ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ.
Творчество этого художника вызывает у зрителей горячие споры и разноречивые суждения. Одни, что называется, с порога отвергают его изобразительную манеру, а с ней вместе то образно-смысловое содержание, которое она несёт. Другие, наоборот, видят в сложности формы отражение реальных сложностей современной действительности. Мне кажется, картины Ромуальда Гейкина стоят того, чтобы о них говорить. С этим, наверное, согласятся те, кто уже посмотрел его персональную выставку, развёрнутую в залах городского музея.
Усиливает интерес к творчеству Р. Гейкина то обстоятельство, что он - наш земляк, родился и жил в Даугавпилсе до поступления в Академию художеств Латвийской ССР, которое окончил в 1973 году (отделение декораторов). С той поры работает в Риге, член Союза художников, участвует в ряде республиканских и всесоюзных выставок, экспонировал свои работы в Польше.
На персональной выставке в двух небольших залах уместилась лишь часть созданного художником, но зато это срез всего его творчества последних семнадцати лет. При виде картин Р. Гейкина напрашивается аналогия с поэзией, более того - она очевидна. Через образы, символы, подчас даже аллегории, через сопоставление, казалось бы, несовместимых понятий художник пытается сформулировать для себя (а значит и для нас) своё отношение к проблемам нашей сложной и тревожной эпохи. Человек среди других людей, человек и природа, человек и история - вот основные темы творчества Р. Гейкина.
В ряде работ художника, особенно ранних, при точной постановке вопроса напрашивается пессимистический вывод, не всегда философски и житейски оправданный («Холод», «Игра в карты», «Стена», «Семья»). Кроме того, в сочетании реального и воображаемого, в нагромождении предметов, в напластовании символов иногда теряется сама мысль.
Художник подмечает внутреннюю противоречивость эпохи, конфликтность современной цивилизации, вызывающую у него определённые опасения (одна из картин так и называется, «Конфликт»). В чём же выход? Остановится? Нет, осознаёт художник, остановка в пути, всякий духовный застой (повторяющийся многократно образ улетающей от персонажей чайки) чреваты выключением из природных связей («Эксперимент»), умерщвлением себя и окружающего («Остановленное время»). Так же несостоятельна мечта о сугубо личном благополучии, приводящая человека-потребителя к бессмысленному скольжению вдоль тупика («Розовая стена»).
Картины Р. Гейкина нелегки для восприятия. В них надо вглядываться, вдумываться, анализировать. Художник задаё вопросы и тем самым будит нашу мысль, приглашает к спору. Принимая или отвергая художественные принципы и жизненную позицию автора зритель точнее сформулирует своё кредо. Это, пожалуй, главное.
Уходя с выставки, зритель наверняка задержится у двух последних работ Р. Гейкина, ярких, светлых, праздничных. Видимо, не случайно они посвящены детям. Именно в жизни молодого поколения могут органически сблизиться естественное и искусственное, романтическая чайка - с рукотворным самолётом («Сон»). Что здесь - озарение или догадка? Очень хочется, чтобы это был главный вывод из поиска художника.
В. КРУМГОЛЬД
член клуба литературного творчества при Дворце культуры строителей.
«Красное Знамя» 20.10.1984