Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет hasid ([info]hasid)
@ 2008-08-19 16:07:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Московская недвижимость всегда в цене"
Интересно посмотреть на основные тенденции рынка недвижимости московского региона за прошедшие 8 месяцев.

Итак, спрос на новостройки упал примерно на 40%. На эти же 40-45% сократилось и предложение. По итогам года вместо прежних примерно 2 млн. кв. м жилья будет сдано 1,1-1,2 млн. кв. м (зато доля т.н. социального жилья останется прежней - около 2,5 млн. кв. м).
При этом надо учитывать, что 80% коммерческих новостроек сегодня монолит, где средняя площадь квартир переваливает за 100 кв. м (против 50-55 кв. м панельных).
Т.е. по числу сданных квартир предложение уменьшится не на 40-45%, а на 60% примерно - около 10-12 тыс. квартир в новостройках против прежних 17-18 тыс.

Такое следование застройщиков за спросом показывает, что никакого обвала цен на недвижимость не будет. Грубо говоря, сократится спрос на 80%, и предложение уменьшится на 80% (например, до 5 тыс. квартир в год).
Просто надо всегда помнить, что рынок недвижимости в московском регионе - не свободный, а "регулируемый" чиновниками. Кстати, ещё одна тенденция на рынке - это становящийся системой симбиоз чиновничества и застройщиков. Если раньше девелоперы банально несли взятки в кабинет чиновников (кстати, как говорят, уровень взяток вырос с $1 тыс. за кв. м до $1,5-1,8 тыс.), то теперь чиновник становится полноправным участником рынка.

(Кроме того, практически все ведущие застройщики сейчас диверсифицировали свою деятельность - кроме жилья, занимаясь ещё и офисным строительством (самый быстрорастущий сегмент рынка - как по доходу, так и по валу), торговым и т.п. Грубо говоря, упадёт спрос в жилищном секторе - перекинут мощности на офисы).

Показателен тут пример недавнего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, гражданина США. Его жена - владелица компании "Русская инвестиционная группа", и тоже гражданка США. Этой фирме мало того, что перепадали за бесценок земли для строительства в регионе жилья, коттеджных посёлков, бизнес-центров и т.п., так ещё этот Кузнецов мошенническими способами (это формулировка СК) "завладел подмосковной землёй на сумму 20 млрд. руб." (или более $800 млн.).
Кузнецов написал заявление об уходе с поста министра финансов и отбыл с женой в США.

Кстати, цены на новостройки выросли за эти 8 месяцев примерно с $5400 до $6100 за кв. м (но тут, надо признаться, эти 15% прибавки съела инфляция и удешевление доллара к рублю).

На вторичном рынке сокращается число сделок. Если в 2007 г. было совершено примерно 77-78 тыс. сделок, то по итогам этого года ожидается 68-70 тыс. Одна из причин - уменьшение числа выдаваемых кредитов на покупку жилья.
При этом на вторичном рынке очень существенно выросла доля иногородних покупателей - с прежних 25-30% до 40-45% (в сегменте новостроек их доля осталась прежней - около 30%; частично это объясняется тем, что в новостройках надо минимум в течение полугода делать ремонт, тогда как на вторичке можно сразу вселяться в квартиру).

Как и прежде, самые популярные квартиры - самые дешёвые и 1-комнатные. Сейчас на рынке практически невозможно найти однушку дешевле $230-240 тыс. (в начале года было $210-220 тыс.) - это будут 34-36 кв. м в панельной брежневке или хрущовке в Выхино (и ещё 10-15 мин. транспортом от метро). О качестве таких квартир, самих домов и окружения говорить не приходится.

Как и прежде, доля т.н. инвестиционных квартир (т.е. покупаемых как физическими, так и юридическими лицами ради перепродажи) осталась прежней - около 30%.

Ещё одна тенденция - увеличение числа сдаваемых квартир внаём. С прежних 400 тыс. квартир (всего в Москве насчитывается 3,8 млн. квартир) их число выросло до 420-430 тыс. Всё более распространённой становится схема, когда пожилые москвичи меняют свои квартиры таким способом, чтобы у них получилась свободная однушка. Кстати, стоимость аренды росла наибольшими темпами - примерно на 20% за эти 8 месяцев (до 22-23 тыс. руб. за условную однушку).

В Подмосковье цены росли бОльшими темпами, чем в Москве - примерно на 25% за эти 8 месяцев. Доля иногородних на этом рынке достигла 50-55% (выросла и доля москвичей, переезжающих жить в Подмосковье - с 15-20% до 25-30%; это хорошая иллюстрация к той схеме "выделения однушки на сдачу в аренду").

