Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-09-10 08:39:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Когнитивный усилитель и передача мыслей
http://nature-wonder.livejournal.com/186447.html
"Нейробиолог профессор Allan Snyder ... утверждает, что каждый из нас обладает возможностями, которые демонстрируют так называемые саванты (люди с экстраординарными способностями). В нормальном мозге эти возможности присутствуют, но подавлены высокоуровневой обработкой информации, организующей целостное смысловое восприятие. У савантов же доступ к сырым, необработанным данным не блокирован, и они пользуются непосредственно тем, что содержит мозг. Чаще всего такой открытый доступ сопровождается аутизмом, хотя и не всегда. [Например, умственно и психически здоровый Orlando Serell стал помнить подробности каждого дня своей жизни после того, как в возрасте 10 лет ему в голову попал бейсбольный мяч.]


http://5-14-1.livejournal.com/40605.html Заблудившийся

У обычного человека top-down блокировку можно временно снять методом низкочастотной транскраниальной магнитной стимуляции. Снайдер является директором Centref or the mind в Сиднее, где проводятся эксперименты с добровольцами. Магнитные импульсы направляются в левую переднюю височную долю (LATL) испытуемых, после чего у них наблюдаются улучшения способностей в рисовании, чтении и счете. LATL участвует в семантической обработке и формировании категорий. Магнитное воздействие в чем-то аналогично временному разрушению этой области. В результате, как предполагает Снайдер, высвобождается активность правого полушария, и человек начинает воспринимать поток низкоуровневых данных, идущих оттуда. Кратко его гипотеза и опыты описаны в статье:

Explaining and inducing savant skills: privileged access to lower level, less-processed information - Phil. Trans. R. Soc. B, 2009 [http://rstb.royalsocietypublishing.org/content/364/1522/1399.full]

Больше информации на сайте. Снайдер считает, что фотографическая память, перемножение чисел в уме, умение хорошо рисовать и прочие способности савантов – свойства, характерные для любого мозга. За исключением того, что саванты имеют к ним доступ, а у остальных он перекрыт активностью левого полушария. Но гипотетически можно научиться воздействовать на мозг таким образом, чтобы снять искусственное торможение и получить эти удивительные возможности. Если Снайдер прав, нас ожидают времена, когда в распоряжении людей появится когнитивный усилитель и они будут использовать его в своей деятельности. Не исключаю, что это приведет к девальвации прошлых произведений искусства – их уровень станет достижим для многих."

--------------------
http://www.membrana.ru/articles/health/2010/09/09/122300.html
Учёные из университетов Юты (U of U) и Вашингтона (UW) мечтают разрушить стену, окружающую больного с "синдром запертого человека" (locked-in syndrome). Вследствие ряда повреждений нейронных путей такой пациент не может говорить и двигаться, хотя полностью всё осознаёт и способен моргать.

Зачастую только движение глаз и позволяет несчастным давать на вопросы самые простые ответы — да или нет. В новой работе исследователи расширили этот примитивный словарь до 10 слов. В дополнение к указанным выше это "горячо", "холодно", "голод", "жажда", "здравствуйте", "до свидания", "больше" и "меньше".

В качестве подопытного американцы использовали добровольца, которому уже была сделана временная краниотомия. Этот пациент страдает тяжёлой формой эпилепсии. Размещая электроды на коре головного мозга, медики рассчитывают однажды установить точки, вызывающие припадки. Последующая хирургическая операция, возможно, решит проблему.

Ну а пока череп оставался вскрытым, экспериментаторы воспользовались случаем, чтобы изучить другие участки. Специалисты решили, что запись картины активности нейронов расскажет им — где в мозге рождаются конкретные слова.



Ранее уже было показано, что при помощи электроэнцефалограммы, снимаемой "мозговой шапкой", можно успешно управляться с настольной игрой, соединять мозг с мозгом, играть в оркестре и командовать андроидом. Но в тех случаях приборы располагались снаружи человека. Физическое проникновение под черепную коробку способно дать исследователям больше информации.

Важно, что для своего опыта учёные использовали ранее созданный в университете Юты "бережный" массив микроэлектродов (microECoG) для электрокортикографии (они и показаны на снимке выше). Эти устройства не проникают в мозг, а лежат на его поверхности и чувствуют потенциал поля, формируемого нейронами.

А ещё новые электроды намного меньше использовавшихся ранее и отстоят друг от друга на расстоянии всего в один миллиметр, что позволяет регистрировать сигналы с более высокой избирательностью.

