Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2011-02-20 19:52:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Освежеванный воздух зимы
Известное дело, где прятаться от всевидящего ока. Зеркало, что отражает весь мир - не видит, что у него за спиной; прятаться надо за зеркалом. Разум - такое зеркало, и ничего он не видит у себя за спиной. Потому ставлю ловушки, планируя неразумные действия. Нельзя прочитать всё, посмотреть все фильмы и т.п., всегда выбираешь, знакомишься, берешь фигуру, вертишь в руках - решаешь: нет, этого мне больше не надо. Так - разумно. И в качестве засады на себя я скачиваю многие книги в читалку и потом - раз уж закачаны - читаю, несмотря на решение не читать. Так можно зайти за спину разуму, проверить, верно ли он нарешал за тебя.

Книга Быкова о Пастернаке.
...
(Я сначала рассказал, что понравилось, потом поругался. А зря. Хорошая книга. Ну, не по моей части. Интересно написано всё то, что я не хотел бы знать о Пастернаке. И даже смешно ждать, что автор хотя бы отдаленно упомянет то немногое, что мне интересно - и о чем я говорить не собираюсь)
...
- Я только вспоминал, что чувствовал о Пастернаке. Совершенно необязательные странности.

Автору романа, ему не предназначавшегося

Все знают, видели эту картину великана. Он бредет через море, море ему до коленей. Движется неторопливо - вода непроглядна, оскользнешься на дне, потому идёт медленно. Голова теряется в облаках и солнце, почти не видно. Если хочет что-то разглядеть - ему надо нагнуться, тенью укрывая мир, сгибается и вглядывается. Так ребенок пускает кораблики в весенней луже, увлеченный игрой, видит весь мир великаньим подобьем. Холодная вода заливает в сапоги, - дела нет: проводит кораблик тесным проливом. Великан смешон: он женат, боится начальства, его ругают, нельзя терять работу, выбрать хорошую колбасу, что ты опять принес. Ребенок нелеп - только что вёл флотилию, и вдруг - отруган, виноват в мокрых ногах, в возможной простуде, в глупых забавах. Уже большой, пора уж соображать. Великана очень трудно увидеть: слишком велик.

Отличие таланта от гения в невидимой составляющей. Как и талант, гений будет работать, развивая стиль, слог, себя, прорываясь кто в ясность, кто в яркость. Но талант этим и исчерпан: великолепное умение. Гений же выражает того великана. Тот сквозь крошечную фигурку вглядывается в жизнь, этот вынужден терпеть, что сквозь него смотрит наружу огромный глаз. Требуется сила выговорить огромные слова и сила - видеть с той высоты. Для всех же других он, конечно, нелеп и много мнит. Будто уж прямо история за ним так и следит, хотя - кому нужен. Хотя - да, конечно, талант - не отнять, он - умеет.

Чужой великан, не свой гений, несоответственный. Как раз такая романтическая картина гениальности - не о Пастернаке. Ему не годится. Всё время у меня чувство, что по каким-то причинам великан был вынужден говорить и смотреть сквозь него, а он - не годился. Он совершенно не плох, он великий талант, он совершенно замечателен, ну просто он не из великанов. Но - пришлось. Тот в него говорил, и почти ничего не могло донестись. Десятилетия шли - там в нечего отыскивать, там только талант, только отличный поэт. Очень медленно и огромной его работой стали под конец доноситься какие-то низкие звуки, так и не сложившиеся. Практически не разобрать, что же говорил тот великан, что вынужден был, смешно согнувшись, уместиться в строфу. Он там был, великан, но я не уверен, удалось ли ему вымолвить отчетливо хоть слово. И человек не виноват - он старался, как мог, но что-то не совпадало - тип? Может быть, тип.


