Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2009-01-25 19:21:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
...не остается ничего другого, как надеяться на государственные выдачи или на подарки
В Константинополе уже с середины IX в. начала функционировать высшая школа. В XI в. там работали два факультета или, правильнее сказать, две самостоятельные школы: юридическая и философская. Главы этих школ пользовались огромными привилегиями. Руководитель юридической школы, например, получавший в качестве жалованья 4 фунта золота в год, шелковую одежду и пищевое довольствие, приравнивался к высшим судьям государства и пользовался правом личного доклада императору. Формально его пост считался пожизненным; впрочем, небрежность или невежество могли послужить достаточными основаниями для его снятия с должности. Зато ему ни в коей мере не возбранялось принимать подарки от слушателей: напротив, считалось, что такие подарки служат сближению между людьми.

Михаил Пселл, возглавляющий в течение некоторого времени философскую школу, знакомит нас с образом жизни константинопольского преподавателя. Допоздна сидит он за книгами, готовясь к занятиям, которые начинались утром. Когда он входит в аудиторию, студенты вскакивают со своих мест, чтобы его приветствовать. Преподаватель садится в кресло, слушатели рассаживаются на скамьях. Впрочем, жалуется Пселл, иные из них являются с опозданием, головы их заняты ипподромом, а не учением; в дождливую погоду аудитория и вовсе оказывается пустой.

Помимо того, в Константинополе действовала высшая патриаршая школа и высшая школа при храме святых Апостолов. В этой последней собирались люди разных возрастов и обсуждали в своеобразных семинарах научные проблемы, в том числе медицинские. Здесь не было профессора, руководившего дискуссией, и все участники семинара были равны; во время занятий стоял страшный шум, и проблема нередко оставалась нерешенной — в этом случае о дискуссии докладывали константинопольскому патриарху, которому и надлежало принять решение по товоду спора.

Кроме государственных школ создавались и частные. Ими нередко руководили видные ученые. Их ученики, обычно молодые аристократы, жили у них в доме. Монатырские школы были сравнительно редки и предназначались, как правило, для тех, кто намеревался постричься в монахи данного монастыря.

Видное место в составе византийской интеллигенции занимали медики. Сохранилось описание одной констанинопольской больницы XII в. В ней было пять отделеий, в том числе специальное — гинекологическое; общее число коек достигало пятидесяти; на каждое из отелений полагалось по два врача, не считая помощников и служителей. Все врачи делились на две смены, чередовавшиеся каждый месяц. На их обязанности лежал также и прием приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались беслатной квартирой, освещением и лошадьми, но зато им возбранялась частная практика, если только на то не последует специального распоряжения императора. При больнице была создана и медицинская школа.

Технической интеллигенции в нынешнем смысле слова в Византии не существовало. Математикой, физикой, астрономией занимались, как правило, те же ученые, которые исследовали богословские и философские проблемы. Естественнонаучные занятия ограничивались по пре-пуществу переписыванием и изучением античных авторитетов: Евклида, Диофанта и многих других. Арифметика, геометрия и астрономия входили в круг высшего образования. В IX в. своими математическими познаниями славился далеко за пределами империи митрополит Солуяскнй Лев, получивший прозвище Математик: он собрал большую библнотеку, включавшую сочинения Архимеда, Евклида, Птолемея; по-видимому, он первым применил буквы в качестве алгебраических символов. В XII в. византийцы, как можно судить по рукописи со схолиями к Евклиду, стали употреблять арабские цифры, и но исключено, что Леонардо Пизанский, посетивший Византию и, по его собственным словам, беседовавший там со многими учеными, заимствовал там эту новую систему цифр.

К византийской интеллигенции должны быть причислены также каллиграфы (профессиональные переписчики книг), тавуларии (составители деловых документов), правоведы, архитекторы, военные инженеры, астрологи, ораторы, писатели...

Византийская интеллигенция (за исключением медиков) не имела постоянных источников дохода, и византийские «мудрецы» вечно жаловались на нищету, на отсутствие хлеба и книг. Евстафий Солунский скорбел о том, что интеллигент не может заработать на жизнь своими руками, как ремесленник, и что ему не остается ничего другого, как надеяться на государственные выдачи или на подарки. Действительно, карьера интеллигента в Византии завершалась обычно поставленном на какой-нибудь церковный пост, который обеспечивал твердый доход; или же приходилось искать покровительства императора либо вельможи, превращаясь в придворного панегириста.

Экономическая нестабильность сопровождалась и моральной зависимостью. В условиях строгой подцензурности деятельность византийского интеллигента поневоле становилась официозной. Ученый был здесь прежде всего истолкователем традиционных богословских доктрин, оратор — составителем похвальных слов в честь императора и патриарха, поэт восхвалял подвиги государя и его полководцев, а историку надлежало делать то же самое, только в прозе. Иоанн Мавропод, современник Константина IX, написал историческое сочинение, в котором он не дохвалил царствующего государя и вызвал тем самым его неудовольствие, — хронику Мавропода приказано было уничтожить. Византийским интеллигентам всегда грозило обвинение в нарушении благочестия: одним удавалось доказать свое правоверие, обливая бранью дорогих их сердцу писателей и философов древности; других ждали суд, анафема, заточение в монастырь. Иной раз не помогало и отречение от своих убеждений: напрасно богослов Евстратий Никейский отказывался от «заблуждений», напрасно уверял, что сочинения, подвергнутые разносу критиками, — не более, как похищенные у него черновики, содержащие невыправленные формулировки, — церковный собор 1117 г. объявил его учение ересью.

