Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2009-02-07 08:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Орудийная деятельность муравьев
Может быть, к "орудийной" в широком смысле можно отнести много форм поведения муравьев - разведение домашних животных (тлей, гусениц) или выращивание грибов для пропитания муравейника, или сшивание гнезда из листьев - посредством нитей, выделяемых личинками, которых держат взрослые муравьи и прикладывают живой ткацкий автомат к тем местам, которые нужно сшить....

Но это большие социальные предприятия, целые социальные институты. А как у них с индивидуальными орудиями? Ну, как мы используем молоток или топор.
Известно довольно много случаев использования насекомыми орудий. На мой взгляд, очень красивый пример - с "губками".



Муравьи рода Aphaenogaster используют при добывании пищи оригинальные орудия. Около и гнезд экспериментаторы выкладывали приманку в виде желе. Обнаружив приманку, рабочие уходили, а через минуту возвращались с небольшими кусочками листьев. Муравьи помещали эти кусочки на приманку и уходили за новыми листьями. За час муравьи перекладывали кусочки листьев на пище несколько раз, а потом, когда те пропитались желе, начали уносить их в гнездо. В гнезде пища слизывалась и соскребалась с листьев. Коме листьев, муравьи могут таким же образом, для вымакивания пищи, использовать кусочки хвои, сухой грязи, древесины. Такие искусственные губки помогают переносить за одну ходку примерно в 10 раз больше пищи, чем муравей способен унести в зобике.









Оказывается, муравьи вымакивают комочками сухой грязи не только желе, предложенное экспериментаторами, но и некоторые естественные виды пищи: гемолимфу пауков и сочных личинок, гнилые фрукты. Находящиеся около гнезда отбросы или грязь муравьи старательно прикрывают землей и кусочками листьев. Возможно, это оказало влияние на развитие орудийной деятельности муравьев Aphaenogaster. Возможно, такое оригинальное поведение возникло из привычки укрывать удаленные источники пищи, строить около них временные убежища для транспортировки.

Совершенные орудия помогают выиграть конкуренцию. Орудия нужны муравьям, так как за пищу ведется конкурентная борьба, и более сильные муравьи рода Camponotus, добравшись до еды, уже не подпускают маленьких афеногастеров.





Поэтому афеногастеры и выучились скоростной транспортирoвке пищи в гнездо - пока не прогнали. На приманку, занятую великанами-кампонотусами, крошки-афеногастеры прокрадываются, кладут на нее листья и убегают, пока стража кампонотусов их не обнаружила. Потом афеногастеры снова приходят к приманке, хватают пропитавшиеся пищей листочки и убегают. Такое сокращение времени пребывания у приманки позволяет пользоваться ею нeсмотря на присутствие мощных конкурентов-кампонотусов.

Бывают у муравьев и другие орудия. Используя самодельную западню, крошечная разновидность амазонских муравьёв научилась ловить добычу, многократно превосходящую её по размерам.

Муравьи (Allomerus decemarticulatus), которые живут на амазонских растениях по имени Hirtella physophora, строят целую сотовую систему из их волокон, организовывая мастерскую засаду. http://whyfiles.org/shorties/177ant_traps/



Муравьи отрезают тонкие волокна, чтобы очистить проход в стебле растения, оставляя его часть как каркас сооружения. Используя волокна, они ткут непосредственно ловушку.

Муравьиная ловушка создана из прочного композитного материала, набранного из разных элементов

http://www.udc.es/euf/neurocom/trampa_files/image006.gif

Когда муравьи заканчивают её сооружение, они проделывают множество аккуратных отверстий по всей её поверхности, каждое достаточное лишь для того, чтобы проходила их голова.

Тогда сотни рабочих муравьёв залезают внутрь и ждут жертву. Это может быть саранча, бабочки или другие насекомые, которые по сравнению с муравьями выглядят монстрами.



Муравьи облепляют стенки ловушки изнутри, просовывая через отверстия свои челюсти. Очевидно, их добыча должна иметь конечности достаточно тонкие, чтобы попасть хоть маленьким краешком в эти тщательно построенные живые капканы.