(Добавить комментарий)

всё то, что я не хотел бы знать о Пастернаке
[info]vlad_dolohov@lj
2011-02-20 14:13 (ссылка)
Быть может, все дело не в слове "что", а "от кого"?.. Ну, скажем, если бы подобное рассказал не Быков, а Вознесенский, - Ваше доверие и интерес были бы большими?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: всё то, что я не хотел бы знать о Пастернаке
[info]ivanov_petrov@lj
2011-02-20 14:14 (ссылка)
Мне трудно придумать такую книгу, но, скорее всего, доверие и интерес были бы меньше.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

просто вынужден уточнить
[info]vlad_dolohov@lj
2011-02-20 14:18 (ссылка)
Из-за нелюбви к Вознесенскому? Или из-за чрезмерной любви последнего к Борису Леонидовичу?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: просто вынужден уточнить
[info]ivanov_petrov@lj
2011-02-20 14:20 (ссылка)
Нет, ни то, ни другое. Мне затруднительно назвать причину. Я попытался по Вашей просьбе представить несозданную книгу - и ответил. Если бы там был какой-то простой ответ в стиле "мне у него нос не нравится" - я бы так и сказал, но такого ответа нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Жаль)))
[info]vlad_dolohov@lj
2011-02-20 14:27 (ссылка)
Прошу простить мне невольную назойливость: я всего лишь пытался найти дополнительные доводы и стимулы для того, что бы прочесть, наконец, нашумевшую книжку Быкова. Их я не находил ранее. Не нашел и у Вас.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Жаль)))
[info]ivanov_petrov@lj
2011-02-20 14:31 (ссылка)
Мое мнение - не важно. То есть: можно читать, можно не читать. Книга хорошая, читая, вряд ли будете совсем уж всё время плеваться. Книга не выдающаяся: не читая, ничего не потеряете. Интересно и живо рассказан огромный объем сведений, который проработал автор. Много собственных рассуждений, если нравится "слушать Быкова" - там много хороших мест. И про революцию, и про разных поэтов. Кстати, мне более всего были интересны эти отзывы о поэтах. Их можно было не давать - ну, совершенно не обязательно знать мнение об Ахматовой, и о многих других - но мне было более всего интересно. быков - отличный профессионал, и он смотрит на поэтов профессиональным взглядом. Это как замечания хорошего плотника о других мастеровых - я не уверен, что всегда его понимаю, правильно оцениваю, да и не важно - просто этакая хватка ремесленная. Профессиональная.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lrudman@lj
2011-02-20 14:22 (ссылка)
>читаю, несмотря на решение не читать
да, удивительно точно подмечено. И, разумеется, не только по поводу чтения/смотрения.
Принимается некое решение - по результатам размышлений, иногда и очень долгих. Обоснованное, взвешенное, со всех сторон правильное...
А потом - р-раз! - и спонтанно поступил наоборот. Или - вообще - вбок...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-02-20 14:59 (ссылка)
Бывает. Совершение неразумных поступков - совсем не редкая вещь.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]petsen@lj
2011-02-20 14:39 (ссылка)
Ты держишь меня, как изделие,
И прячешь, как перстень, в футляр.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]petsen@lj
2011-02-20 14:56 (ссылка)
Мне кажется, важно, что великан там был. После этого уже не так важно, что именно было сказано.
"я сказал тебе Все что хотел. До встречи Пока ты придешь в себя".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-02-20 14:58 (ссылка)
Менее всего я хотел бы указывать другим, что считать важным, а что - нет. Это не более чем мое впечатление. Причем я - разумеется - совершенно недостаточно знаю материал. Просто у читателя есть право высказываться на темы, в которых он мало знает - такая читателю дана благодать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]petsen@lj
2011-02-20 15:08 (ссылка)
Опять я сказала резче, чем хотела. Конечно, не имела в виду указывать.
Просто --интересно: слова у него не такие, но за ними так ясно слышны громы и раскаты. А ведь это мало у кого, чтобы не легкий и солнечный дар, а вот так.

