Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2009-06-06 08:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Драка за щитовок


Щитовки, хоботные насекомые, питаются наподобие тлей, высасывая соки из листьев растений. Их сладкими выделениями питаются многие насекомые. И осы-полисты устанавливают с ними такие же отношения, как у муравьев с тлями.
Наблюдали, как осы Polistes fucatus 4 дня отгоняли от колонии щитовок на листе представителей своего вида и прочих насекомых по крайней мере восьми семейств, пытавшихся питаться сладкими выделениями щитовок. То есть охотников на симбиоз со щитовками довольно много.
После появления в изобилии цветов, выделяющих нектар, эти самки вслед за другими насекомыми покинули колонию щитовок. Эти наблюдения подтверждают, что осы, как и муравьи, проявляют тенденцию к охране обнаруженных колоний щитовок.


А защищать щитовок приходится - очень уж многие желают их съесть

вот личинка божьей коровки


Полисты - родственники наших обычных черно-желтых ос, они тоже из cемейства Vespidae и строят бумажные гнезда. И у них в семье имеется матка, которая откладывает яйца, и много рабочих ос, которые гнездо строят, кормят личинок, охраняют и т.п.

При этом полисты кормят личинок мясом. Полисты - охотницы, ловят насекомых, пережевывают - и мясным нежным фаршем вскармливают личинок.

Но, как всегда, не без исключений. Множество видов складчатокрылых ос вот такие - хищные. Это ведь не пчелы. Но есть среди ос-полибий вид Brachygastra lecheguana. Эти осы питаются не только насекомыми, но и запасают в ячейках гнезда мед. Этот вид широко распространен в США до юга Техаса, гнездится среди ветвей апельсиновых деревьев. Соты не открыты, как у полистов, а окружены снаружи общим бумажным чехлом. В одном гнезде могут жить более 15 000 насекомых. Новые гнезда, по-видимому, основываются роями, состоящими из матки и рабочих особей.

То есть эти Brachygastra живут примерно как пчелы. Этот образ жизни они сформировали независимо - общие их предки с пчелами гарантированно никакого меда не делали и такими семьями не жили. Это очень удаленные группы - пчелы и складчатокрылые осы.









Полисты - очень красивые осы











Ну, щитовки не так красивы



















Щитовки - паразиты растений, но и на них самих живут паразиты. Скажем, Aphytis




Aphytis - это паразитические осы, семейство Aphelinidae - из хальцидоидных наездников. Они истребляют щитовок






Конечно, узнав, что афитисы - это хальцидоиды, человек не испытывает восторга. Хочется ему спросить - ну а что же такое хальцидоиды?
Дело в том, что перепончатокрылых - всех этих пилильщиков, муравьев, пчел. ос... - огромное количество, много больше ста тысяч видов. И как ни крутись - многие мелкие формы мало известны и иногда мало изучены. Среди наездников, паразитических перепончатокрылых, несколько семейств (каждое с сотнями и тысячами видов) объединяются в группу хальцидоидных. Это
Aphelinidae
Encyrtidae
Eucharitidae
Eulophidae
Eupelmidae
Eurytomidae
Mymaridae
Trichogrammatidae

То есть родственники довольно известной трихограммы.


(Добавить комментарий)

почему сами не сосут сок?
[info]freedom_of_sea@lj
2009-06-06 02:07 (ссылка)
какой смысл в тлях, они ведь как я понимаю просто отфильтровывают белок из сока?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: почему сами не сосут сок?
[info]drug_indejcev@lj
2009-06-06 02:55 (ссылка)
Я вот тоже думаю: а зачем мы коров доим? Могли бы и сами на травке пастись.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: почему сами не сосут сок?
[info]freedom_of_sea@lj
2009-06-08 03:58 (ссылка)
тут не то: корова преобразует целлюлозу в легкоусвояемые вещества

(Ответить) (Уровень выше)

Re: почему сами не сосут сок?
[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 02:57 (ссылка)
сосать - тяжелая работа. У тлей и щитовок очень специализированный ротовой аппарат. не говоря о прочем. Для упрощения можно только инженерный аспект - растения защищены модной кутикулой. под ней сок в трубах. Насекомое-сосальщик напоминает буровую установку - там ланцеты для проходки твердой обкладки и мощный насос для вытягивания жидкости. а у осы - грызущий ротовой аппарат. это челюсти. ими можно хватать добычу, рвать мясо - но никак нельзя сосать сок. Если бы у вас не было орудий, то одними зубами до березового сока не добраться