Исследователи поместили два массива по 16 таких микроэлектродов (квадратики 4 х 4) в две зоны мозга. Первая — лицевая моторная кора, управляющая движениями рта, губ, языка, в общем – мышц, участвующих в речи. Вторая — зона Вернике, связанная с восприятием и распознаванием слов (она работает при произнесении их самим человеком).

В течение четырёх дней подряд с больным проводили по часу занятий. Пациент произносил по указке учёных одно из десяти слов, каждое от 31 до 96 раз. Изучив набор импульсов, авторы эксперимента установили для каждого слова наиболее репрезентативный рисунок активных электродов. А чтобы проверить догадки, американцы провели несколько тестов на угадывание слов.

Считывание с массива из моторной коры в соответствии с ранее опознанными наборами "индивидуальных" для каждого слова электродов позволило верно определять эти самые слова в 85% случаев. Работа только с зоной Вернике дала лишь 76% точности.

Любопытно, что комбинация сигналов из двух областей на качество определения не повлияла. Стало быть, зона Вернике тут мало что даёт. Кстати, когда испытуемый произносил слова, его моторная кора была гораздо активнее, чем зона Вернике, а когда слушал — последняя резко подключалась.

Этот принцип — "подсмотреть, запомнить, сравнить" — использовался и ранее для таких опытов, как извлечение из голов испытуемых чисел и фотографий, увиденных текстов, услышанных слов, пространственного положения и стиля художника.

И не столь важно, какую именно технологию считывания применяют новаторы — магнитно-резонансную томографию или съёмку электрокортикограммы. Главное – распознать активность тех или иных групп нейронов в разных отделах коры с желаемой точностью.

Потому далее наши герои вычислили в каждом из двух массивов microECoG по пять контактов, перемены в сигналах которых оказались наиболее яркими при смене слов. Опираясь только на них, учёным удалось довести точность регистрации заранее выбранного слова до 90%.

http://www.unews.utah.edu/p/?r=062110-3

http://iopscience.iop.org/1741-2552/7/5/056007

Для реализации идеи мысленной речи необходимо записывать импульсы от всех электродов сразу и выявлять характерные рисунки активности нейронов среди образцов, наложенных один на другой. Попробовав это, изобретатели технологии получили точность 28% для регистрации со всех электродов "оптом" и 48% для регистрации сигналов только от "лучших" пяти электродов microECoG.

Эти числа явно выше десяти процентов попаданий, которые следуют из теории вероятности, если бы распознавание слов было чисто случайным. Но этого уровня, конечно, ещё мало для организации полноценного считывания речи.

Брэдли Грегер (Bradley Greger) из университета Юты, специалист по биоинженерии и один из авторов нынешнего эксперимента, говорит: "Мы получили доказательство концепции — сигналы из мозга можно с некой долей вероятности перевести в слова. Но мы должны обрабатывать больше слов с большей точностью, прежде чем это будет полезно для пациента".

...Со слов Брэдли, следующий шаг группы — построение массива microECoG со 121 электродом (11 х 11). Они помогут получить огромное количество информации, что, вероятно, будет означать больше распознаваемых слов.

Со временем данная техника может воплотиться в беспроводный чип-имплантат (наподобие этого прототипа), который по радиоканалу передаёт на компьютер сигналы активности нейронов, чтобы PC воспроизводил сказанное в мыслях. Первая такая серийная система станет действительно революционной.


http://a-str.livejournal.com/446762.html


(Добавить комментарий)


[info]zanuda@lj
2010-09-10 01:48 (ссылка)
Что-то этот когнитивный услитель больше на разрушитель высокоуровненвой обработки похож. Я бы не рискнул.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kosilova@lj
2010-09-10 04:26 (ссылка)
Основная идея, насколько я поняла ее, в этом и есть. "Разум уже задавил все на свете своими асбтрактными понятиями. Надо возвращаться к непосредственным переживаниям (=низкоуровневая обработка). И будет щастье".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zanuda@lj
2010-09-10 04:27 (ссылка)
Что-то меня от этого ужас берет - как от лоботомии

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kosilova@lj
2010-09-10 04:31 (ссылка)
Успокаивает то, что обещают вернуть все на место :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]catta@lj
2010-09-10 05:15 (ссылка)
ТМС-воздействие вполне обратимо, так что высокоуровненвая обработка после выключения девайса опять возможна.