У меня очень сложные отношения с Пастернаком. Перепадами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

У меня очень сложные отношения с Пастернаком
[info]vlad_dolohov@lj
2011-02-20 17:51 (ссылка)
Это связано с конкретными текстами или с тем новым, что вы узнали о личности БЛ и его жизни?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: У меня очень сложные отношения с Пастернаком
[info]petsen@lj
2011-02-20 20:01 (ссылка)
С текстами. Он мне очень нравился в раннеподростковом возрасте, когда о его жизни и личности я знала меньше чем ничего.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Обрадовали Вы меня
[info]vlad_dolohov@lj
2011-02-20 20:07 (ссылка)
Чаще случается иное - вот прочитал я Быкова(Тютькина, Шниперсона) и сразу понял, что это за человек, и вся его поэзия тут же перестала для меня существовать... А отношения с текстами(даже если они сложные и разные) - это уже отношения иного порядка.
Спасибо за ответ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Обрадовали Вы меня
[info]petsen@lj
2011-02-21 01:02 (ссылка)
А прочитав Быкова, нельзя понять, что это за человек;) Книжка неплоская. Зато получается простить неудачное и программное, и многое хочется перечитать. Так у меня вышло, по кр. мере.

(Ответить) (Уровень выше)

В тему?
[info]natchalnik@lj
2011-02-20 15:30 (ссылка)
Если это кому-то интересно. Покойный В.В. Леонович рассказывал мне, что он как-то пытался поговорить с Б.Л. об антропософии. Но тот как-то очень ловко увёл разговор в сторону. В.В. больше к этой теме в своих немногочисленных разговорах с Б.Л. не возвращался...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: В тему?
[info]ivanov_petrov@lj
2011-02-20 15:33 (ссылка)
У Быкова написано, что Пастернак старался держаться в отдалении от любого эзотеризма. Мне Леонович рассказывал, что находит в последних циклах Пастернака очень сильное выражение антропософии и Б.Л. прошел через что-то вроде внутреннего посвящения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: В тему?
[info]sergius_v_k@lj
2011-02-20 17:22 (ссылка)
Пастернак входил в молодости в группу поэтов, которую выводил в люди Белый (вместе с Эллисом). По совету Эллиса один их них - А. Сидоров, перевел "Тайны" Гёте. Через десять лет Пастернак вступил с ним в состязание и, конечно, выиграл - его перевод "Тайн" лучший. В той же группе был Юлиан Анисимов (перевел Моргенштерна, драмы Штейнера и т.д.). Поэтому все гётеанство в "Живаго" вполне сознательный выбор.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]avrukinesku@lj
2011-02-20 15:55 (ссылка)
А зачем великану было сморщиваться до такого жалкого состояния, если всегда под рукой был О.М.? Или после того, как не углядел за ним, пришлось перебиваться, так сказать, чем бог послал?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-02-20 15:58 (ссылка)
А великан в мире, такое дело, не один.

(Ответить) (Уровень выше)

Освежеванный ??
[info]true_vil_ka@lj
2011-02-20 19:34 (ссылка)
в смысле свежежёванный? Тут недавно по ВВС огорошили, говорят: "Когда Вы будите пить воду помните, что эту воду уже пило много других людей!" И Вы туда же, да? А то, что конец зимы, авитаминоз и нервы женские уже ни к чёрту - это всё финики, да? Прям вероломство какое-то! Ужжас!

(Ответить)


[info]idvik@lj
2011-02-21 07:49 (ссылка)
<<<<Все знают, видели эту картину великана.>
Очень хорошо, именно что все видели,отличная метафора обычной . человеческой жизни вовсе.не гения,дело в размерности.
Так ведь если потерпеть,этот огромный глаз,сразу видно.что живешь в мокрых носках,и с не той колбасой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-02-21 09:19 (ссылка)
к сожалению, видно

(Ответить) (Уровень выше)