Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет in_b ([info]in_b)
@ 2012-01-05 09:23:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
молоко
ЮМ любил пословицу "в воре что в море, в дураке что в пресном молоке". Он повторял ее, когда говорил про людей екатерининской эпохи, - в сравнении с николаевской.
Смысл приблизительно такой: "С вором опасно, с дураком скучно".
Но вот кн. Ив.Мих.Долгорукий:
"Одна знатная и пожилая барыня, которая по роду своему и по имени брала во мне участие, ... сказала мне некогда: "Я тебя знаю давно; ты все любишь пустое молоко!" - Молоком она называла хорошие поступки, не сопровождаемые чем либо вещественным, как то лентой, чином или паче всего деньгами, - общий талисман в нашем мире".
И получается совсем другой смысл.
Впрочем кн. ИМД делает желудочную мораль: "Я имел честь ей ответствовать: "Так, Ваше Сиятельство! Я люблю пустое молоко, потому что оно здорово и не портит желудка; а густыя сливки часто свертываются и производят индижестию".


(Добавить комментарий)


[info]r_l@lj
2012-01-05 05:57 (ссылка)
"Другой смысл" чего? Молока? У него много провербиальных ролей (например, на нем обжигаются, и это совсем не пресное и не пустое молоко, как и то, что на губах не обсохло).
То есть, долгоруковская номинация и юрмиховская (далевская) паремия - просто разные вещи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]in_b@lj
2012-01-05 06:16 (ссылка)
не любого молока, а пустого молока. и в казенном контексте

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2012-01-05 06:18 (ссылка)
Одно дело - пустое (снятое), другое - пресное (vs. море).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_b@lj
2012-01-05 06:30 (ссылка)
тут у ИМД, насколько я понимаю, пустое (пресное) vs жирное (сливки)
а в оппозиции молока - моря, кажется, главный смысл все же не в солености-пресности, а подразумеваемом стакане (не утонешь).
соленый-пресный это уже такой... бонус

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2012-01-05 06:31 (ссылка)
Ну нет слова "пресное" у Долгорукова. А "пустое" это именно снятое, без сливок, и соленость тут ни при чем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_b@lj
2012-01-05 06:36 (ссылка)
а пресное молоко - какое, если не пустое?
хотя вот я еще нашла:
Плут на закваске (испечен), а дурак на пресной водичке

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2012-01-05 06:48 (ссылка)
Пресное - не соленое, какое ж еше?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_b@lj
2012-01-05 06:52 (ссылка)
молоко соленое? молоко разве что кислое, квашеное

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2012-01-05 06:54 (ссылка)
Нет, море соленое.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2012-01-05 06:19 (ссылка)
"Казенный" контекст вовсе не предзадан. Сама паремия никаких проекций на два века не предполагает (но, разумеется, и не исключает такого применения).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_b@lj
2012-01-05 06:31 (ссылка)
ну да, наверное, не предзадан. но они оба (и ЮМ, и ИМД) в этом контексте толкуют

(Ответить) (Уровень выше)


[info]in_b@lj
2012-01-05 06:41 (ссылка)
да, кстати, в том смысле, что имела в виду знакомая ИМД, возможно: целишь в молоко. Т.е. не попадаешь на чины и ленты

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2012-01-05 06:55 (ссылка)
Нет, не думаю. Даль этого значения вообще еще не знает. Когда оно в языке развилось, надо смотреть, но сомнительно, чтобы проникло в речь знатной и пожилой барыни, даже если на стрельбах употреблялось.

(Ответить) (Уровень выше)