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: почему сами не сосут сок?
[info]eugz@lj
2009-06-06 06:37 (ссылка)
wow
какая специализация

(Ответить) (Уровень выше)

Re: почему сами не сосут сок?
[info]elga74@lj
2009-06-06 07:12 (ссылка)
"модной кутикулой" - это хорошо :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: почему сами не сосут сок?
[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 07:39 (ссылка)
мощной

(Ответить) (Уровень выше)


[info]twilighshade@lj
2009-06-06 02:31 (ссылка)
Ос это большой полосатый умный мух. Спасибо за зарисовку.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 02:57 (ссылка)
мух это дурной волосатый ос.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drug_indejcev@lj
2009-06-06 03:36 (ссылка)
был бы я птиц, умял бы обоих

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kondybas@lj
2009-06-06 05:49 (ссылка)
- Дэти, ето птиц или риб?
- Ето жяб!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drug_indejcev@lj
2009-06-07 22:15 (ссылка)
если бы я был жяб, тоже умял бы обоих.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bukky_boogwin@lj
2009-06-06 04:18 (ссылка)
А что изображено на двух последних фотографиях? Что, на щитовках паразитируют сами эти Aphytis во взрослом состоянии, а не (или не только) личинки? Или взрослые наездники выводятся на телах щитовок и улетают?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 04:23 (ссылка)
могу предполагать. что самки обследуют поселения щитовок и собираются отложить яйца

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shultz_flory@lj
2009-06-06 04:23 (ссылка)
Спасибо, очень интересно.

(Ответить)

...
[info]nickel1@lj
2009-06-06 04:36 (ссылка)
Осы конкретно крышуют щитовок!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: ...
[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 04:39 (ссылка)
угу

(Ответить) (Уровень выше)

Re: ...
[info]fandaal@lj
2009-06-06 06:31 (ссылка)
даешь восстание щитовок против угнетателей

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ...Красиво, но нереально!
[info]nickel1@lj
2009-06-06 06:37 (ссылка)
Проще найти крышу "подобрее"!:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]soyka62@lj
2009-06-06 04:50 (ссылка)
группы удалённые, а образ жизни сходный. то есть, образ жизни диктуется не родственными связями, а поставленными целями)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 05:34 (ссылка)
ну, с другой стороны, множество родственных видов общественных ос ведут весьма сходный образ жизни

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]soyka62@lj
2009-06-06 05:57 (ссылка)
могут же быть у родственников сходные цели, даже обязательно. а могут быть и не у родственников.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]true_vil_ka@lj
2009-06-06 07:06 (ссылка)
фу! эти гадости съели мои фиалки! я даже глазом не успела моргнуть!
Как они могли попасть в квартиру на 9-ом этаже? Их оса принесла?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 07:39 (ссылка)
нет. осы их не переносят... у щитовок в основном пассивное расселение. то есть маленькие их личиночки просто не видны глазом. незаметны, а потом, когда они размножатся - тут-то и спохватываются. То есть фиалки вы купили уже со щитовками

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deodan@lj
2009-06-06 08:15 (ссылка)
интересно было бы попробовать осиного мёда. кажется, он должен быть острее.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 13:00 (ссылка)
не знаю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lucas_v_leyden@lj
2009-06-06 12:25 (ссылка)
А эти деятели на девятой фотографии снизу, с лапками и усиками - это тоже щитовки? Мы, сельскохозяйственные рабочие, зовем таких мучнистым червецом, а щитовками называем только тех, кто малоподвижен во взрослом состоянии. Оса, жрущая их - большой друг человека, в теплицах их иногда используют для сокращения поголовья паразитов растений.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 13:02 (ссылка)
да, это я несколько смухлевал. Фото червецов и щитовок вместе пустил, без оразделений и объяснений

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eldhenn@lj
2009-06-06 12:44 (ссылка)
А на первых фотографиях все полисты? И красные, и чёрно-жёлтые?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-06-06 13:02 (ссылка)
да

(Ответить) (Уровень выше)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!
[info]xeus_top_98@lj
2009-06-16 06:29 (ссылка)
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса (http://xeus.ru/top/) самых обсуждаемых тем в Живом Журнале (http://www.livejournal.com/).Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

(Ответить)