Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-07-11 12:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Тёрнер и поворот к телу в теории значения
Почитывая книжицы по психолингвистике, набрёл на одну из самых сильных разработок последних лет – теорию значения Марка Тёрнера (Turner, 1994, Design for a theory of meaning; Turner, Fauconnier, 1995, Conceptual integration and formal expression).

Ситуация описывается следующим образом. В современной психолингвистике и семантике идёт «поворот к телу».
В начале ХХ века Фреге и Соссюр создали парадигму, которую можно назвать «чистой мыслью». Возникла формальная теория значения, опирающаяся на логику (Ruthrof H. 1998. Semantic and the body: meaning from Frege to the postmodern; Ruthrof, 2000, The body in language). Выражения «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» приняты Фреге как тождественные по смыслу, а смысл воспринят как нечто ясное, формальное, однозначное. Соссюр рассматривал синтаксис как исключительно внутриязыковое явление, результат отношений сети терминов, без отсылок к внеязыковой реальности. Эти разработки двигали семантику ХХ века.

На этом пути потерялся реальный язык – значительно менее формальный и однозначный, чем ему полагалось быть по этой теории. Сейчас идет поворот к этой языковой реальности – но, известное дело, нет ничего более неуловимого, чем простая очевидность. И вот как происходила эта «телесная революция».

Итак, существовала референциальная теория значения, где значение есть ссылка на объективную внеязыковую реальность. Тогда с одной стороны есть четкая формальная логика операций с символами, с другой – противоречивая, зато объективная реальность. Человеку нет места в этой системе, это язык без говорящего. Здесь же сидят теории искусственного интеллекта – происходит манипулирование символами, а потом, когда символьно результат получен, к нему внешним образом «подтягивается» значение из объективного мира.

Тёрнер рассматривает эту ситуацию и вводит что-то вроде «принципа Протагора»: не может существовать значение, независимое от приписывания его мозгом человека. Отсюда: разграничение объективного и субъективного значения есть просто глупость. В теорию значения надо ввести человеческий мозг.

Вот как строит рассуждение Тёрнер. Различение субъекта и объекта связано с метафорой ящика. Мозг – ящик, объект вне его, а субъективное значение – внутри ящика. Если модель «внутри» похожа на объект, значит, мозг знает объективное значение. Знать – это иметь в ящике готовую модельку. Так решается занятный вопрос – что делают с готовым решением. Как поступают с нерешенным вопросом – эта задача привлекает многих, но немногие думают о том, что делается с готовым решением. Референциальная теория значения говорит: складывают в ящик.

Тогда Тёрнер спрашивает: как референциальная теория объясняет сходство значений у разных людей. Она говорит: из-за копирования одного и того же образца, внешнего объекта. Других причин сходства индивидуальных значений нет. И тогда Тёрнер решает: раз мы теперь отказываемся от субъект-объектного рассмотрения (по принципу Протагора) – мы должны отказаться от метафоры ящика.

Я аплодирую и жду продолжения. Но то, как Тёрнер продолжает, приводит меня в недоумение. Я думал, он скажет: человек не ящик значений, а … Но он сказал: мозг есть ящик неметафорически. Значения в самом реальном смысле находятся внутри мозга. Разные модели разных людей похожи не потому, что у них один объект, основная причина – в устройстве ящика, у них мозги похожи. Искать сходство значений у разных индивидов надо в биологических особенностях мозга.

Я был очень расстроен. Надеялся понять его иначе, но различные продолжатели его мысли завели разговор о нейронах, о кодировании смысла в синаптических сетях, о генетике и обусловленности сходства в устройстве ящика длинным путем биологической эволюции… У нас у всех один биологический субстрат, одна система адаптаций, это кодирует (телесно) основу системы значений, и на эту общую основу наворачивается индивидуальный опыт.

Грубо говоря, мы в первую очередь млекопитающие и приматы, у нас опыт раздельнополых всеядных животных с бинокулярным зрением – вот такие базовые значения заложены в нас, и этим определяется вся наша картина мира. За эту ограниченность перейти нельзя, мы всегда будем познавать мир как приматы, не представляя, как он мог бы выглядеть и что значить для мозга на иной биологической основе.

В другой работе Тёрнер разрабатывает пространственную метафору значения – ментальные пространства имеют сложную геометрию, пересечение полей значений не аддитивно, при совмещении значений образуются особые пространства, а в них особенности, которых не было в исходных значениях… Нет кодирования понятий в словах – языковое выражение дает лишь основу конструкции значения, которое потом происходит.

Это всё очень мило, но… Мне кажется, это очень характерный поворот. Осознав ту простую истину, что различение внешнего и внутреннего не с потолка берется, а создается субъектом, Тёрнер отказался от метафоры «ящика сознания» - чтобы с тем большей уверенностью сказать, что это всё-таки просто ящик. Килограмм мяса надо изучать физиологически, биохимически, картировать синапсы и заняться нейрогенетикой – вот в эту сеть мы и поймаем рыбу значения, которая раз за разом не даётся в руки.

Рутроф из теорий этого направления – его называют «корпореальностью», «когнитивной лингвистикой» - делает дальнейшие выводы: язык сам по себе – пуст, лишь сетка синтаксиса, наброшенная на невербальные знаки – привычные тактильные, обонятельные стимулы, вкусы и звуки, жесты и бурчания, которые представляют корпореальность. Так поход лингвистики «за телом» во славу реального языка привел от «чистой мысли» к физиологии, и не то плохо, что – физиологии, а то, что язык-то опять лишним оказался.

