Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Чухонская Пиявка ([info]hyperion)
@ 2024-09-15 11:23:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Гомо Парадоксум [фильмы, сценарии, саундтрек]
Для меня самое интересное в советской культуре конца восьмидесятых это сам процесс распада нарратива, исчезновения привычного языка для описания действительности. Его предпосылки прекрасно описал Юрчак в «Это было навсегда, пока не кончилось», но там анализируются именно предпосылки. Процессы в культуре, которые привели к взрыву. Сам взрыв можно наблюдать самостоятельно, его этапы буквально зафиксированы на плёнке сотен снятых в тот период фильмов.

Особенно интересно отслеживать этот процесс по трилогиям. Как сознательным, как у Соловьева или Лопушанского, так и условных как у Шахназарова с его фиксацией на снах. В принципе к этому списку можно добавить и явно выбивающуюся из любых возможных коллективов фигуру Владимира Кобрина, конкретно за абсурдистский слэпстик из трёх частей о человеке парадоксальном. Хотя именно в случае с Кобриным практически невозможно всерьёз говорить о соответствии советскому дискурсу. Он с самого начала своей карьеры был очень странным автором.

На самом деле я не очень хочу писать про Кобрина. Разумеется не потому, что он мне не нравится или не интересен. Просто про эту грандиозную фигуру уже достаточно написано людьми куда умнее меня и я не уверен в том, что в принципе возможно что либо добавить к некрологу от Ямпольского, блестяще препарировавшего основной творческий метод своего покойного друга: «Кобрин строит свои фильмы не как образные иллюстрации к теориям, но именно как наборы символических сгустков, тех самых иррациональных руин, которые оставляет после себя наука

В любом случае, даже без возможности сказать про его фильмы нечто действительно новое мне ничего не мешает мне хотя-бы попытаться поместить их в контекст описанного в начале процесса. Тем более что он сам всё прекрасно понимал и прямо комментировал происходившее в те годы в стране и в людях.

Первый фильм цикла был язвительной самопародией, издевающейся над всеми стеоеотипами советского научно-популярного кино. Его структура идентична работам Кобрина из начала восьмидесятых - абстрактные сценки иллюстрируют закадровый текст, всё объясняющий и в целом вещающий с позиции авторитета. И чем предсказуемее звучал этот пример авторитарного дискурса, чем больше визуальной свободы получал сам Кобрин со своим механическим балетом. Уже в первом «Гомо Парадоксум» визуальная часть оказалась откровенно сатирической, известно что Кобрин любил немые комедии. Этот эффект оказался возможен только благодаря художнику и актёру Вячеславу Бузкову, идеально воплотившему на экране парадоксального человека с нарисованными на веках глазами. Закадровый текст, при этом, снова читает лекцию, но теперь речь идёт о инфантильности человечества, этой злобной коллективной голой обезъяны. Некоторые темы напомнили про «Кто разбудит аксалотля» Саканян, но воплощение оказалось совсем другим. Очень холодным, отстранённым и мизантропичным. Судя по сценарию, прилагаемому мной к подборке, фильм задумывался вообще озлобленным: издевательский некролог в финале, перечисляющий количество употреблённых человеком за жизнь сосисек и тонн возвращённого природе кала звучит очень радикально. Из фильма, в итоге, этот диалог убрали, но это не сделало его добрее.

Сценария второй части у меня нет. Его точно не издавали и не факт что он остался в архиве режиссёра. Буду рад ошибиться, но на данный момент мы можем только оценить конечный продукт. В нём очень усилился уровень слэпстика и Бузков показал себя крайне фактурным актёром. Уровень политизированности тоже ощутимо поднялся, Бузков в своих скетчах явно изображает карикатуру на сотрудника НКВД. Ну и закадровый текст заменён на фрагменты известной советской пластинки, приложения к «Большой медицинской энциклопедии» с монологами душевнобольных. Кобрин уже использовал монологи оттуда в «Самоорганизации биологических систем», но там его интерес был сфокусирован на феномене шизофазии. Здесь же выбраны монологи в которых звучит мутировавший и сломанный, но прекрасно узнаваемый авторитарный дискурс. Политическое безумие. Фантазии о силе и власти. Очень эффектный ход, особенно в сочетании с визуальным буйством.

