человек не должен быть у себя, а все как-то пересажен, приставлен, привит наперекор природе "Выясняется, что сама претворенная коммунистическая идея, несмотря на торжество некомпетентности, дала одну чрезвычайно важную вещь и эта вещь состоит в преодолении некой рутинной коррупции, той автохтонной мерзости запустения, которая нарастает вокруг всяких стационарных ячеек социальности. /.../ В результате этого возникает новое, никогда ранее не бывшее пространство шанса. "Кто был ничем тот станет всем"! Он собственно и стал всем, несмотря на то, что власти привлекли к этой деятельности людей незнающих, но эти люди не знали и того, что есть что-то невозможное. Некое незнание невозможности, которое продемонстрировали эти комиссары в пыльных шлемах и позволило не только выиграть Гражданскую войну и создать некие основы социальной динамики... сегодня ты слесарь, завтра - красный дипломат, послезавтра помогаешь коллективизации - все это осуществлялось путем так называемых "призывов" и "наборов" - ленинский призыв или очередной сталинский призыв мог направить человека куда угодно и он не успевал закоснеть, не успевало произойти некое ороговение живой деятельности, все время менялось, и не успел кухаркин сын стать хорошим командиром, как Аркадий Гайдар, который в 16 лет командовал полком, как его тут же переводят на другую работу. Не успел Феликс Эдмундович наладить хорошую работу ВЧК, как его тут же переводят в СХК, а оттуда в наркомат путей сообщения. Это касалось как высших звеньев, так и самых низших."
хотя лично мне кажется, что подобные вещи в характере любой "чрезвычайной государственности", хоть большевистской, хоть царистско-николаевско-палкинской (о сходствах большевизма с худшими аспектами николаевщины* написано достаточно - большевизм, правда, не увенчался военной катастрофой, хотя финская война по бездарности действий российской стороны была достаточно сходна с крымской)
"<Правительство>... неохотно определяет людей по их склонностям, сочувствиям и умственным способностям. Оно полагает, что и тут человек не должен быть у себя, а все как-то пересажен, приставлен, привит наперекор природе и образованию. Например, никогда не назначили бы Жуковского попечителем учебного округа... А если Жуковскому хорошенько бы поинтриговать и просить с настойчивостию, то, вероятно, переименовали бы его в генерал-майоры и дали бы ему бригаду, особенно в военное время". (Князь П.А. Вяземский)
неужто николаевский комбриг Жуковский не стоил бы красного 16тилетнего комполка Гайдара?
_________________________
*) главное их сходство - idee fixe "покорение природы", корни коей в безумной ли пруссаччине, введённой Павлом Первым (бывшей по сути только садистсткими издевательствами над человеческим достоинством и смысл коей заключался в том, чтобы сделать из солдата мясного робота, готового автоматически выполнить любой приказ, как бы абсурден или преступен он ни был, - а в максимуме солдатами становились все царские подданные, кроме тех, что призыву не подлежали, - как у Ильязда, "Население юга России делилось на жидов и военных", - т.е. государство являло собой то ли казарму, то ли монастырь, в котором резвятся герои маркиза де Сада), которая до сих пор аукается в армиях стран СНГ, действующих по советскому образцу, совершенно ненужной в современной войне "строевой подготовкой", подметаниями плаца короткими вениками, а не длинными мётлами, чисткой казарменного пола зубными щётками, пришиванием подворотничков и пробежками сразу после обеда (от которых многие солдаты возвращают наружу то, что едва успели принять вовнутрь, и, главное, через то же отверстие, через которое принимали), или в каком-то исконно-русском сектантском изуверстве, осложнённом аскетическим аспектом православия. Страстный проповедник "покорения природы" Максим Горький** жмёт руку Угрюм-Бурчееву. Прусский социализм с поправкой на русскую "широту души" и евразийские просторы и ресурсы
**)
( "Природа это огромная грязная баба" )