очерки Стасюлевича; таким образом должна быть постепенно переписана вся мировая литература, история, история церкви, философия: Гиббон и Гольдони, Епископ Ириней и Корнель, проф. Алфионов и Юлиан Отступник, Гесиод и Иван Вольнов, Лукреций Карр и Золя, Гильгамещ и Гайавата, Свифт и Плутарх. И вся серия должна будет кончаться устными легендами о Ленине. Это особенно будет полезно красноармейцам и краснофлотцам.>>


(Добавить комментарий)


[info]tsvetna@lj
2005-06-12 15:18 (ссылка)
чтобы мировой пролетариат читал их и учился по ним делать мировую революцию

Какой ужас!
Как хорошо, что это не было осуществлено.

(Ответить)


[info]nemuri_neko@lj
2005-06-12 15:36 (ссылка)
А о какой личности речь? Чему там было распадаться? Все совершенно закономерно. Не вижу разницы между этим и всем остальным творчеством Г.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2005-06-12 16:23 (ссылка)
Речь именно о распаде личности. Писатель может писать хорошо, может - плохо. Горький-писатель оказался намертво впаян в свое время (ведь мировая слава, тиражи-переводы и т.п., они же - были, причем до революции). А здесь мы имеем дело с распадом не как с характеристикой творчества, а как с человеческим, собственно говоря, медицинским явлением.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nemuri_neko@lj
2005-06-12 16:58 (ссылка)
Да, согласен насчет медицинского явления. Но не согласен, что это как-то отделено от остального его творчества. Увлеченность идеями марксизма, большевизма, коммунизма и пр. - это уже медицинский диагноз; построение художественного творчества на этих идеях - подавно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2005-06-12 17:25 (ссылка)
У меня, разумеется, нет никаких симпатий к марксизму, большевизму и т.д., но мне кажется считать увлеченность людей этими идеями медицинским фактом - это преувеличение. Точнее, вполне могут быть субъекты, увлеченные вышеперечисленным маниакально. Но громадное количество симпатизировавших всякому такому (и симпатизирующих сегодня) на медицину не спишешь. Мизес как-то писал, что коммунизм и т.п. (особенно в его "мягких" вариантах) притягивает многих честных и добрых людей, так как для его разоблачения нужны интеллектуальные усилия, которые не все согласны прилагать. Очевидные формы - скажем, кампуччийский вариант - в этом смысле, действительно, ближе к медицине. Но коммунизм в замшевых перчатках - это уже явление идейное. И разоблачаем должен быть именно на идейном уровне. Иначе будут говорить, что это была неправильная попытка построить "справедливое общество" на социалистических началах, а вот у нас будет правильная.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]seann@lj
2005-06-12 15:50 (ссылка)
Несколько лет очень любила "Железную женщину" (потом изменила ей с "Курсив мой").

Мария Игнатьевна (по словам Берберовой) очень хорошо спрогнозировала отъезд Горького в Россию. Распад личности, да; полагаю, что прожектам, о которых вы говорите, знали цену и сам Горький, и те, кто их слышал.

Н.Б. хорошо видит границу между человеком и писателем. Ко времени, когда писалась эта книга, Горький был совершенно бронзовый, а живого, слабого человека никто не помнил, да он и никого не интересовал уже.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2005-06-12 16:25 (ссылка)
Спрогнозировала - это как-то мягко. Я так понял Берберову, что работа Муры с Горьким, его приезд в СССР на п.м.ж. и особенно доставка в СССР его архива, было частью ее темных дел (сделок) с ОГПУ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]seann@lj
2005-06-12 17:12 (ссылка)
Ну, хорошо: спланировала операцию. Вслух.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]akteon@lj
2005-06-12 18:48 (ссылка)
Парфенов в Рос.Империи рассказывает, как Горький с Луначарским пытались образовывать пролетариев на Капри до революции и что из этого выходило. Он уже тогда был поглощен прожектами. А точнее, желанием вывести любимый народ из тьмы (и ведь вроде возможно, ведь сам он вышел), входящим в противоречие с нежеланием народа из этой тьмы выходить -- отсюда и попытки кормить народ пережеванной кашицей из мировой культуры, раз уж в сыром виде он ее не усваивает.

(Ответить)


[info]uncle_william@lj
2005-06-14 05:22 (ссылка)
Я читал, и не в одном месте (хотя одно помню точно - "Записки о Петербурге", Елена Игнатова (СПБ, Амфора, 2003)), что по воспоминаниям современников Горький проявлял себя как законченный мерзавец и совершенно разложившаяся личность уже в первые годы после революции. По-видимому, рапад начался гораздо раньше 30-х годов. И именно в медицинском смысле.

А книжка, да, интереснейшая! Я тоже читал ее давно, но до сих пор помню многое, например, как ярко там было написано про Парвуса...

(Ответить)