И все-таки византийская интеллигенция находила в себе мужество для скепсиса и для критики. Это критика принимала форму намеков и туманных аллюзий, где ничего не было сказано прямо, но все было понятным; она камуфлировалась трезвоном восхвалений, за которым еле заметно проступало неодобрение. Но византийский читатель умел отличать текст и затекст, трафаретные клише и собственное суждение пишущего. И византийские судьи тоже умели это отличать, отчего, например, Михаил Гли-ка (Сикидит), осмелившийся в верноподданнейшем послании осмеять страсть императора Мануила I к астрологии и гаданиям, был ослеплен и брошен в темницу.
Каждан. Византийская культура
----------------
как рано там появились университеты...


(Добавить комментарий)


[info]albiel@lj
2009-01-25 13:28 (ссылка)
А толку?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]reader59@lj
2009-01-25 13:34 (ссылка)
Опередили.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]luciferino@lj
2009-01-25 13:56 (ссылка)
Ну как же? Вот арабские цифры, например...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2009-01-25 14:01 (ссылка)
Так арабские же. Проще было прямо от них Европе и заимствовать. Транзит газа без посредников.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aaluck@lj
2009-01-25 14:15 (ссылка)
Индийские они, на самом деле

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2009-01-25 14:18 (ссылка)
Из Индии Европа бы их напрямую не смогла получить, так что арабы в тему. И арабы развивали численные методы с алгеброй, в отличии от бездарных переписчиков из Византии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aaluck@lj
2009-01-25 17:10 (ссылка)
В Византии не до того было. И у арабов числы и алгебра интересовали пару дюжен человек.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]philtrius@lj
2009-01-25 14:03 (ссылка)
Какъ разъ ничего новаго сравнительно съ греко-римской языческой школой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]timur0@lj
2009-01-25 14:32 (ссылка)
и там тоже учителя приветствовали вставанием?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_bratkin@lj
2009-01-25 14:47 (ссылка)
скверно распознан текст

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-01-25 15:42 (ссылка)
наверное

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nikaan@lj
2009-01-25 15:42 (ссылка)
Ну как, есть толпа интеллигентов и какая-то часть из них спонсируется, некий класс. Он и даёт потомство. А из неспонсируемых выживают наиболее конкурентоспособные. Как Вам?
Можно заказ? Вы, наверное, умеете - с мужеством и скепсисом. Пост эзоповым языком - в стиле Сикидита - о чём-нибудь. Не так, чтобы как всегда - все поняли разное, а чтобы все поделились на две половины - одна решила, что Вы ругаете, другая - что хвалите... Впрочем, чего это я - Вы ж не журналист заказной...

Университеты.. Многие вещи появились много где рано и жаль, что не развились - а оно потом расцвело в другом месте, куча примеров. Вы как считаете, тут тоже преусловутая эквифинальность? Организм такой - тут веточку пустил, тут засохла... Или что всё могло коренным образом измениться - одна из Ваших любимых тем, по-моему - другая наука, а значит, другой мир.

(Ответить)


[info]gouriev@lj
2009-01-25 18:51 (ссылка)
хм... Высшая Патриаршая Школа

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-01-26 02:50 (ссылка)
ну

(Ответить) (Уровень выше)


[info]snake_d_ha@lj
2009-01-26 10:06 (ссылка)
Сейчас хоть в ЖЖ можно писать, что думаешь. А раньше с этим было строго...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-01-26 14:00 (ссылка)
Можно, да. Но надо думать, что пишешь. Это уж как всегда

(Ответить) (Уровень выше)


[info]larkinvalley@lj
2009-01-26 12:01 (ссылка)
Меня всегда интересовало, чем лечили людей медики в средние века? то есть ясно, что лягушками и мышиным пометом, но удивляет, что на этом выстраивались не только профессия, но и целые институции. Ну вот кто, кто и зачем туда пойдет, если никого не вылечат?

Получается, что вера в плацебо была единственным топливом для этой профессии на протяжении первых 9\10 её истории :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-01-26 14:03 (ссылка)
Ну, если честно. я бы полагал, что вера в плаццебо примерно постоянна. И сейчас... гхм. но это очень долгий разговор. Надо ломать предрассудки насчет срв медицины - это остатки разного уровня от вполне развитой древней медицинской системы, совсем иной, чем следующая, наша, техногенная, но не факт. что сильно уступающая в эффективности. и отдельно оценивать нашу - тут разговор о массовых прививках, о том. что до 80% заболеваний - вторичные. то естьп оследствия применения медицины - и пр. Это очень, очень трудный разговор - легко скатиться в какую-то глупую крайность. Но. в общем, мне бы казалось, чтот вы в опасной близости к одному из краев вопроса

(Ответить) (Уровень выше)