На фоне этого всего плашка в начале о том, что фильм рекомендован в качестве учебного пособия выглядит отличным издевательством, примером окончательно мутировавшего авторитарного дискурса. Ну а финальный титр о том, что следующая часть цикла будет называться «Шерше ля Баб» уже выглядел шуткой плохой и безвкусной. Только проверка книги со сценариями открыла мне то, что он действительно написал соответствующий сценарий, с сюжетом соответствующим названию.

Это очень жуткий текст. Нарратив в этот раз был взят из сюжетов перестроечного телевидения, конкретно из Невзорова. Сюжеты очень мрачные. Диалоги людей, спящих в поезде, ещё мрачнее, на описании пыток кота у меня челюсть заклинило. Плюс за кадром орёт на сидящих на горшках детей та самая «ля Баб».

Второй слой сюжета - будни счастливой советской семьи, передвигающейся с закрытыми глазами. На описании этих сценок, особенно на чудовищном пире, я окончательно убедился в том, что Кобрин подозрительно похож на Шванкмайера, это часть сценария реально читается как раскадровка не снятого чешского фильма.

Впрочем реальный третий фильм цикла, не тот что был написан, но который был снят, на Шванкмайера уже не очень похож. Вообще его структура напомнила мне скорее про самые радикальные образцы американского авангарда (типа «Begotten») или японского киберпанка. Сходство во многом основано на полном отказе от вербального нарратива, слова были заменены на нойзовую импровизацию от московского электро-акустического проекта «Рай». Это третий фильм Кобрина озвученный Бусахиным и его трио, и если в предыдущих ещё были шутливые сегменты с звуковыми цитатами, то тут уже компромисов не осталось. Саундтрек звучит по настоящему жутко. Мне очень нравятся все три сохранившиеся записи «Рая», но если бы я мог увидеть только один релиз изданным на физических носителях, то им бы был именно этот. Вообще я бы очень хотел понять, что, помимо ухода в буддизм, случилось с Бусахиным и почему от его проекта не осталось никаких записей помимо саундтреков к Кобрину. Там звук мирового уровня, группа должна была стать культовой.

В третьем фильме уже нет ничего комичного, он по настоящему жуткий. Явных цитат из сценария тоже нет, это два разных произведения. Наблюдать за перемещениями газетного человека по типографии с жутко выглядящими станками не очень приятно, но буквальная реализация сценария была бы ещё мрачнее. Кажется что Кобрин убрал все вербальные элементы ради передачи своей эмоции, идентичной в своей жути для обоих вариантов. Просто в снятом фильме эти эмоции передаются без прямого нарратива, чистым набором визуальных ассоциаций. И я не уверен в том, какой из подходов эффективнее. Главное - все собранные мной медиа из этого проекта о парадоксальном человеке прекрасно отражают переход автора от мрачной иронии к полному отчаянию, Ямпольский упоминает что именно в конце восьмидесятых Кобрин пережил тяжёлый психологический кризис (судя по всему - сильную депрессию) когда осознал что кино является «орудием смерти». Именно это осознание можно заметить в его сюрреалистических коллажах на плёнке и жутких шутках в сценариях. Да и в выбранной музыке очевидно состояние выбирающего.

Оба варианта третьего фильма, как написанный, так и снятый, заканчиваются анонсом четвёртой части, с идентичным в обоих версиях названием «Гулаг на двоих». Я совсем не уверен в том, что хотел бы его посмотреть/прочитать, мне кажется что Кобрин к тому моменту уже дошёл до границ отчаяния и не смог бы ничего добавить к уже сделанному.

Ну а успокоившийся и преобразившийся Кобрин девяностых, если бы снял продолжение то обязательно забил бы почти весь хронометраж своей любимой компьютерной графикой. Со всеми вытекающими для зрителя, в моём лице последствиями.

Возможно я не прав и не снятая/не написанная четвёртая часть стала бы окончательным шедевром.

Но меня полностью устраивает сама трилогия.

Сценарии:
Гомо Парадоксум (1989)
Гомо Парадоксум III или Шерше ля Баб (1991)


Саундтреки:
Рай - Гомо Парадоксум III [OST] (1991)


Фильмы:
Гомо Парадоксум (1989)
Гомо Парадоксум Два (1990)
Гомо Парадоксум III (1991)
[Всё файлами на телеге]


(Читать комментарии)

Добавить комментарий:

Как:
(комментарий будет скрыт)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Имя пользователя:
Пароль:
Тема:
HTML нельзя использовать в теме сообщения
Сообщение: