Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет граф Огнеев ([info]graf_ogneev)
@ 2008-06-11 11:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry

Империя как способ выживания

Сразу же после появившегося в «Коммерсанте» и тут же опровергнутого властями Абхазии сообщения о том, что Тбилиси и Сухум пришли к конструктивному решению, способному снять напряженность в регионе, якобы при посредничестве заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза, в политических кругах поползли слухи о том, что, не найдя понимания в Москве, власти непризнанной республики начали искать поддержки на Западе. Следующим серьезным событием стали слова Алексея Островского, согласно которым путь Приднестровья к независимости это путь в никуда. Эти заявления вызвали резко негативную оценку Тирасполя и разговоры о том, что власти ПМР также готовы и отказаться от традиционной ориентации на Россию в обмен на лояльность и признание со стороны Евросоюза. Тем временем ввод в Абхазию железнодорожных войск России привел к новому витку напряженности в отношениях с Грузией. Означает ли это, что Россия может окончательно потерять эти регионы в качестве сферы своего влияния, и как может в свете этих изменений в геополитической ситуации развиваться события на постсоветском пространстве?

На первый взгляд, казалось бы, логика поведения непризнанных государств проста: раз Россия не хочет нам помогать, нам помогут другие- те, для кого наращивание собственного влияния и ослабление влияния России в регионе стратегически важно. Ведь все прекрасно понимают, что Молдавия и Грузия для Запада всего лишь плацдармы для антироссийской политики, их места (как Грузии, которая никак не может объединиться даже перед лицом «внешнего врага» и продолжает пребывать в состоянии перманентного политического кризиса, так и Молдовы, в которой команда Воронина готова пойти на улучшение отношений с Москвой ради сохранения собственной власти) могут занять и другие. В то же время как-то невозможно представить себе в роли этих «других» Приднестровье, традиционно пророссийское, несмотря на какие-либо громкие заявления властей, где русские составляют треть населения, или Абхазию, которая хоть и не близка России этнически, но в отличие от ПМР имеет с ней общую границу, а значит и стратегические экономические интересы. Не исключено, что громкие заявления властей непризнанных республик о возможности переориентации на Запад не более, чем попытка заставить Москву быстрее соображать, впрочем, если это и так, вряд ли это приведет к желательному результату. Россия уже продемонстрировала, что готова «сдать» Приднестровье в обмен на лояльность Кишинева, готова ли она «сдать» Абхазию и Южную Осетию в обмен на улучшение отношений с Грузией? С другой стороны Грузии для восстановления экономики тоже, как воздух, необходима дружба с Россией. И в первую очередь речь идет о восстановлении железнодорожного сообщения. Если России нужна дорога в Армению, то Грузии нужна дорога в Россию- именно этот вопрос может стать краеугольным камнем будущих переговоров. Для экономики Грузии нужна дорога в Россию, и никакая помощь из штатов ее не заменит. А дорога проходит через мятежную Абхазию. Значит, вопрос с ней нужно решать в любом случае и, чем скорее, тем лучше. Восстановление сообщения российскими железнодорожниками конечно удар по самолюбию нации, но необходимое условие развития, в Тбилиси это должны прекрасно понимать. Конечно же, лучше развитие без российских миротворцев, но если Саакашвили не понимает, что сегодня это невозможно, то он действительно сумасшедший. С другой стороны функционирующая железная дорога, как и восстановление любого сектора экономики Абхазии- шаг к признанию независимости республики. Ситуация для режима Саакашвили, осложненная внутренней нестабильность, на редкость неприятная. Кусать кормящую руку глупо, да и вообще не представляется возможным, что называется, технически, но надрывно лаять хотя бы для приличия просто необходимо.

Я уже писал о том, что нынешнее грузинское государство с его территориальными проблемами это историческое недоразумение, никогда суверенная Грузия не была единой в границах, которые она обрела в составе СССР, призрачное национальное единство, навязываемое картвелами другим этническим группам, держится исключительно на противостоянии с Россией и «уязвленной национальной гордости» в связи с «аннексией территорий». Добавьте к этому традиционный сепаратизм мегрелов и армян – вот вам идеальная ситуация для этнического взрыва. Не лучше ситуация у молдаван, которых соседняя Румыния вообще не считает за отдельный народ и тратит огромные средства на навязывание молдавскому обществу идеи о необходимости с ней воссоединиться, то есть быть ею поглощенной. Без Приднестровья Молдавия это всего лишь вышедшая из под румынского контроля Бессарабия, неспособная к самостоятельному развитию. А тут еще Украина, которая, несмотря на общность антироссийских интересов, сама не прочь пересмотреть результаты раздела СССР в свою пользу.

Что могут предложить России Грузия и Молдова? Отказ от вступления в НАТО (в отношении последней, если в НАТО таки втянут Украину, это будет весьма кстати)? Углубление экономического сотрудничества (да какое там экономическое сотрудничество со странами, способными поставить лишь только армию гастарбайтеров)? Или вожделенный газопровод (в случае с Молдовой не вариант, так как труба все равно проходит через недружественную Украину)? А что могут предложить Абхазия с Приднестровьем кроме показушного «имперского вектора» в геополитике, необходимого для поддержания патриотических настроений и поддержки власти российским обществом?

Однозначно сказать можно только две вещи: вопрос надо решать, а Россия демонстрирует то ли нежелание, то ли неспособность к его решению. Осенью в США сменится президент, и мы можем лишь отдаленно представлять себе, как изменится политика единственной оставшейся в мире сверхдержавы. Хорошо было бы решить проблему непризнанных государств до этого. И решить, учитывая интересы людей, населяющих эти территории, продолжающих видеть в России надежды на лучшую жизнь, граждан России. Про геополитические интересы страны я деликатно умолчу. Какими они могут быть у страны, готовящейся отмечать «день независимости» под пышной ширмой «День России»! День независимости- праздник бывших колоний. До тех пор, пока Россия будет мириться со статусом колонии, надежды на лучшую жизнь на всем постсоветском пространстве так и останутся пустыми надеждами, а братские народы, да что там говорить, даже собственные граждане, оказавшиеся на зарубежной территории, с каждым годом все чаще и чаще будут допускать мысль о возможности лечь под Запад, если тот пообещает им то, чего они напрасно так долго ждут от Москвы. Россия должна стать империей или перестать быть вообще.