Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Антон Николаев ([info]halfaman)
@ 2008-01-05 03:39:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Смех и вера
Нашел в интете критические замечания по поводу одного текста, написанного за несколько месяцев до начала работы Профсоюза

Власть боится смеха, смех - главная угроза любому фундаменту государства, особенно тоталитарного. Важно разграничить понятия "юмор" и "ирония". Это легко сделать, объяснив, чем иронизирующий отличается от шута. Различия основываются на отношении к себе. Для иронизирующего важно сохранение собственного статуса по отношению к объекту иронии. Типичный пример: усмешка интеллектуала по отношению к какому-то безграмотному высказыванию. Она основана не на том, что это высказывание смешно само по себе, а на том, что оно вступает в противоречие с какими-то культурными правилами, которые интеллектуал представляет. Смех шута и юродивого основан на отказе от какого-либо социального статуса, что делает его необычайно сильным орудием, неограниченным какими-либо социальными и культурными рамками. Такой смех проявляет недоступные рациональному сознанию глубины божественного и человеческого. Это и имел ввиду Лев Толстой, когда говорил, что только в смехе истина мира и жизни, которую может познать человек, узнав его суть. Именно в этом происходить смыкание тем юмора и трансцендентного. Юмор - не отказ от статуса, а один из немногих доступных способов прорваться в трансцендентное. Смех сам по себе, будучи мистической практикой, вызывал сильнейшее отторжение у представителей традиционных религий. Хорошей иллюстрацией этому служит роман Умберто Эко "Имя розы", в котором фанатичный монах отравил страницы второго тома "Поэтики" Аристотеля, где речь шла о юморе. Интересно, что убийства были почти комичными. Убийца пытался скрыть, что жертвы были отравлены, и обставлял преступления так, что они стали напоминать сцены из фильмов категории "Б". Один труп был помещен в бочку с бычьей кровью, второму трупу размозжили голову. Умберто Эко, поместив действие в раннее средневековье, использовал свойство истории делать ужасное комичным. Через глубину веков комичными выглядят многие попытки бороться со смешным. Ужасное приобретает черты черного юмора, что помогает преодолеть страх, которым наполнена наша история. Иван Грозный приказал утопить всех скоморохов, однако некоторые проявления его жестокости носили в себе элементы комического. Например, он устраивал на потеху публики гладиаторские бои между диссиденствующими монахами и медведями. Двадцатый век в своей серьезности явно недооценил смех, а больше придавал значение сексуальному вопросу и вопросу смерти. Смех, в отличие от эроса и страха, проявляется более тонко, у него нет определенного источника, какими являются сексуальные отношения или страх смерти. Смех основан на связи между движущимися, то есть живыми вещами. Когда есть направление, когда они развиваются, когда общинно следственные связи еще не установились, существует радость и смех. Вера, лишенная смеха, - мертва.

Замечания:
http://kinomonster.livejournal.com/851.html

"Власть боится смеха" - как тут не согласиться.

"Это и имел ввиду Лев Толстой, когда говорил" - маладец!)

"Юмор - ... один из немногих доступных способов прорваться в трансцендентное. Смех сам по себе, будучи мистической практикой, вызывал сильнейшее отторжение у представителей традиционных религий" - это дзен-буддизм!

"Двадцатый век в своей серьезности явно недооценил смех" - ты забыл о постмодернизме.

"Смех, в отличие от эроса и страха, проявляется более тонко, у него нет определенного источника, какими являются сексуальные отношения или страх смерти" - смех это реакция на противоречия.

"Смех основан на связи между движущимися, то есть живыми вещами" - противоречия могут вызывать любые вещи, например, вышеупомянутые трупы.

"Вера, лишенная смеха, - мертва" - а вот это уже сильно. Можно только это оставить. Поэзия. В цитаты. Сам придумал?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]arbogast@lj
2008-01-05 08:12 (ссылка)
Власть, с одной стороны, боится смеха, но с другой - использует для укрепления своего авторитета. Например, по российскому телевидению часто показывают сатириков, высмеивающих иностранцев.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]halfaman@lj
2008-01-05 16:13 (ссылка)
То есть смех (даже если сатиричен) опасен власти не сам по себе, а когда он против власти направлен. Наверное это так. Но если власть разрешит над всем подряд смеяться, в первую очередь будут смеяться над ней самой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arbogast@lj
2008-01-05 17:48 (ссылка)
Но советскую власть подкосили, мне кажется, в первую очередь комедии - Гайдая, Данелии, Рязанова. Они высмеивали не саму власть, но тот, советский образ жизни.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]halfaman@lj
2008-01-06 18:47 (ссылка)
Справедливое замечание. И тут еще важно подчеркнуть что это происходило во время экономической и политической стабильности 60-70. То есть смех как орудие лучше работает во время застоя. Действительно, трудно представить что в начале 90-х высмеивание было бы действенным политическим механизмом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arbogast@lj
2008-01-06 19:15 (ссылка)
В последние годы люди почти перестали рассказывать анекдоты. Во многих ведь раньше фигурировали Вовочка или Штирлиц.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]halfaman@lj
2008-01-06 19:20 (ссылка)
об этом стоит подумать отдельно...

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -