замечательно :
kirill_s75
Вообще все грехи на мой взгляд лежат в одной плоскости: это получение собственно удовольствий, приятных ощущений для себя: от чревоугодия, до садизма и эгоистического чувства собственной правоты.
В духовной сфере св.отцы начали делить ощущения на богоугодные: покаяние, смирение, сердечная теплота и духовредные: прелесть.
Сейчас вся религия построена на добытии ощущений, ими все измеряется.
И даже добрые дела сверяются: а каковы там ощущения внутри от того что я сделал,от того как помолился, раскаялси, как подошел к Чаше и что после ощутил....
Чем более ощущаешь себя грешным ,чем более ощущаешь свое недостоинство,тем больше рождается ощущение надежды на милость Божию...что Он примет тебя в рай.
На самом деле , на мой взгляд это все тоже: желание получения собственных удовольствий, т.е. это тот же механизм осуществления грехов, их цель.
Я не против вообще ощущений и удовольствий. Но с одной оговоркой: не называйте это христианством.
На мой взгляд христианство: это чтобы было хорошо ближним ,а не мне.
Делать добро для других, а не чувствовать удовольствие от делания добра другим: "ах какой я хороший", или "ах какой я грешный , все делаю не так и не то "- это опять же ощущение.
Просто делай что должно о себе не вспоминая.
Ощущения истинно приятные когда кто-то дарит тебе тепло и ты благодарен за это человеку,за это сделанное добро.
Ну если мы любим принимать добро и жизнь становится от этого легче,то надо и другим делать добро, чтобы им стало хорошо.
Христос,когда висел распятый на кресте возопил:Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Это христианство.
от себя чуток скажу, что текст Кирилла на первый взгляд несколько радикален.
я вот, например, не считаю удовольствие грехом.
однако Кирилл подметил очень важное: получения удовольствий от видов "христианского делания" - желанны.
вот это и впрямь очень тонкий момент.
ведь получение удовольствия нельзя считать никоим образом греховным, до того момента, пока, получая благо, мы не лишаем блага кого то.
солнце одинаково светит на праведных и неправедных, то есть благо - оно для всех.
и в общем "благо для другого" можно совершить двояко.
1) я в благе - на и тебе блага.
2) у меня нет блага, но вот тебе хотя бы благо.
современное христианство всех конфессий почти всегда учит первому.
стань благим и поделись с другим.
Но практика всегда говорит одно. «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог», и чуть позже в том же диалоге: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное».
Богатство – любое, хоть духовное – изначальная благость – не дадут пролезть в игольное ушко. Чо ты Меня благим называешь? – Христос не считает Себя благим. Благой подошел к благому посоветоваться. Христос протестует! Это довольно странно, но между тем, Христос не делится от избытка блага в Себе. Он отдает последнее. Да, как ни странно. Он даже слышит, как сила из Него вытекает. Постоянно на человеческом пределе, постоянно о скудости Своей: «Подозвав учеников Своих, сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». И это не должно казаться странным, что Христос не отделял от ПРИРОДЫ БОГА крохи, а человеческое Свое на износ Себя раздавал. Иначе бы «следование за Ним» изобильным, тем, кто раздал все – было бы обманом, игрой в одни ворота.
Это и впрямь – говорит Кирилл – христианство. Дать от скудости своей. А не от щедрот отсыпать...