(Ответить) (Уровень выше)

re: каждый из нас обладает возможностями
[info]roman_kr@lj
2010-09-10 03:35 (ссылка)
Вот пример - как в теннисе(баскетболе, футболе) добиться чтобы мяч после удара попал в заданную точку?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: каждый из нас обладает возможностями
[info]anny_key@lj
2010-09-10 04:00 (ссылка)
"Умение кидеть мяч". Кир Булычев.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: каждый из нас обладает возможностями
[info]roman_kr@lj
2010-09-10 07:19 (ссылка)
Спасибо, хороший рассказ.Там все правильно - надо представить как мычик летит куда надо и проводить его взглядом . В теннисе ето называется follow up...

(Ответить) (Уровень выше)

Re: каждый из нас обладает возможностями
[info]anny_key@lj
2010-09-10 04:00 (ссылка)
Кидать, конечно же.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: каждый из нас обладает возможностями
[info]turchin@lj
2010-09-10 10:28 (ссылка)
а я думал, это неологизм, объедняющий слова "видеть " и кидать" - и целую теорию непрерывного переживания/действия за ним представил

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: каждый из нас обладает возможностями
[info]anny_key@lj
2010-09-10 14:34 (ссылка)
Я вам даже немного завидую. Не умею так думать, все линейное обычно и мелкое.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: каждый из нас обладает возможностями
[info]turchin@lj
2010-09-10 18:12 (ссылка)
если бы вы знали другие мои особенности и проблемы, то , вероятно, перестали бы завидовать:)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: каждый из нас обладает возможностями
[info]anny_key@lj
2010-09-11 01:28 (ссылка)
Ну я ж завидую немного, и белой завистью, это можно.

(Ответить) (Уровень выше)

Вопросы.
[info]idvik@lj
2010-09-10 03:55 (ссылка)
Я понимаю, что это все для бедных, несчастных людей, но не видно что бы люди думали тут над другими вопросами.
А я вот думаю у меня есть очень важная работа, допустим помощь людям, и вот мне предлагают, некий
усилитель неважно магнитно-резонасный, химический, наркотический, или особый витамин.
И есть гарантированная возможность сделать важную для меня работу, быстро и хорошо и без негативных последствий в обозримом будущем.

Очень серьезная проблема , могу ли я считать себя человеком.
Ну конечно я сейчас пью кофе и курю и я тоже об этом думаю,но тут опыт есть заплачу гипертонией и раком легких, а вот если стимулятор усилитель , а платить не придется в размере лет 75.

(Ответить)


[info]ex_kosilova@lj
2010-09-10 03:56 (ссылка)
что-то не поняла по описанию, исследовали мозг только одного человека? Тогда, скорее всего, у других будет другой рисунок, у каждого свой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]nizgoraev@lj
2010-09-10 04:18 (ссылка)
конечно, тем более часть сигналов вызвано вовсе не деятельностью мозга а сдвигом шапочки, например, во время говорения, ЭЭГ - штука весьма ненадежная

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kosilova@lj
2010-09-10 04:24 (ссылка)
Помехи от шапочки, поди, отсечь можно - они ж на всех электродах будут синхронные.
Но в целом, насколько поняла, все это пока очень ощупью и очень впотьмах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nizgoraev@lj
2010-09-10 04:58 (ссылка)
нет, синхронными они не будут, слишком малый диапазон и большая чувствительность (за счет усилителя, конечно), например на моргание и поднятые брови будут реагировать электроды лобной части, плюс моргание будет вызывать всплеск альфа-ритма - отсюда затылочная часть активизируется, в общем, много всего нужно учитывать, любопытно было бы мнение специалиста услышать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kosilova@lj
2010-09-10 05:05 (ссылка)
У меня знакомые этим занимаются. В общем, я так поняла, что помехи отсекать научились - и с мышц, и с глаз, и от сердца, и наводку 50 Гц от сети :). Там же потом компьютерная обработка всего этого идет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivri@lj
2010-09-10 04:56 (ссылка)
в карнеги-меллоне решали схожую задачу
Там утверждалось, что данные, снятые с множества людей, применимы к отдельной личности:
Are representations similar across people?
Can we train classifier on data from a collection of people, then decode stimuli for a new person?
YES: We can train on one group of people, and classify fMRI images of new person.
Therefore, seek a theory of neural representations common to all of us (and of how we vary).
http://www.cs.cmu.edu/%7Etom/pubs/fMRI_public_May2009.pdf

