Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет gr_s ([info]gr_s)
@ 2009-03-11 06:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
На троих
Тут не по порядку номеров или разрядов, так просто вышло, номера условность, чушь. Число не чушь, а состав, кстати, случаен, но не в том смысле, что де мол случаен (случайного не бывает ничего), а в том смысле, что не берите в голову, кто да что. Короче,


Один

Культура, природа... бурьян, поваленные кресты. Испитое лицо. Тяжко вообразить, как здесь было каких-нибудь три-четыре века назад, когда строитель пришел сюда впервые... Как тут было плавно, законченно и точно. Роскошный скелет все еще проглядывал сквозь прохудившуюся рвань драпировки: так же крут был берег, так же широка река, так же внезапно отступал он. оставив под собой нежно-зеленое озеро пойменного луга, и вдали вдруг поворачивался как от окрика и замирал в далекой синеве леса, словно река, вильнув, поменялась берегами, и левое стало правым, а правое левым... и небо, разве чуть подвыцвев, оставалось, наверно, прежним. Какова же была здесь линия, если она еще оставалась!.. А такова, что настоятель и строитель вздохнули дружно и глубоко, и сомнений у них не стало: здесь!

Большего природа предложить не могла. Завершенность предложенного была очевидна. В такие места просится храм, кремль, город. За какой-нибудь век люди справились с этим пространством, в него вписавшись, и оно стало культурным. О мере законченности и совершенства этого культурного пространства можно было теперь лишь судить. По тому "участку" при входе (уже не в монастырь, а на "территорию"), где все было восстановлено "как было". В новизне и прибранностп видна было скороспелость "плана". И краска тут пошла какая была, и трава росла не сотню лет, и дерево досок и бревен еще помнило о торопне топора. Но это ладно, бог с ним. Пройдет время (и небольшое!) -- и, прежде чем все здесь снова начнет рассыпаться (на этот раз еще быстрее), будет-таки пауза времени, когда все станет так: почти как было.

Время ведь тоже трудится, как человек: сначала совершенствуя и лишь потом -- разрушая.

=======================================================================================

Номер два

В годовщину Сониной смерти, в октябре, мы поехали на кладбище. Соня была похоронена на территории старого крематория, вблизи Донского монастыря. Крематорий уже полтора года был закрыт. Москва сжигала где-то в другом месте, за городом. Говорили, что далеко, неудобно, неуютно. То-то был уют здесь, у Донского! На кладбище пускали до семи вечера, а мы приехали без десяти семь. Такси остановили на площадке перед воротами.

Тьма была на земле, угольно-темными стояли деревья, угольно темнела стена, но небо еще пылало сумеречно и жило - с криком летали вороны. Привратник громыхал железом, собираясь запирать ворота, и в эту минуту мы подошли. Я вел старика под руку. Привратник не хотел нас пускать. Начался спор в темноте. Мы угрожали, упрашивали, пытались дать ему денег, но привратник отвечал все более грубо и неуступчиво. Ганчук упирал на то, что он персональный пенсионер, что ему восемьдесят шесть и он может умереть каждый миг, а привратник хриплым, злобным голосом орал, что он тоже человек и хочет приходить домой вовремя.

- Но вы не имеете права без десяти минут...

- А продуктовые без пятнадцати закрывают!

- Да как вы сравниваете? У вас есть совесть?

- А вы не учите! Можно сравнивать. Подумаешь, сравнивать нельзя.

- Дайте вашу фамилию! - кричал слабым голосом Ганчук.- Немедленно назовите. Я буду писать.

- Прохоров! - рявкнул привратник. - Лев, к примеру, Михайлович! Ну и что? Куда писать будете? На тот свет?

- Шулепа...- сказал я тихо.- Пусти нас.

Человек, неразличимый во мраке, замолчал и откачнулся от проема ворот. Мы прошли. В тишине, нарушаемой криком ворон, скрипели мои каблуки и шуршали подметки Ганчука, которыми он вез по асфальту. Двигались мы очень медленно. Вот так же, наверно, он ходил на лыжах. Когда удалились от ворот шагов на двадцать, я сказал Ганчуку:

- По-моему, это парень из нашего класса. Ну да шут с ним.

