Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-08-09 13:22:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мистицизм в довоенном Союзе
Нашел книгу А. Никитина «Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России» (2000). Автор занимается историей анархистов и тамплиеров в 20-30-е годы, добрался до архивов НКВД-КГБ и по ним смог выяснить многое. Доносы и допросы… Автор смог найти последних участников разных мистических движений – или их родственников, и какие-то ниточки от следственных бумаг удалось связать с живыми людьми.

Разумеется, пользование такими источниками – а где взять другие? – наложило определенный отпечаток. Прежде всего замечаешь историю интеллигентских кружков 20-х годов – множество течений и направлений, сливающихся и ссорящихся. И надо всем – всевластная тайная полиция. И потому ссорящиеся пишут печатные и рукописные доносы друг на друга – с одной стороны, а с другой – лидеры многих течений, стремясь легализоваться и обезопаситься, идут в НКВД и сообщают о своей деятельности – мол, мы ничего плохого для государства не делаем. Лидеры эти соглашаются на внедрение агентов в свой кружок, сдают документы… Итог всех этих действий один: садятся все, а остальные – расстреляны.

Другая особенность – автор более всего интересуется анархистами (вокруг музея Кропоткина) и тамплиерами. Получается, что движение анархистов было внешней формой существования ордена тамплиеров в России – уж больно тесно они пересекались, и основные фигуры были общие. Но течения переплетаются, и автор рассказывает также о деятельности масонов, розенкрейцеров, теософов и антропософов.

Подробно изложено становление ордена тамплиеров в России – в связи с деятельностью А.А. Карелина. Карелин – анархист и тамплиер, психолог и религиовед, интересовался старообрядцами, в 17-м вернулся из Парижа – и закипел… Выявлены члены ордена – и «близкие», посещавшие собрания на каком-то этапе. Самые известные имена – Флоренский (интересовался тогда практической магией, в ордене не состоял), М. Чехов (тамплиер высокой степени, затем – антропософ), Эйзенштейн (одно время был в ордене), Щюцкий (в ордене). «Подозрения» в тамплиерстве высказываются и в адрес Булгакова.

Подробный рассказ о расколе анархистов и жизни анархистского движения до 30-х годов. С одной стороны – П. Аршинов, секретарь Махно (и агент ГПУ), вместе с Атабекяном, с другой – вдова, С.Г. Кропоткина, и В.Н. Фигнер. Битвы за помещения, расхождения в тактике и стратегии, доносы, чудесные спасения и неизменные посадки. Вплоть до удивительных историй – некий активный анархист сослан в Соловки, а там расстрелян за подготовку организованного бунта заключенных. Среди этих анархистов-тамплиеров М.Н. Жемчужникова, М.В. Дорогова, режиссеры Завадский, Симонов, Смышляев, искусствоведы А.А. Сидоров, Д.С. Недович, В.О. Нилендер, А.С. Петровский, метеоролог Лорис-Меликов, географ А.С. Барков, литературовед Д.Д. Благой и т.д.

Разумеется, книга пестрит фамилиями – одни «широко известны в узких кругах», от других нет даже инициалов. То ли так и было, то ли авторский интерес так лег – больше всего упомянуты математики и театралы с литераторами. Но проходит и биофизик М.И. Сизов – тамплиер и антропософ, вместе с Белым строивший первый Гётеанум, и А.И. Цветаева, и А.Г. Габричевский, и художник Уйттенховен (анархист, теософ, антропософ, но – разочаровавшийся в социальном учении антропософии)… В общем, много самых разных людей.

