Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2009-02-14 16:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
живое средневековье
Жак Ле Гофф=Интеллектуалы в средние века

...Величайшей опасностью для интеллектуалов схоластики было превращение в интеллектуальную технократию. К концу XIII века университетские мэтры завладели высокими постами в церковной и светской иерархии. Они сделались епископами, архидиаконами, канониками, советниками, министрами. Наступила эра докторов, богословов, законников. Своего рода университетское франкмасонство мечтает о руководстве всем христианским миром. Вместе с Жаном де Меном, с Боэцием Дакийским оно утверждает, что интеллектуал стоит выше князя, выше короля. Роджер Бэкон, сознавая, что наука должна быть коллективным трудом, мечтая об огромной команде ученых, желал также того, чтобы бренные руководители университетов держали в своих руках судьбы мира. Он умоляет папу проявить инициативу и создать такую когорту правителей. В связи с появлением в 1264 году кометы, предвещавшей чуму и войны, он пишет: Сколь великая польза была бы церкви, если бы ученые установили состояние небес на то время, сообщили о том прелатам и государям... Тогда не было бы ни такой бойни христиан, ни такого числа душ, отправившихся в ад.

Пожелания благочестивы, но они прикрывают пугающую утопию. Интеллектуал также должен сказать себе: sutor, ne supra... Если справедливо, что наука завершается политикой, то, когда ученый заканчивает политиканом, это редко ведет к добру.

...К концу Средних веков университетский интеллектуал сделал окончательный выбор между принадлежностью к миру труда и вхождением в группы привилегированных. Отныне и на протяжении нескольких столетий на Западе не будет интеллектуала-труженика. Вернее, это имя могут носить только находящиеся где-то в тени учителя коммунальных школ. Быть может, иные из них сыграли свою роль в революционных движениях, вроде восстания Чомпи во Флоренции в 1378 году, но они не занимали заметного места в интеллектуальном движении.

...Любопытное решение падуанских докторов гражданского права иллюстрирует такую эволюцию отношений между мэтрами и студентами. Дополнение к статутам от 1400 года устанавливает подвижную шкалу прав мэтров на доходы, тогда как стипендии удерживаются на фиксированном уровне. Такая университетская политика — явление, характерное для Западной Европы второй половины XIV века. В связи с ростом цен администрация и работодатели стремятся блокировать рост зарплаты, они не признают связи между стоимостью жизни и выплачиваемым вознаграждением, поскольку признание ее вело бы к установлению подвижной шкалы заработной платы. В то же самое время получающие доходы от ренты, ценза, аренды зачастую успешно приспосабливаются к росту стоимости жизни: они либо требуют оплаты натурой, либо переводят в наличные деньги ту плату, которая ранее оценивалась только в переводных деньгах.

Этот пример показывает, что университетские интеллектуалы вошли в социальные группы, живущие доходами феодально-сеньориального или капиталистического порядка.

Стоит сказать, что именно доходы такого рода приносят университетским мэтрам наибольшие прибыли. Конечно, на первом месте стоит церковный бенефиций, но за ним следует помещение средств в недвижимость, в дома и земли. Картуларий Волонского университета позволяет проследить возникновение к концу XIII века крупных университетских владений. Пусть больше всего зарабатывали знаменитости, но и прочие мэтры стали по большей части богатыми собственниками. Следуя примеру других богачей, они предаются спекуляциям. Они делаются ростовщиками. Часто они замечены в том, что дают деньги нуждающимся студентам под высокие проценты, причем в качестве залога берут предметы, имеющие для тех двойную ценность, — книги.

Франциск Аккурций имел владения в Будрио, в Олметоле, располагал великолепной виллой в Риккардине, где его современники дивились гидравлическому колесу, почитавшемуся за чудо. В Болонье он вместе с братьями владел прекрасным домом с башней, который и сегодня образует правое крыло дворца коммуны. Вместе с другими докторами он входит в коммерческое общество, занятое книготорговлей в Болонье и в других странах. Он настолько погряз в ростовщичестве, что перед смертью должен был просить отпущения грехов у самого папы Николая IV, который и дал ему таковое, словно по привычке. То же самое относится к Альберто Одофредо, сыну великого Одофре-до. Этот был уже ростовщиком поп paeciol, та sovra.no (не малым, но королевским): интересы его распространялись не только на крупную недвижимость, но также на производство льна.