Обогнули черный, недышащий крематорий и стали искать могилу, что оказалось в потемках делом небыстрым. Старик наклонялся и ощупывал камни. Наконец произнес, тяжело дыша:

- Это здесь...

Он присел на корточки и долго делал что-то, сидя так: что-то стряхивал, перебирал, шелестел сухой листвой.

Я думал о том, что нет ничего страшнее мертвой смерти. Погасший крематорий - это мертвая смерть. И Левка Шулепа в воротах кладбища... Вдруг я понял старика, который не хотел вспоминать. Оглушающе орали вороны, кружась и кружась над нашими головами, очень рассерженные чем-то.

Было похоже, что мы вступили в их владения. Или, может быть, начинался их час, когда мы не смели тут появляться. На деревьях вокруг было множество темных и жирных гнезд.

Старик шептал, разговаривая сам с собой:

- Какой нелепый, неосмысленный мир! Соня лежит в земле, ее одноклассник не пускает нас сюда, а мне восемьдесят шесть... А? Зачем? Кто объяснит? - Он стискивал мою руку цепкой клешней.- И как не хочется этот мир покидать...

Когда через полчаса мы выбрели со двора к выходу, ворота были раскрыты, а привратник исчез. Такси ждало нас. Ехали молча, и только когда спустились к площади, повернули туннелем на Садовую, Ганчук придвинулся к шоферу и чуть слышно попросил ехать скорей: хотел успеть на какую-то передачу по телевизору. Слепили огни, разгорался вечер, нескончаемо тянулся город, который я так любил, так помнил, так знал, так старался понять...

А вскоре и привратник в изношенном кожаном реглане на цигейке, в каких ходили летчики в конце сороковых годов, вышел на аллею, ведшую вдоль  монастырской стены, повернул налево и оказался на широкой улице, где сел в троллейбус. Спустя несколько минут он проезжал мостом через реку, смотрел на приземистый, бесформенно длинный дом на набережной, горящий тысячью окон, находил по привычке окно старой квартиры, где промелькнула счастливейшая пора, и грезил: а вдруг чудо, еще одна перемена в его жизни?..

===========================================================================

Третий

И тогда все, все расскажу. Потерпите. Ведь я-то терплю! Ну конечно, все они считают меня дурным человеком. По утрам и с перепою я сам о себе такого же мнения. Но ведь нельзя же доверять мнению человека, который не успел похмелиться! Зато по вечерам - какие во мне бездны! - если, конечно, хорошо набраться за день - какие бездны во мне по вечерам!

Но - пусть. Пусть я дурной человек. Я вообще замечаю: если человеку по утрам бывает скверно, а вечером он полон замыслов, и грез, и усилий - он очень дурной, этот человек. Утром плохо, вечером хорошо - верный признак дурного человека. Вот уж если наоборот - если по утрам человек бодрится и весь в надеждах, а к вечеру его одолевает изнеможение - это уж точно человек дрянь, деляга и посредственность. Гадок мне этот человек. Не знаю, как вам, а мне гадок.

Конечно, бывают и такие, кому одинаково любо и утром, и вечером, и восходу они рады, и заходу тоже рады - так это уж просто мерзавцы, о них и говорить-то противно. Ну уж, а если кому одинаково скверно - и утром, и вечером, - тут уж я не знаю, что и сказать, это уж конченый подонок и мудозвон. Потому что магазины у нас работают до девяти, а елисеевский - тот даже до одиннадцати, и если ты не подонок, ты всегда сумеешь к вечеру подняться до чего-нибудь, до какой-нибудь пустяшной бездны...

Итак, что же я имею?

Я вынул из чемоданчика все, что имею, и все ощупал: от бутерброда до розового крепкого за рупь тридцать семь. Ощупал - и вдруг затомился я весь и поблек... Господь, вот ты видишь, чем я обладаю. Но разве это мне нужно? Разве по этому тоскует моя душа? Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа! А если б они мне дали того, разве нуждался бы я в этом? Смотри, господи, вот: розовое крепкое за рупь тридцать семь...