Описывается символика этих орденов – их было много, с очень красивыми и пышными названиями, ритуалы посвящения, проводка по степеням. Разумеется, в книге нашлось место истории средневековых тамплиеров – автор старается объяснить, что дьяволу они не поклонялись (это не Бафомет, это Иоанн Креститель). Изложение гностических учений – ну, это известно… Демиург Ягве, Эон Мудрости, Эон Любви…

Потом – несколько глав, посвященных отдельным персонам. Небольшая главка о Михаиле Чехове – и удивительный рассказ о московском Сен-Жермене, В.В. Белюстине. Удивительный человек – и судьба странная, хотя, впрочем, в 30-е годы много чего и почудеснее происходило. Одна деталь: 33 год, рядом со зданием на Лубянке московские розенкрейцеры сняли подвал. Там происходят собрания, а в глубоких комнатах – особые тайные действия особо посвященных. Они выбрали место, близкое к расстрельным подвалам Лубянки и – пытаются использовать энергию элементалей, лярв, слетающихся на человеческую кровь. Внешне же всё вполне тихо – члены ордена ходят на экскурсии, собирают лекарственные травы, планируют сделать плантации, проводят эксперименты в области галлюциногенов, ароматов, мазей… (Маргарита? Бал Сатаны - оттуда?). Причем «Сен-Жермену» удается долго оставаться в стороне от расстрельных подвалов, пока его не берут, наконец, в далеком Душанбе, только в 1940-м. Сфабрикованы результаты дела – а под конец он отказывается подписать бумагу, добивается встречи с прокурором и доказывает (!), что обвинение (одно из) – липовое. Он не был и не мог быть шпионом… Получил десятку и погиб в неизвестно каком году – нету сведений о смерти Сен-Жермена…

Потом в книге большой раздел – из рукописного наследия русских тамплиеров. Орденские легенды… В общем, красивые, хотя и не дотягивают до тех, что опубликовал Платоник:
http://www.livejournal.com/users/platonicus/132935.html
http://www.livejournal.com/users/platonicus/133301.html
http://www.livejournal.com/users/platonicus/133491.html
http://www.livejournal.com/users/platonicus/133669.html
http://www.livejournal.com/users/platonicus/134097.html

Ну и здесь… Сатанаил и Эоны, Агасфер, Атлантида, рассказы о рыцарях Храма… И упоминает автор о «зеленом сундучке», в котором один из тамплиеров хранил документы ордена и легенды, с ними перебрался – чудом! – во вторую половину века, так что автор книги застал еще в наши 90-е истории о том, что цел еще зеленый сундучок, кочует среди молодых тамплиеров, а орден – тайный, так что не добрался до него автор книги, и есть еще неопубликованные легенды московских тамплиеров…


(Добавить комментарий)


[info]kkirsanov@lj
2005-08-09 06:23 (ссылка)
У меня вот эта (http://www.ozon.ru/context/detail/id/1904449/) книга дома лежит.
Всё никак не доберусь.

Автор вто тот же Никитин.

ЗЫ: посмотрите теа раздел "С этим товаром часто покупают" ;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-09 06:50 (ссылка)
Да, уж сколько было шуток по поводу этой удивительной опции - с этим часто покупают... Позор один.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]barnak@lj
2005-08-09 08:48 (ссылка)
Разумеется, пользование такими источниками – а где взять другие?

Это... год назад , примерно, видел в книжном на Полянке протоколы допросов тамплиеров и розенкрейцеров. Издано тиражом 200 что-ли экз. Покупать не стал.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-09 08:49 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mratner@lj
2005-08-09 11:37 (ссылка)
Спасибо, очень интересно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-09 12:48 (ссылка)
рад

(Ответить) (Уровень выше)