Успех строителей ловушки зависит от типа насекомого. Если какая-нибудь гусеница не будет иметь ничего такого, что провалилось бы в ловушку – на такую гусеницу муравьи и не будут охотиться.

Когда добыча приземляется на растении, муравьи быстро захватывают её оконечности, жвала и антенны, пока заложник не окажется полностью неподвижным.

Тогда другие муравьи колонии прибывают к месту "казни" и начинают жалить добычу, пока она совсем не будет парализована.







После этого начального захвата дело идет уже небыстро. Маленькие насекомые будут немедленно расчленены и транспортированы к гнезду кусками, но большие насекомые останутся в западне в течение 12 часов.

Эти муравьи Allomerus, живущие во французской Гвиане, также культивируют определённый гриб. Самка, "королева" колонии. При вылете из родного гнезда для основания новой колонии - захватывает с собой кусочек грибницы.

Причем эту плесень муравьи используют и для своей ловушки. Они высаживают нити грибницы сверху своей западни, чтобы её укрепить. Таким образом согнутые травинки оказываются скреплены густой сетью грибных нитей, строители производят своеобразный волоконный композит.

Многие виды муравьев используют грибы, чтобы питаться - прищипывают кусочки плодового тела и поедают. Это давно известный случай. Но эти Allomerus - как я понимаю - свой гриб не едят. То ли он невкусный, то ли малосъедобный для них, но только гриб разводится, перетаскивается самкой в новую колонию и снова старательно разводится - только для того, чтобы укреплять стенки ловушек.

Уж это точно можно назвать "изготовлением орудий".



(Добавить комментарий)


[info]iten@lj
2009-02-07 02:57 (ссылка)
После прочтения этой информации трудно считать себя единственным разумным существом (в видовом смысле, конечно:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 03:33 (ссылка)
Всё фигня. Не сомневайтесь. они совершенно не умеют пилить бабки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Тоже не умею:)
[info]iten@lj
2009-02-07 04:10 (ссылка)
Значит, период pre-history завершился вовсе не изобретением письменности, а с изобретением денег.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Тоже не умею:)
[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 04:28 (ссылка)
У людей есть неманизрелые стадии, которые еще не умеют пилить. и полностью сформировавшиеся манизрелые стадии. которые уже вполне умеют.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Тоже не умею:)
[info]aka_b_m@lj
2009-02-09 08:06 (ссылка)
Строго говоря, период pre-history завершился с изобретением истории :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanstor@lj
2009-02-07 04:15 (ссылка)
Зато умеют пропивать зарплату. Наши люди :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 04:28 (ссылка)
Точно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wingover@lj
2009-02-07 04:30 (ссылка)
вы, кажется, как-то приводили пример муравьев, которые обманывали сообщество, уводили в своих целях часть общего достояния?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 04:34 (ссылка)
не помню.

но это же другое дело. Скоммуниздить чего-то там из общих запасов - это одно.

а пилить бабки - это совершенно другое.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wantala@lj
2009-02-09 09:22 (ссылка)
так смотря ж наверное с какой целью их пилить, и что считать бабками. то есть, скажем, если бы у рабочего были возможности и амбиции становиться, например, полноценной самкой, и для этого нужно было бы что-то сделать с запасами, сообществом итэдэ - может, и осилили бы?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-09 13:43 (ссылка)
у рабочих есть амбиции и возможности становиться полноценной самкой. Этим набита вся регуляция в муравейниках

(Ответить) (Уровень выше)


[info]esperator@lj
2009-02-07 03:30 (ссылка)
Интересно, что бы на это сказал Дарвин.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 03:34 (ссылка)
Не думаю, что это хоть что-то меняет. Примеров "мудрости живой природы" всегда было хоть отбавляй. и дарвин выстраивал свою аргументацию не "до этих аргументов", а именно - после. Его книга - ответ на этот вот рассказа и последующие недоумения - ну как такое может быть? Ну, он и попытался ответить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]esperator@lj
2009-02-08 05:27 (ссылка)
Спасибо. Сложно это всё... и загадочно. Всё время нужно убеждать себя в том что чорное, оно на самом деле фиолетовое )))

Ну вот, ясно же виден на фото: вот он - план Творца, но нет = это мудрость живой природы!)
Ну ведь очевидно, что не сами мураши такую ловушку придумали и ужъ тем более, что не случайным перебором.