И весь в синих молниях, господь мне ответил:

- А для чего нужны стигматы святой Терезе? Они ведь ей тоже не нужны. Но они ей желанны.

- Вот-вот! - отвечал я в восторге. - Вот и мне, и мне тоже - желанно мне это, но ничуть не нужно!

"Ну, раз желанно, Веничка, так и пей", - тихо подумал я, но все медлил. Скажет мне господь еще что-нибудь или не скажет?

Господь молчал.

Ну, хорошо. Я взял четвертинку и вышел в тамбур. Так. Мой дух томился в заключении четыре с половиной часа, теперь я выпущу его погулять. Есть стакан и есть бутерброд, чтобы не стошнило. И есть душа, пока еще чуть приоткрытая для впечатлений бытия. Раздели со мной трапезу, господи!


(Добавить комментарий)


[info]juan_gandhi@lj
2009-03-11 02:54 (ссылка)
О боже... стоит жить.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2009-03-11 15:36 (ссылка)
Да. Проза хороша. Жигули хреновые тут делают, мебель (за редкими исключениями тоже), законы кретинские. А проза - хороша. Она тут типа природное явление, как, скажем, снег. Снег же тут еще отличный. Местами, по крайней мере. И вы очень созвучно моему настроению отреагировали - при всей мрачности обстановки, тексты эти духоподъемные совершенно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]natasha_str@lj
2009-03-11 03:13 (ссылка)
Это Ваши замечательные этюды?
Про Св Терезу - блеск и про то, что старик торопился к телевизору.
Спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2009-03-11 08:08 (ссылка)
Это Ваши замечательные этюды?
Увы, увы, не мои. В смысле, что написаны они давно и не мной. Но в некотором роде и мои, потому что я эти вещи (и целиком, и вот, эти именно места) очень люблю и именно я выбрал именно их, чтобы они тут на троих сообразили в моем журнале.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sara_phan@lj
2009-03-11 08:06 (ссылка)
номер два - это трифонов ведь?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2009-03-11 08:08 (ссылка)
Угу, точно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]drakosha_ru@lj
2009-03-11 12:47 (ссылка)
Неспешный осмысленный целенаправленный труд - источник и прогресса, и стабильности, и счастья, и достатка. Как давно такой труд стал антикварной редкостью в России!
Первый отрывок не узнала :(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2009-03-11 15:31 (ссылка)
Трудовая теория ценности, однако. Неспешный осмысленный целенаправленный труд был и в совке. Делали неспешно осмысленно и целенаправленно всей страной оружие и потребный для этого бам с камазом. Но это не принесло ни прогресса, ни стабильности, ни счастья, ни достатка.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]9000@lj
2009-03-12 11:05 (ссылка)
Видимо, потому, что он был не до конца добровольным. "Вот что дали мне люди взамен того..."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dmtr@lj
2009-03-13 12:18 (ссылка)
Так х-ню можно делать и добровольно, а изготовление х-ни, как мне кажется, едва ли послужит источником прогресса, стабильности, счастья и достатка.

current music: Ленинград, "Наш завод"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]drakosha_ru@lj
2009-03-19 20:32 (ссылка)
Господь с тобой! Из трех прилагательных только одно - и то с натяжкой - можно отнести к совку. Неспешно, конечно, работали, с опозданием навсегда, но зато с постоянными авралами и подвигами. А осмысленность с целенаправленностью я что-то не припомню. Военная промышленность неосмысленна по своей природе. А про БАМ можно не обсуждать, мы это в 1975 году, как сейчас помню, в Институте Математики СОАН на семинаре в честь всероссийского субботника детально обсудили, и пришли к выводу, что начинать строительство не надо бы. Докладчик-экономист визжал от возмущения.