Поскольку такой ход встречается мне не в первый раз и не в десятый, могу предсказать, что эти исследования получат на выходе. В результате очень сложных работ всех этих биохимиков и нейрогенетиков в сети будет поймана очень зубастая рыба. С удивлением её рассматривая, люди поймут, что им ничего не остается, как назвать пойманное «значением». Ведь если ставили ловушку на значение и что-то поймали, то чем же чему-то оказаться? А потом остается только обращаться с пойманным как со значением.


(Добавить комментарий)


[info]hgr@lj
2005-07-11 05:57 (ссылка)
вот хорошая штука, из последнего их:
G. FAUCONNIER, M. TURNER, The Way We Think. Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities (N. Y., 2002).

есть кое-что на сайтах того же Фоконье.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-07-11 07:56 (ссылка)
Библиографическое указание такое видел, но спасибо Вам за рекомендцию.

(Ответить) (Уровень выше)

во:
[info]hgr@lj
2005-07-11 06:19 (ссылка)
http://cogsci.ucsd.edu/~faucon/

(Ответить)


[info]109@lj
2005-07-11 13:24 (ссылка)
Разные модели разных людей похожи не потому, что у них один объект, основная причина – в устройстве ящика, у них мозги похожи.

а мозги похожи, потому что формируются одинаковыми внешними объектами. на колу мочало, начинай сначала.

(Ответить)


[info]bowin@lj
2005-07-11 19:30 (ссылка)
тема Хомского - язык как отражение "естественной структуры" мозга и генетическая предрасположенность к языку. я вижу здесь интересную сцепку.

иное дело: значение есть несомненно эмерджентный феномен, который невыводим из знания нейрофизиологических процессов, ему соответствующих
и еще - я не понимаю, почему все так настойчиво говорят только и исключительно о мозге (имея ввиду головной)? спинной и переферическая нервная система, я уверен, участвуют в высшей нервной деятельности не менее. и весьма вероятно, что часть смысла содержится не в коре головного, а в мизинце левой руки

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-07-12 07:25 (ссылка)
Да, я об этом тоже думал. Как раз сейчас у dennett идет дискуссия об аборте, и там автор определяет душу и проч. - через нервный субстрат, и преимущественно через головной мозг. Я тут же подумал - сколько там кроме головного, а гуморальная система, а если добавить... в общем, не успел остановиться, как вынесло меня на весь организм. Оглянувшись, понял, что можно вроде бы говорить о мозге по поводу интеллектуальной деятельности, но интеллект - это не весь человек. а даже если учесть эмоции, вынесет за пределы нервной системы, а добавить волю - вообще весь организм включать надо. Что же, душу чтоли без эмоций и воли рассматривать... Так что мне эти нейроцентричные подходы очень не нравятся. Другое дело. что эти ненравления ничего не стоят. Тренд уже достаточно определился - будут искать разум, значение, душу и смысл среди синапсов и генов. Еще очень долго. Что-то найдут, запутаются в словах, научатся применять. поймут. что это не то, но применять станут еще шире... Да что я рассказываю - это уже столько раз было...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2005-07-12 08:01 (ссылка)
и то - весьма вероятно, что в интеллекте только простейшие формальные операции (а ля машина Тьюринга) идут в коре, а уже интеллектуальное творчество, инсайт - где-то еще
кое-что, конечно, из этого проекта выйдет - но главная сущность так и останется неухватываемой, примерно так, как нельзя поймать иррациональное число в сетку дробей

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bowin@lj
2005-07-12 08:06 (ссылка)
кстати, о числах, и о том, что "за ограниченность перейти нельзя, мы всегда будем познавать мир как приматы":
http://www.livejournal.com/users/bowin/326276.html?thread=2383236#t2383236

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bowin@lj
2005-07-12 08:11 (ссылка)
по поводу дискуссии об абортах: меня, кстати, гораздо больше задело вот это:
http://www.livejournal.com/users/bars_of_cage/67612.html
это и к вопросу о том, что не все ловится сеткой разума

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-07-12 10:51 (ссылка)
А, пост bars_of_cage... Да, великолепно написано, добрый пост. Реакция у человека хорошая, правильная.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2005-07-12 15:08 (ссылка)
и после этого любые рациональные доводы про-контра уже не очень хочется читать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-07-13 02:20 (ссылка)
Да, у него там вначале очень характерная фраза - что "промотал не глядя" пост dennett об аборте. Пост очень хороший, очень умный - а "промотал". Ему уже не надо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]turbik@lj
2005-07-12 07:39 (ссылка)
За эту ограниченность перейти нельзя, мы всегда будем познавать мир как приматы, не представляя, как он мог бы выглядеть и что значить для мозга на иной биологической основе.

Запросики у Вас, однако =)

А меня всеядный примат устраивает. Я еще в той истории экзистирую, которая пока мир и на уровне этих самых приматов не осознала (познать-то да, многое смогли, осознать - копейки).

Тут, по-моему, очень подходит метод обсервативной психологии (см. Зильберман) - искать не там, где "есть", а там, где "светло". Тело - высвеченная часть экзистенции. А язык, кстати, куда как темнее. Пусть подождет покуда, "лишним" побудет. Авось через тело какие ключи подберутся.
Самое главное-то все равно под замком без ключа.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-07-12 10:48 (ссылка)
Пожалуй, это Вы точно сказали... меня как раз всегда раздражали попытки искать, где светло, а не где потеряли. Насчет того, что плясать надо "от тела" (высвеченная часть экзистенции) - это доброе дело. Только вот беда - редко кто понимает, что такое тело. Начинают всякую чушь лепить - опять же, от фонаря, где светло...

(Ответить) (Уровень выше)