[info]miram@lj
2005-08-09 15:39 (ссылка)
Очень интересно, спасибо. Одного не понял: при чем тут анархисты?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-09 15:47 (ссылка)
Это не изложение теории. а факт социальной жизни. Разумеется, можно быть мистиком-неанархистом, и анархистом - не-мистиком. Но вот конкретно в те годы, в СССР, в тех кругах - оно так сплелось, что мистические идеи оказались сильно сцеплены с принадлежностью к анархизму. Во многом связь. конечно. вторичная - несколько крупных и активных анархистов несли эти идеи, и массы последователей и окружателей восприняли. Но и первичная - тех, первых, не случайно увлекли эти идеи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]miram@lj
2005-08-10 00:42 (ссылка)
А кто эти крупные и активные анархисты персонально? И в чем, собственно, состоял их мистический анархизм? Само это выражение мне встречалось, но теперь, задумавшись о нем, понял, что его не понимаю. Вопрос глобальный, конечно :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-10 02:44 (ссылка)
Простите, там же, в тексте постинга, понапихано множество фамилий - в ответ на "кто они персонально". Дальше можно искать в поисковиках. или в книгах... Сами понимаете, мне слабо написать биографическую статью по каждому персонажу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]miram@lj
2005-08-10 03:04 (ссылка)
Да я не претендую... :) Просто все персонажи постинга маркированы в нем как мистики, а об (их?) анархизме упоминается только раз, в самом начале и без подробностей. То-то и зацепило.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-10 04:03 (ссылка)
История анархизма - совсем отдельная тема, сплести их трудно... Как я понимаю, были люди, которые приходили к анархизму из совсем разных соображений. Одни - из экономических (невмешательство гос-ва), другие - из каких-то правовых идей, а были такие, кто приходил в анархизм из различных оккультных или религиозных соображений. В этом смысле анархисты "все вместе" - сборная солянка. Наверное, не самый плохой путь - расплести анархизм на ниточки по тем мотивам, которые приводили людей к этой идейное течение. С какого-то момента анархисты могут занимать единую позицию - ну, предположим, по поводу каких-то технчиеских средств осуществления этой идеи или по поводу протеста против неанархического устройства общества. Но в мотивах они очень различны. Поэтому, как кажется, занятно взглянуть на то, как выглядели эти люди - ищущие оккультного знания и влившиеся в русский анархизм.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]miram@lj
2005-08-11 01:09 (ссылка)
Да, похоже, история анархизма так же запутанна и многообразна, как история раннехристианских ересей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-11 02:29 (ссылка)
Такова любая история. Как только приходится спуститься с уровня манифестов, деклараций, постановлений и прочих вещей на уровень людей - как сразу оказывается. что они безумно оригинальны, непредсказуемы, многообразны. Куда хошь можно лезть - хоть в историю науки, хоть анархизма, хоть религии - каждый раз на уровне людей ждут неожиданности. Несочетаемое сочетается, обнаруживаются удивительные знакомства и, напротив, необъяснимые незнакомства. Я бы даже сказал, что это не запутанность. а так выглядит именно распутанность - эти людские взаимоотношения и есть та правда, на которую наворачивают потом уютные кульки идеологий.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rustam@lj
2005-08-09 17:17 (ссылка)
Я, кажется, видел книгу эту в магазине, но вот не добрался до нее. Теперь обязательно посмотрю. Спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-10 02:35 (ссылка)
Рад. Для того и пишем - кто твердо решит, что эту муть ему в руки брать не надо. а кто решит ознакомиться с редким источником.

(Ответить) (Уровень выше)

Пелевин был осведомлен?
[info]apophates@lj
2005-08-09 18:32 (ссылка)

(Маргарита? Бал Сатаны - оттуда?).

Generation П. Вершина карьеры Татарского.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2005-08-09 23:19 (ссылка)
Мазь, использованная Маргаритой - старинное народное (ведьмовское, для "полетов") средство, описывается в книге "Русский народ: мифы, обряд€ы..." (что-то там такое, не помню точно, если интересуетесь - могу посмотреть, был репринт в крнце восьмидесятых); мазь содержит дурман и еще несколько компонентов, в том числе токсичных, с этим рецептом вполне могли экспериментировать мистики и эзотерики различных направлений.
Бал Сатаны - фантасмагорическая картина, несомненно присутствуют две составляющие: впечатления от посещения роскошного приема в Спасо-Хаусе (резиденции американского посла, в переулках между Старым и Новым Арбатом), куда Булгаков с женой были приглашены (об этом что-то было в мемуарных записках); и замысловатая архитектура верхних этажей и чердака дома на Садовом Кольце, где находится "злополучная" квартира (мне довелось в соседней, с парадного входа, квартире жить - там переходы, лесенки, просторные антресоли, на чердаке есть странные разноуровневые помешения, которые не сразу заметны, и куда не всегда легко попасть - нужна дополнительная лестница)

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2005-08-09 19:29 (ссылка)
Здесь вся библиография:

http://lib.km.ru/?author=Nikitin_A&t=2

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-10 02:40 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)