О труде: я люблю смотреть, как работают немцы. Однажды в городке под Мюнхеном долго наблюдала, как два мужика меняли крышу. Это было красивое зрелище, не хуже профессионального балета. Трудиться всей страной невозможно - работа дело индивидуальное, интимное, как любовь, даже в крупном проекте у каждого - свой закуток. Неосмысленность проекта, конечно, в целом губит усилия участников, но, иногда, как ни странно, в "закутках" делаются очень даже осмысленные вещи. Вот, например, Юрий Трифонов в своем "закутке" пишет прекрасный роман "Дом на набережной" :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gr_s@lj
2009-03-20 17:18 (ссылка)
Ну давай посмотрим, хотя особенной охоты нет.
Итак, три волшебных слова и причинно-следственная связь:

Неспешный осмысленный целенаправленный труд - источник и прогресса, и стабильности, и счастья, и достатка.

Все три прилагательных выражают субъективное восприятие труда. Не сомневаюсь, что в отличие от меня, самые разные труженники бесчисленной оборонки, от слесарей и сторожей до изобретателей и академиков воспринимали свой труд как неспешный, осмысленный и целесообразный. Понятное дело, что им мешали всякие бюрократы, стукачи и враги прогресса. Но именно этот "неспешный труд" (состоявший в переводе вещества природы и качественных мозгов в отходы военной промышленности, куда я включаю и готовые изделия) разорил и уничтожил и прогресс, и стабильность, и счастье, и достаток.

Последнее слово - ключевое. Потому что достаток, создаваемый трудом, - это не то, что ценит труженик, а то, что ценит покупатель результата этого труда. Здесь, впрочем, начинается расхождение такого общедемократического существа, как ты, и такого маргинально-рыночного существа, как я.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drakosha_ru@lj
2009-03-22 05:31 (ссылка)
Спасибо, что ответил, жаль только, что без особой охоты и не мне, а гипотетическому стороннику теории трудовой ценности, общедемократу и любителю военно-промышленного комплекса б. СССР.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]uncle_william@lj
2009-03-13 13:01 (ссылка)
Давно собираюсь перечитать "Дом..." Я его уже основательно подзабыл, а он ведь такой замечательный! Вернее, как подзабыл - подзабыл детали. Ощущение-то от него, впечатление - помню отлично.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]na_zametku@lj
2009-03-13 14:10 (ссылка)
Да, удивительное дело! Время идет, и эта книга, теряя [для меня] сюжетную или даже историческую актуальность, все более и более престает как явление литературное, художественное, связанное с языком, а не с т.н. жизненностью. Тут опять не удержался, достал, стал листать, совершенно утонул. Аудиокнига была бы великолепная, только нужно чтобы читал кто-то на яркий - в том смысле, чтобы не как Казаков, Юрский или Табаков тянул на себя, а был бы более нейторальным, монотонным, так сказать, plain.

Потому что сам выбор слов, строй фраз, ритм - там уже само по себе совершенство, и не нужно особых интонаций, потому что они будут это совершенство подменять своим, чтецким. Журавлев бы, кстати, мог бы (не знаю, вы его застали, я в свое время бегал на него при первой

(Ответить) (Уровень выше)


[info]na_zametku@lj
2009-03-13 14:11 (ссылка)
возможности, sorry, сорвалась рука с клавиши, и обнаружил, что отредактировать не могу, т.к. зашел с другого логина.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gr_s@lj
2009-03-20 17:11 (ссылка)
Удалось ли перечитать? (интерес корыстный - ужасно хочется узнать, как впечатление). Наверняка, либо книжка у вас есть, либо есть электронный доступ, либо и то, и другое, но вдруг ни того, ни другого нет - тогда можете воспользоваться моим экземпляром - переплечетенным номером "Дружбы народов", где эта и по сегодня на удивление живая вещь предстает в окружении мертвых артефактов той культуры.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uncle_william@lj
2009-03-23 04:29 (ссылка)
Я как раз в процессе, вот как раз начал перечитывать. До книжки не добрался, она в бумажном виде есть только у родителей - поэтому пришлось довольствоваться электронным доступом. По окончании - впечатлением поделюсь, непременно.

(Ответить) (Уровень выше)