Наконец, самыми высокими темпами росла доля москвичей, покупающих жильй зарубежом. Например, продажи недвижимости в Болгарии, Черногории и на др. недорогих направлениях выросли примерно на 30% (в той же Болгарии с 10-15 тыс. объектов недвижимости за 2007 г. до 13-18 тыс. прогнозируемых объектов по итогам 2008 г.).

В будущем (на ближайшие 2 года) можно выделить следующие тенденции:
1)Уменьшение числа новостроек в Москве - как по валу, так и по числу квартир (ещё примерно на 20%)
2)Удорожание недвижимости будет в пределах уровня инфляции и удешевления доллара по отношению к рублю + 5-7% (за счёт роста уровня взяток и общего удорожания строительного процесса).
3)Дальнейшее увеличение доли иногородних в сделках (возможно, до 50% в целом по всем 4 сегментам - московским и подмосковным новостройкам и вторичке).
4)Дальнейшее увеличение числа квартир, сдавемых в аренду. При этом динамика удорожания аренды будет следовать за общей динамикой роста рынка. Единственный фактор, который может вмешаться в эту динамику - резкий рост коммунальных платежей (возможно, ещё и фискальный нажим на арендодателей).
5)Увеличение числа сделок с зарубежной недвижимостью.


(Добавить комментарий)


[info]labor_lobby@lj
2008-08-19 10:15 (ссылка)
Источник?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 10:33 (ссылка)
я сам.
благо уже 10 лет в недвиге (с кратким годичным перерывом на РЖ).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]labor_lobby@lj
2008-08-19 10:43 (ссылка)
ок. Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]signamax@lj
2008-08-19 10:36 (ссылка)
итого вопрос
когда выгоднее всего продавать московскую недвижимость?
или выгоднее сдавать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 10:45 (ссылка)
если у вас есть возможности извлечь бОльший доход, чем аренда недвижимости (5-7% годовых "белыми", т.е. с учётом инфляции и удушевоения доллара), то можете продавать.
Может, какие-то акции второго эшелона, особенно если вы обладаете инсайдом по ним.

Ещё выгоднее продать хорошую квартиру (ту, что тянет на $1 млн. и выше) и на эти деньги купить офис метров в 100 (например, на 1 этаже жилого дома). Тогда ваша доходность превысит 12-14%.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]samoljot@lj
2008-08-19 13:33 (ссылка)
Ну не все ж идиоты.
Какой нормальный человек, имеющий 1 000 000 долларов свободных, удовлетворится доходностью в 12-13%?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]los_oxuenos@lj
2008-08-19 10:58 (ссылка)
Эх, бля... когда же покупать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 11:15 (ссылка)
с отменой виз в Израиле выгодно будет покупать.
В Хайфе, например, можно взять 50-60 кв. м за $100 тыс.:-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]los_oxuenos@lj
2008-08-19 11:18 (ссылка)
Недурно, тока нафига мы там нужны?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 11:24 (ссылка)
это старый романовско-совковый подход
Если вы представляете из себя конкурентноспособного человека, вы везде нужны.
Если вы белый и образованный - это уже 80% успеха (знание английского повышает эту цифру до 95%).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]los_oxuenos@lj
2008-08-19 12:14 (ссылка)
Белый, образованный, английского не знаю, климат средней полосы России нравится больше всего.
Очевидно - неконкурентоспособен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 12:15 (ссылка)
женаты? дети есть?
Если одиноки - то в Н.Зеландии с радостью возьмут (туда и вьетнамцев сейчас берут).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]los_oxuenos@lj
2008-08-19 12:17 (ссылка)
А там жилье почем?
И опять же - каков язык?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 12:33 (ссылка)
$2000 за метр. Те же $100 тыс. в Окленде что-то простое будет.
Язык - примитивноанглийский (не как в Англии т.е.).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_devol_@lj
2008-08-19 11:49 (ссылка)
Как и прежде, самые популярные квартиры - самые дешёвые и 1-комнатные. Сейчас на рынке практически невозможно найти однушку дешевле $230-240 тыс. (в начале года было $210-220 тыс.) - это будут 34-36 кв. м в панельной брежневке или хрущовке в Выхино (и ещё 10-15 мин. транспортом от метро).