Вот, взять хоть паучков. Ну откуда паучонку знать, каг плести эту паутинку-то? Такое чувство,ж что их кто специально конструировал, чтобы ловить мух)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-08 05:43 (ссылка)
План Творца - это синонимичное выражение для "мудрости живой природы"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]esperator@lj
2009-02-08 06:19 (ссылка)
Думаете?

Кстати, пришла в голову занятная мысль о том, что возможно мицелий использует этих ребят для собственного размножения?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-08 06:25 (ссылка)
Я бы только добавил. что этот же мицелий использует Вас для того. чтобы у него появилась такая цель.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]esperator@lj
2009-02-08 10:14 (ссылка)
Ну, вряд ли именно этот.)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fregimus@lj
2009-02-11 03:46 (ссылка)
Чудесная мысль!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]velobos@lj
2009-02-07 04:10 (ссылка)
Биотехнологии в действии. Наверно для разума необязателен такой уж большой мозг как у людей..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 04:27 (ссылка)
Эти реплики говорят. насколько же люди не понимают. что такое разум. все удивляющиеся свидетельствуют. что они думают - разум - это способ эффективно решать задачи.

Я был бы осторожнее с определением разума. Иначе можно договориться до того, будто люди разумны. А это. как очевидно - не так.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanstor@lj
2009-02-07 04:50 (ссылка)
они думают - разум - это способ эффективно решать задачи
Разум, это способность доказать себе и другим, что решение было эффективным :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 04:56 (ссылка)
Это умеют даже манагеры. Мне кажется - мы дошли до очевидного противоречия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanstor@lj
2009-02-07 06:17 (ссылка)
Да уж... Если дошли до манагеров, то я своё определение снимаю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orbrider@lj
2009-02-08 11:05 (ссылка)
А вы читали статью о том, что разум - это умение работать с семью орудиями? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-08 13:24 (ссылка)
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1099768.html

это?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]orbrider@lj
2009-02-08 13:31 (ссылка)
Да, ее. Совсем памятью слаб стал :(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albiel@lj
2009-02-07 05:18 (ссылка)
Знал только про губки. Плотно же они орудия используют. Да, с определением разума и цивилизации проблем всё больше :) Какие маленькие, а сколько проблем философам создают.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 06:09 (ссылка)
Дустом их.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2009-02-07 06:12 (ссылка)
Философов? Дело.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 06:21 (ссылка)
надеюсь, этим займутся муравьи. на людей у меня надежды нет

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albiel@lj
2009-02-07 06:13 (ссылка)
Они всех переживут. Это ж не фраеры-переростки типа динозавров.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fregimus@lj
2009-02-11 03:43 (ссылка)
Философы-то? Это точно, переживут.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fe_b@lj
2009-02-07 11:53 (ссылка)
А кто раньше придумал ловушки делать , муравьи или еще кто-нибудь ?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 12:00 (ссылка)
не помню иных примеров... ну, как-то я рассказывал о теневых ловушках - используют жуки-скакуны. они раньше наверное - но там стройка минимальная

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shkrobius@lj
2009-02-07 16:42 (ссылка)
Traps? Perhaps it goes to predatory marine worms in the Cambrian, like these burrowing evertibles
http://www.fossilmuseum.net/Cambrian-Explosion/Selkirkia/SB018.htm
http://www.ucmp.berkeley.edu/phyla/ecdysozoa/cephalorhyncha.html
though I cannot think of social snaring...

BTW: a treat for you. I read about, never saw it - it is really something:
http://www.37signals.com/svn/posts/1136-nature-is-amazing-gordian-worms

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-07 17:50 (ссылка)
хищные грибы ловят ногохвосток. не знаю - может, это можно считать тоже весьма ранним

(Ответить) (Уровень выше)