Shapin S. Pump and Circumstance: Robert Boyle’s Literary Technology. P. 74-100 // The scientific revolution: the essential readings. Eds.Marcus Hellyer. Wiley-Blackwell, 2003. 264 рр.
Как показали Хакинг и Шапиро, около 1660 х годов слова знание и наука были тесно связаны со словом мнение. Эксперимент был прежде всего демонстрацией, которая могла убедить зрителей и опровергнуть скептиков. А к середине 17 в. уже было резкое различие между знанием и мнением. Физическая гипотеза стала условной и проверяемой. Согласие было не необходимо, как очевидно для математической демонстрации. И физическая наука передвинулась из реальности демонстраций. Появление пробабилистской концепции научного знания. Мудрое ограничение, побеждающее догматизм.
(с созданием «научного эксперимента" появились факты. Как следует различать опыт и эксперимент, так же – явление и факт. До того были случаи, явления, события. А с созданием эксперимента появился экспериментальный факт – определенный, с четкими границами, воспроизводимый – требующий объяснения. До того существовали в основном «теоретические разговоры» - в кавычках, потому что без фактов и теория – не теория. А с появлением фактов можно устраивать разговоры о фактах.)
( Read more... )