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivri@lj
2010-09-10 04:53 (ссылка)
Я недавно наткнулась на статью из CMU http://www.cs.cmu.edu/%7Etom/pubs/fMRI_public_May2009.pdf
Там при помощи fMRI снимали активность участков мозга при подаче определенных стимулов.
Они создали обучающую выборку (соответствие активности конкретным концептам-стимулам), обучили на ней что-то вроде SVM. В результате они определили, что данные, собранные с множества людей, применимы к одному человеку, а также, что можно с достаточно большой долей вероятности "распознать" по образу мозга концепт, о котором человек подумал (конечно, при условии, что обучающий алгоритм уже имел в базе этот концепт).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aosypov@lj
2010-09-10 16:32 (ссылка)
"обучающий алгоритм уже имел в базе этот концепт" :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivri@lj
2010-09-10 17:08 (ссылка)
имеется в виду, что для этого понятия имелись снятые картины активности мозга и классификатор (типа SVM) был на нем обучен
последующая задача - аппроксимация, то есть для снимка, о котором классификатор пока не знает, определить, к какому классу он принадлежит

(Ответить) (Уровень выше)

Жалко, у нас доктор уволился. Как раз любил магниты.
[info]sanitareugen@lj
2010-09-10 08:04 (ссылка)
Иногда помогало. Очень меня впечатлило, как (с малой моей помощью, похвастаюсь...) вытащили молодого человека, по поводу которого зав.отделением уже с мамой его беседы начала вести, по поводу - не пора ли отключать...
Вот он, доктор, ухватился бы...

(Ответить)


[info]true_vil_ka@lj
2010-09-10 10:29 (ссылка)
С вживлённым чипом полная фигня, не нужен там никакой чип ни вживлённый, ни одетый на голову. И так можно достать кого угодно, а отсутствие правового поля в применении этой фигни не даёт жертве никакого шанса на избавление : или так и живи, или отправляйся в психушку. Ни один психиатр не "заподозрит" подобного воздействия, даже если человек сможет справиться с "интервенцией", наружу ему сказать нет чего и нет кому.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]misha_makferson@lj
2010-09-10 16:48 (ссылка)
Так это же для удобства и комфорта будет сделано. Вульгарный бизнес и никакой конспирологии. Чем плохо управлять телевизором, компьютером и чем черт не шутит автомобилем силой мысли?
Сотовые телефоны ведь сами покупаем, ещё некоторые экзальтированные личности кредиты берут на статусные модели.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]misha_makferson@lj
2010-09-10 16:45 (ссылка)
>В нормальном мозге эти возможности присутствуют, но подавлены высокоуровневой обработкой информации, организующей целостное смысловое восприятие.

Гм, лучше бы подумали как вот эту самую высокоуровневую обработку разогнать, расширить и углубить. По моему для практики больше толку будут.

(Ответить)


[info]marina221613@lj
2010-09-11 01:16 (ссылка)
"В качестве подопытного американцы использовали добровольца, которому уже была сделана временная краниотомия. Этот пациент страдает тяжёлой формой эпилепсии."
А разве это заболевание до сих пор не лечится?

(Ответить)

оффтопик
[info]ptitza@lj
2010-09-13 11:07 (ссылка)
Вы любите разные игрушки, вот у Маринни сегодня. Кажется, Вы к ней не заглядываете.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: оффтопик
[info]ivanov_petrov@lj
2010-09-13 11:12 (ссылка)
спасибо. слишком много всего, просто не успеваю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oleg24@lj
2010-09-14 02:51 (ссылка)
"Магнитное воздействие в чем-то аналогично временному разрушению этой области."
Напомнило о самотрепанации,которую практиковали инки.Да и до сих пор некоторые делают.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-09-14 10:21 (ссылка)
я очень смутно это помню. Это от каких болезней помогает7

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oleg24@lj
2010-09-14 11:13 (ссылка)
От внутречерепного кровотечения может помочь
http://www.anomaliy.ru/article/18738/453
Кто-то делает сам себе от головной боли, для повышения интеллекта (как раз подходящая под пост причина), просветления,чтоб обрести дар ясновидения.
http://en.wikipedia.org/wiki/Trepanning
http://www.uznaete.ru/2009/mozhno_li_vysverlit_otverstie_vo_lbu_chtoby_oblegchit_golovnuyu_bol.html
http://blogs.privet.ru/user/freevator/35574407

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-09-14 11:51 (ссылка)
я думал, для снижения внутричерепного давления. Ну, видимо, что-то вроде.

(Ответить) (Уровень выше)