- Паша, ты не преувеличиваешь?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 12:01 (ссылка)
нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]samoljot@lj
2008-08-19 14:32 (ссылка)
Все-таки надо быть осторожнее.
Не далее, как вчера перешел по заголовку "минимальная стоимость однушки в Москве 250 000 долларов" и выяснил, что СРЕДНЯЯ стоимость ПРЕДЛОЖЕНИЯ на рынке составляет 240 000 за типовую однушку. Журнаглисты врут как всегда в своих заголовках.
Другими словами, СРЕДНЯЯ ПРОДАЖНАЯ ЦЕНА не более 220 000, а МИНИМАЛЬНАЯ цена явно порядком меньше 200 000.

И это сейчас, когда пузырь вздули до смешного и врут со стоимостью кв. метров не стесняясь - в неделю войны в РЮО и после падения цены на нефть на 25% за месяц стоимость квартир растет на 4% в рублях и 0,5% в долларах за неделю - это при таком-то обвале рубля.
Отсутствие новых квартир на рынке вовсе не означает отсутствие квартир вообще - а с учетом доли инвестиционных квартир, которые надо преобразовывать в ликвидность... - падение цен будет.
Будете смеяться над моими словами?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 14:44 (ссылка)
да, буду смеяться:-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]samoljot@lj
2008-08-19 15:17 (ссылка)
Паша, ну не смешите народ.
Не является 230 000 долларов минимальной ценой за однушку в Москве.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sart@lj
2008-08-19 12:29 (ссылка)
Реально такой пиздец.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 12:32 (ссылка)
да, с "нуля" жильё в М. не поднять (т.е. имея источником заработка честную работу).
При ипотеке - убогое, не соответствующее статусу белого человека хрущоба или брежневка.

Только уезжать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sart@lj
2008-08-19 12:53 (ссылка)
Вам, москвичам, только радость :) Ничего, одни свалят - другие понаедут.

Самое печальное, что Москва, как локомотив, тащит вверх цены на недвижимость в регионах. Помню, как был шокирован, когда узнал, что жильё в глухих райцентрах, например, Воронежской области тоже продается за миллионы.

В моей родной Самаре достойная однушка идёт за 2 500 000-3 500 000. Вот за что мы вас, москвичей, всей Россией сильно любим :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oldmann@lj
2008-09-10 03:16 (ссылка)
в Самаре вообще дорого, не только жилье - еда, одежда приличная (в смысле, бренды среднего класса типа lloyd shoes) и т.д.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leon99@lj
2008-08-19 14:00 (ссылка)
Хуйню несете.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]akoshkina@lj
2008-08-19 16:00 (ссылка)
И даже более! Имеешь собственный бизнес - не дадут ипотеку. Несмотря ни на какую динамику бизнеса, несмотря на то, что всем сотрудникам приличную белую зарплату платишь, и сам себе платишь очень приличную зарплату.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]samoljot@lj
2008-08-19 13:11 (ссылка)
Смеялся.
Особенно над удешевением доллара по отношению к рублю.
Да и над остальным тоже.
Но если вы давно сидите в недвиге - вам врать простительно;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2008-08-19 13:17 (ссылка)
расскажите что-то такое - и я вместе с вами посмеюсь.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]valary1980@lj
2008-08-20 06:37 (ссылка)
Цены тянет не Москва, а спекулятивные капиталы.
Вложения в недвижимость щас ой как рентабельны.
И делать ничего не надо. Сегодня купил через 3 года продал.
Супер!!! ТУт необходимо гос. регулирование.
http://www.vse-obipoteke.ru

(Ответить)


[info]indrik@lj
2008-08-21 01:26 (ссылка)
А что с ценами на недвижимость в частном секторе Московской области?

(Ответить)


[info]daturanoir@lj
2008-08-21 07:24 (ссылка)
А я жду роста (как бы мне лично не хотелось обратного)..
на самом деле все просто: цены на недвижку у нас - это производная от платежного баланса
если в стране денег становится все время больше, значит все дорожает
в том числе и недвижимость
пока мы продаем по супер-ценам нефть, газ, железо, уголь, пшеницу и т.п.
Есть такая теория– теория волн Кондратьева. Так вот, по Кондратьеву супер-цены будут еще 4-5 лет.
если кондратьев прав, то последняя волна роста на комодитиз еще впереди и, по моим расчетам, она начнётся в сентябре. В общем, я думаю, что реальный кризис начнётся в 2012 году.. а до этого у нас будет рост ВСЕГО (на рынке недвижимости в худшем случае боковик), а на западе – плавное ослабление, как говорит Сорос (http://worldcrisis.ru/crisis/436292)
….примерно До 2012 года

(Ответить)


[info]remonta@lj
2008-08-24 00:52 (ссылка)
Интересные данные

(Ответить)