ivanov_petrov's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Thursday, June 18th, 2009

    Time Event
    7:17a
    Тяжкий труд писателя
    Многие не знают, потому хотят. А я рано узнал. Так уж вышло. Было мне лет семь, или шесть, и очень я любил сказки, причем не коротенькие в три абзаца - типа "и тогда соловей улетел и осел его больше никогда не видел", а длинные, с внятным сюжетом, с тремя волшебными предметами, с пятью дорогами у семигранного камня - в общем, чтобы приключения. А таких сказок было мало. Какой-нибудь огромный и великолепный том "Таджикских народных сказок" содержал множество коротких и плохих, но мало хороших и длинных.

    Что мне оставалось? Конечно, я решил написать хорошую сказку, раз уж не удается прочитать за так. Ну и начал: у царя трам-пам-пам было 50 сыновей и 50 дочерей. Это я сейчас, оскудев, пишу трам-пам, а тогда я написал царю длинное восточное имя. Какой-то типа Али-Махмуд-Забийда-Кисмет-бей. Но писателю ведь как приходится? Все же знают - вот, сотворил героя, и дальше герой обретает самостоятельность и ведёт за собой... И манит... И писатель уже не властен.
    И вот, поскольку я по детской наивности в первом же предложении сказки помянул 50 сыновей - они все сразу и того. Пришлось их записывать. И потому началось: Первого сына звали... Ох. Как же трудно придумывать пышные восточные имена. Ну, пусть будет ... ну... Омар-ибн-Юнус-Атлан-Шах. Второго сына... как же я их возненавидел. Двадцать седьмого сына звали Али. Всё, коротко, без соплей, Али - и всё. Тридцать четвертого сына звали Абу.

    Я с огромным трудом доковылял до пятидесятого, изведя четыре листа в косую линейку. Я очень устал, в жутком мареве - там, далеко, непредставимо далеко - надвигались друг на друга какие-то авантюры, приключения, дальние дороги и поездки героев по восточным базарам, столкновения с разбойниками и похищение красавиц. Но ведь до них надо добраться! Мне же всю эту кучу людей надо ещё как-то распихать и с ними что-то делать, а потом так долго описывать приключения... И тут я вспомнил совсем ужасную вещь. Я же сказал, что у царя было ещё 50 дочерей...

    Сказку я писать бросил, больше никогда художественной литературой не занимался, но сохранил безграничное уважение к тяжкому писательскому труду.
    10:17a
    редкие слова
    слушайте, а какие сейчас слова исчезают? я тут в разговоре совершенно ненамеренно слово употребил - профершпилил. Собеседница моя говорит - не слышала. Я в надёжу и опору, в Гугль - всего три вхождения. Надо же, у меня - обычное слово, самое простое, а оказывается - редкое, умирающее слово-то. Никто не употребляет.
    Гугль тут могучая опора - если б не он, поди докажи, что слово редкое. Неупотребимое.

    Скажите мне ещё - какие слова умирают? Не термины узкой области знания, не редкие имена собственные, а обычные слова - которые субъект привык полагать хоть и не самыми используемыми, но входят они в его словарь, а Гугль бы говорил - менее пяти раз во всей сети.
    8:17p
    Безвластное знание
    http://ivanov-petrov.livejournal.com/1176176.html?thread=57871984#t57871984

    [info]bukky_boogwin@lj
    А Вам не попадалась "Vita Nostra" Марины и Сергея Дяченко? Имхо, близко к тому, что Вы описываете. Но вот сработает ли... Книга-то хорошая, только не в ней дело - есть сомнения, что это не исключение, а нечто, способное стать мифом и дать пищу для более-менее массового творчества, материалом и для профессионалов, и для графоманов (последнее само по себе дает немного, но показателем является). Как раз на примере "Vita Nostra" достаточно четко видно отличие реальной ситуации от той, которая, по-моему, нужна, чтобы возник университетский миф: в книге к учебе относятся серьезно - такая уж она там, что альтернатив тому нет. Учиться трудно, порой отвратительно, кто-то учится усердно, а кто-то не очень, кто-то хорошо, а кто-то плохо, но ни у кого не возникает сомнений, что занимаются они чем-то серьезным, важным, что само изучаемое представляет собой что-то имеющее значение (хотя для таких сомнений, на посторонний взгляд, предпосылок в сюжете немало, они, пожалуй, даже слегка нарочиты - возможно, как раз для усиления впечатления), что-то, что может продолжать всерьез интересовать и вечером после учебы в разговоре или за письменным столом. В современном же российском высшем образовании это, насколько я могу судить, не так. Виноваты тут и ВУЗы (точнее, отвратительно составленные программы обучения), и общее плохое состояние российской науки (заниматься наукой в таких условиях трудно, а это, конечно, отражается на желании к этому готовиться), и прагматизм абитуриентов (образование сейчас воспринимается куда в больше степени как инструмент, который ты пытаешься получить, чем как нечто, сквозь что предстоит пройти и измениться самому), и преклонение перед "корками", в результате которого в ВУЗы попадает громадное количество людей, которые на своем месте вовсе не там... причин, наверное, очень много, а в результате - учеба в ВУЗах во многом напоминает поначалу учебу в школе, где на уроке скучно, а прогулять его - доблесть, а позже, наоборот, нелюбимую работу, где можно и даже приятно провести надоевшего начальника или полдня просидеть в интернете вместо работы, если у этого не будет серьезных неприятных последствий. Конечно, я утрирую, контрпримеров достаточно (пока?) - но тенденция, по-моему, имеется. И, пока она не изменится, вряд ли русскому университетскому мифу быть.

    [info]ivanov_petrov@lj
    да, не так давно читал. близко... ну. не совсем. я бы сказал - та же тема. про университет, но мало ли что пишут про университет. это неудачная стилистика - если говорить о том мифе, который мне представляется необходимым. Там много ошибок. Я скажу одну, очень важную и очень давнюю. Университет как появившийся в средние века в европе институт заражен волей к власти, это корпорация правовая, стремящаяся быть единственным авторитетом, поставлять авторитетных экспертов, квалифицировать экспертов эксклюзивно. Монополия на власть знания. Это - очень давняя ошибка, университет должен быть лишен и следа этого властного желания. Таким нужно рисовать этот миф - университет, совершенно далекий от власти, очень открытый. У Дяченок иначе, и многое чего еще у них иначе - не случаен срыв в самом конце, обычный у всех, кто заражен властью - герой становится "самым сильным". Это как родимое пятно - у всех больных властью проступает в мечтаниях.
    Как обстоит дело на самом деле в современном российском образовании - совершенно не важно. Мифы делаются не для того, чтобы скопировать действительность, а чтобы создать идеал, которой она могла бы соответствовать. Можно даже сказать так - неудивительно, что в реальных университетах плохи дела, ведь университетского мифа пока нет.

    << Previous Day 2009/06/18
    [Calendar]
    Next Day >>

My Website   About LJ.Rossia.org