Мэтр Джованни Андреа дает своей дочери Новелле в 1326 году в качестве приданого 600 золотых монет — сумма весьма значительная.

Но эти доходы падают вместе с феодальной и земельной рентами, вместе с трансформацией их в денежную ренту и вместе с превратностями денежного оборота в конце Средних веков, девальвациями и кризисами. Богатства мэтров убывают, один за другим распродают они свои дома и земли. Отсюда ожесточенное выколачивание других доходов: гонораров от студентов, платы за экзамены. В этом причина и обновления части университетского персонала, связанная с изменением экономической базы. Наконец, финансовые причины толкают мэтров к новым центрам богатства, прибивают их ко дворам князей, в свиту церковных и светских меценатов.

Чтобы стать аристократией, университетские интеллектуалы прибегают к обычному средству тех групп и индивидов, которые хотели получить дворянство; они, как то замечательно изобразил Марк Блок, перенимают у благородных стиль жизни.

Из своих одеяний и атрибутов своих обязанностей они делают символы аристократии. Кафедра все чаще и чаще украшается навесом, подчеркивая их знатность; она становится знаком их обособленности, высоты, величия. Золотое кольцо, шапочка, берет, вручаемые им в день conventus publicus или inceptio, все менее рассматриваются в качестве знаков исполняемых функций, все более как эмблема престижа. Они носят длинную мантию, капюшон, подбитый беличьим мехом, нередко воротник из горностая и впридачу длинные перчатки, которые в Средние века считались символом социального ранга и могущества. Уставы требуют от кандидатов все растущее число перчаток, которые должны вручаться докторам во время экзамена. В одном из болонских текстов (1387) уточняется: Кандидат обязан в удобное время представить через сторожа достаточное число перчаток для докторов коллежа... Эти перчатки должны быть настолько длинными и широкими, чтобы закрывать руку до локтя. Они должны быть также из хорошей замши и вполне свободными, дабы руки в них входили без помех и с удобством. Под перчатками из хорошей замши следует разуметь те, что покупаются не менее чем по 23 су за дюжину.

Празднества по случаю получения докторской степени все чаще сопровождаются увеселениями, как это принято у знатных особ: балами, театральными представлениями, турнирами.

/...ха. я еще помню, когда банкет после защиты был не обязательным.../

..."Артисты", коих ценят меньше, получают привилегию не проходить военную службу, тогда как студенты, если они достаточно богаты, могут найти того, кто готов их заместить.

...Итак, наука вновь превратилась в сокровище, в инструмент власти, она перестала быть бескорыстной целью.

...На протяжении двух веков университеты утрачивают свой международный характер. Главной причиной этого является основание многочисленных новых университетов, получающих все более национальное (или даже региональное) назначение.

...Процесс укрепления университетов был частью эволюции, превращавшей большие университеты в политическую силу конца Средних веков. Они играли активную роль, выходя иной раз на первый план в борьбе между государствами; становились театром, на сцене которого разыгрывались жесточайшие кризисы, поскольку университетские «нации» вдохновлялись теперь национальным чувством, а сами университеты интегрировались в новые структуры национальных государств.

...гуманисты оставляют одну из основных обязанностей интеллектуала — контакт с народной массой, связь науки и образования. Безусловно, в перспективе Возрождение принесет человечеству жатву горделивого и одинокого труда. Его наука, его идеи, его шедевры будут питать прогресс человечества. Но поначалу это было свертыванием, отходом. Пока не получила широкого распространения культура письменности, даже типография поначалу способствовала сужению поля мысли. Она осыпала дарами тех, кто умел читать, небольшую элиту счастливцев. Другие уже не питались даже крохами со стола схоластики, которые доносились до них проповедниками и артистами Средних веков, получившими университетское образование. Нужно было дождаться Контрреформации, чтобы получило распространение искусство, которое — пусть в не бесспорной форме, но с дидактическими и апостолическими целями — попыталось найти способ участия народа в культурной жизни.

Ничто так не поражает, как контраст между образами, в которых предстает труд средневекового интеллектуала и гуманиста.

Один изображается как профессор, с головой ушедший в преподавание, окруженный учениками, сидящими на скамьях или теснящимися в аудитории. Другой — как одинокий ученый в тиши кабинета, посреди богато убранной комнаты, где ничто не мешает потоку его мыслей. Там — шум школы, пыль залов, безразличный к убранству коллективный труд.


(Добавить комментарий)


[info]elga74@lj
2009-02-14 12:37 (ссылка)
Забаньте Вы _это_, в самом деле.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-14 14:00 (ссылка)
я банил этого юзера уже раз двадцать. по неизвестным мне причинам оно появляется снова.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]8w8@lj
2009-02-14 12:48 (ссылка)
неасилил

(Ответить)


[info]fandaal@lj
2009-02-14 13:36 (ссылка)
немного банально, нет ?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-14 14:03 (ссылка)
мне были интересны исторические аргументы за тезис о социальных претензиях ученых и вхождении их в элиту. Все эти шапочки и навесы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ptitza@lj
2009-02-14 18:19 (ссылка)
Именно это я хотела написать к Вашему посту о прививках. Но не сумела. От невинных социальных претензий (шапочки и навесы) всего лишь шаг к насилию и тоталитаризму. Особенно, когда эти претензии выступают под флагом "На ваше же благо, необразованные массы!". Тут интересно, что это отношение: "диплом даёт мне право решать чужие судьбы", судя по этому отрывку, идёт кругами из века в век - то общество его поощряет, то осуждает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ptitza@lj
2009-02-14 18:20 (ссылка)
Жду комментария: "сегодня носит аддидас, а завтра Родину продаст".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-14 18:36 (ссылка)
сегодня... Ну, Вы поняли.

Диплом душу, конечно, не исправляет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Что-то комментов маловато...
[info]ptitza@lj
2009-02-14 22:35 (ссылка)
можно пофлудить. Вот ещё пример посвящения в учёную элиту - 17 век, Grand Tour (http://en.wikipedia.org/wiki/Grand_Tour). Сейчас всё это поставлено на коммерческие рельсы, так что любой мелкий буржуа и высокооплачиваемый рабочий может ощутить себя её (учёной элиты) частью. Но раньше это был счастливый билет для избранных. В идеале - прекрасная идея. Романтизирована в фильме "Room with a View". То есть, не исправляет, но время от времени пытается влиять в соответствии со своими идеалами. Вот у нас что было вместо Grand Tour? Не знаю, но что-то ведь было. Может быть, распределение? Тимуровцы, стройотряды.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Что-то комментов маловато...
[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-15 02:57 (ссылка)
Простите, пожалуйста. Сейчас у меня какой-то не очень удачный период. Настолько вымотался, не поверите - жжешное хамство, и то стало доставать. Тут несколько юзеров в разных местах умудрились... В общем, едва ворочаю извилинами. Очень смутно понимаю про Большое путешествие. Да, наверное, стройотряды... На эту тему меня в свое время удивило сравнение подвижности населения. я соствлял биографии нескольких тысяч людей, рылся в документах и выписывал. И обратил внимание - насколько до войны был подвижнее народ. Люди из разных городов переезжали с места на место. семьи кочевали. Война, революция, голод, стройки и много чего еще ослабили прочность социальных связей и люди были весьма лабильны. А после войны - прописка и нехватка жилья осадили все эти дела намертво. Так что сейчас и не представить, насколько было иначе. и знакомые уверяют меня, что россии не выбраться из кризиса с трудовыми ресурсами. пока не будет достигнута подвижность рабочей силы меж городами - чего сейчас практически нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Что-то комментов маловато...
[info]ptitza@lj
2009-02-15 03:54 (ссылка)
Какой ужас! Я ссылку дала для порядка, в полной уверенности, что Вам эта штука известна. Это никчёмная информация, совершенно не надо было туда ходить. В своё оправдание: я сразу предупредила о том, что оно никчёмное. Теперь в подобных комментариях буду ставить "ПОБОЛТАТЬ".

Гранд-тур - обязательное путешествие по Греции и Риму, которое предпринимали выпускники английских университетов - Оксфорда, Кембриджа в сопровождении компаньона-наставника; 17 век; последний штрих в классическом образовании (послушал лекции, теперь поезжай ознакомься); единый для всех маршрут; заканчивался, если не ошибаюсь, в Венеции. Представляет собой, как я понимаю, последнюю, негласно-обязательную ступень на пути к посвящению в британскую учёную элиту. Неоднократно романтизирована в литературе и кино. Вы мельком рассказали о таких элитарных признаках в 13-14 в.в., я вспомнила 17 в. и подумала, что какие-то признаки должны были быть и в нашей эпохе. К основной мысли поста не имеет никакого отношения.


>>> россии не выбраться из кризиса с трудовыми ресурсами. пока не будет достигнута подвижность рабочей силы меж городами

Неужели экономика настолько зависит от мобильности? Тем более, "меж городами"? В Америке да, мобильность - но ведь тут всё с нуля формировалось. Едва народ разобрался, чем ему заниматься и где, как раз и прошло 200 лет. А в Англии вон по 400 лет в одном и том же поместье живут - и ничего, тоже экономика.


Фсё, молчу :(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Что-то комментов маловато...
[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-15 05:22 (ссылка)
нет-нет, Вам-то извиняться не в чем, это я несколько туплю.

Да, от мобильности. мысль проста как репа: нужна конкуренция, снижающая стоимость. - Какая к бесу конкуренция, коли все пришиты со своими профессиями к месту. Миграция в Москву, но. говорят. и она истоньшается. В прочих местах - провал. коли нет кого в городе - нельзя ждать. что хоть какой специалист приедет снаружи. Натуральное хозяйство не по продуктам. а по людям.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Что-то комментов маловато...
[info]fe_b@lj
2009-02-15 04:34 (ссылка)
Прописка/немобильность образованного населения это часть более общей проблемы России -
центростремительная география. Очень большая концентрация всего в центре.
Все железные дороги ведут в Москву, весь бизнес жмется к кремлевским стенам.
Центробежные движения это ссылка, бегство или колониальное правление.
И непонятно, что может изменить такую ситуацию.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ptitza@lj
2009-02-15 05:02 (ссылка)
>>> Очень большая концентрация всего в центре.

А вот Рим и Византия? У них тоже все в центр, в центр, всё под себя мели столицы, колониальное правление. И ничего вроде, империи процветали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fe_b@lj
2009-02-16 10:33 (ссылка)
Там власть была централизована, а культура и плотность населения размазаны
гораздо более равномерно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fe_b@lj
2009-02-15 04:16 (ссылка)
Элитарность и аристократичность - очень нужные и осмысленные вещи.

Претензия на элитарность и аристократичность - это, конечно, зло.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ptitza@lj
2009-02-15 04:55 (ссылка)
(бормочет про себя) Прочла и поняла, что я не знаю ни что такое элита, ни что такое аристократия.

Вот словарь говорит, что аристократия - это форма правления, противостоящая монархии и демократии. Аристократическими республиками были древние Псков и Новгород. Марфа Посадница, получается, аристократка. Я так и думала. Но это не всё. Аристократы - это группа лиц, "пользующаяся особыми правами и преимуществами", обычно в родстве "с королевскими, герцогскими родами". Ну и чем они мне нужные? :( Зло одно.

Про элиту ещё страшнее. Экономический словарь обзывает элитой "высший менеджмент финансовых и коммерческих структур, опирающийся на поддержку…" - дальше я читать не стала, а то вообще не усну. Словарь по общественным наукам: это "люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой". Если мне ещё раз что-нибудь скажут про "массы", я... я... что-нибудь с ними сделаю. И лишь дедушка Ушаков успокоил: это, говорит, "отборные экземпляры растений или животных". Спасибо тебе, дедушка!

Извините, три ночи... И вообще, хозяин плачет, я обещала его больше не беспокоить, а тут Вы заставили меня лезть в словарь, теперь я переживаю сразу за всё.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ninaofterdingen@lj
2009-02-16 08:39 (ссылка)
Про моральное превосходство над массой - это да. Это сильно. Есть ли какой-то шанс выполоть эти сорняки с корнем, просто с корнем? (это был риторический вопрос)

(Ответить) (Уровень выше)