Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-10-11 16:32:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Странная профессионализация
Известное дело: студент сначала – неумеха, потом он становится все лучшим профессионалом, постигает тайны специализации, научается вести себя по канонам данной дисциплины, все эффективнее получает информацию о состоянии своей области и пишет все более профессиональные и точно нацеленные работы…

Это всё просто замечательно. Но вот странный пример… попала мне в руки книга по методологическому анализу в психологии, изданная в 2003 г. После кратенького введения пошли главы… Замечательные главы! Сначала – о школе И.П. Павлова, дальше – о бихевиоризме Скиннера. Талантливо сделанные тексты – ясно выделена идейная схема каждой теории, не забыты особенности личности основателя… Вот Скиннер, скажем, сызмальства обожал мастерить механические игрушки. Чего только не делал, всё заводное, самоходное… мечтал сделать вечный двигатель. Интересная подробность.

А потом – следующие главы – даже и нет слов. Тягомотина, скучная вялость, плавно-закругленные попытки никого не обидеть, мыслей нет, одни периоды… Читать эти главы просто нет смысла.

Ну, не очень хорошая книга, бывает… Хотя и странно – как это, написать две первых главы живо, с несомненным талантом, а потом вдруг разучиться. И так бы я и не понял причины, если б любящий своё творчество автор не привел в конце книжечки справку – когда и как соответствующие главы были написаны.

Глава про Павлова написана в 1976 г. в качестве курсовой работы (психфак МГУ).
Глава про Скиннера написана в 1979 г. Эти две главы ранее не публиковались: мирно лежала курсовая, скиннеровщина была депонирована. Не ко двору.
Даты написания следующих глав: 1984, 1992, 1996. Это уже ранее опубликованные статьи в журналах. Собрал автор всё вместе и сваял книгу.

Нету справочки о научной карьере автора – но, думаю, корреляция имеется. Рост профессионализма, институциализация, вхождение в профессиональное сообщество, участие в научных конференциях и дискуссиях… Хорошие слова.


(Добавить комментарий)


[info]monomah@lj
2005-10-11 09:52 (ссылка)
Некоторое время назад кто-то в ЖЖ проводил опрос: какое первое произведение писателей, впоследствии признанных классиками, было неудачным. Таковых почти не оказалось. Великие стартуют мощно. А потом могут и притормозить, несмотря на возрастающее мастерство.
По-видимому, аналогию можно распространить и на научную работу. Т.е. у творца есть качества поважнее профессионализма.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-10-11 10:12 (ссылка)
Хм... Может быть... Хотя, думаю, не в этом дело - в данном случае и в подобных. Чтобы начать писать плохо после неплохого старта, не обязательно быть великим. Хотя все мы гении потенциально, кто ж спорит...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]singalen@lj
2005-10-11 10:41 (ссылка)
Чтобы стать великим, необходимо, но не достаточно, иметь талант, с которым мощно стартовать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-10-11 11:05 (ссылка)
В данном случае "талант" - почти лишнее слово. Ранг - "великий". Если приписывать к рангу действующую причину, то называют ее талантом. но слово не говорит ничего. кроме - у кого есть. те - "великие"... Чтобы не было пустым - надо придумать: талант, мощно стартовал - может не быть великим? Великий может быть без таланта? Талант под именем "трудолюбие" или "плодотворность" - засчитывается... Ну и т.д.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olga_lisenok@lj
2005-10-11 09:57 (ссылка)
Так живость эта слишком дорого обходится.
Думаю. в большинстве случаев на живость до конца книги элементарно не хватает темперамента.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-10-11 10:14 (ссылка)
Это другой случай... Тут-то просто собраны в один том работы разных лет.

(Ответить) (Уровень выше)

Есть книга...
[info]lyosia@lj
2005-10-11 12:25 (ссылка)
Не совсем в тему, но по аналогии вспомнилось...
Называется "Самопознание и субъективная психология", автор А. Шевцов, 2003г издания, Питер, издательское товарищество "Роща Академии". Там автор очень интересно анализирует научную деятельность вообще (с психологической точки зрения)...
Если сформулировать его мысль совсем общо, то суть в том, что как правило, чем выше ученый подымается по "иерархической лестнице" в научном сообществе, тем больше сил и интересов у него начинает занимать "обслуживание" этого самого места (удержать свое положение, подавить оппонентов и противников и т.п.) и тем меньше сил, желания, возможности (рисковать-то своим положением опасно) остается на свободное и искреннее исследование...
Думаю, что книга может быть и в сети, но ничего об этом не знаю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Есть книга...
[info]ivanov_petrov@lj
2005-10-11 13:19 (ссылка)
Да, похоже - эта самая мысль... Именно поэтому несколько известных мне крупных ученых отбивались как могли от продвижения по той лестнице. И очень редко бывают примеры ученых-организаторов, которые могут сочетать... Это уж склад такой особый у человека должен быть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivan_chichikov@lj
2005-10-11 12:27 (ссылка)
Классное наблюдение!!!!!!!!!!!!!!!!
Наверное это относится исключительно к социальным наукам.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-10-11 13:20 (ссылка)
Э-э... Мне казалось, что явление это распространено значительно шире.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivan_chichikov@lj
2005-10-11 13:45 (ссылка)
Сомневаюсь, здесь все таки есть накопление знания и накопление традиции.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-10-11 15:03 (ссылка)
Где - здесь? в других науках? Нет, я не думаю, что социальные науки в каком-то смысле менее науки, чем прочие.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alwdis@lj
2005-10-12 07:29 (ссылка)
Ясен пень, студент рвется вперед, а маститый монстр вперед разве что идет (и хорошо, если не остановился!).
10 лет наз из моего диплома я сделала пять лекций годового универского курса. На сегодняшний день этих лекций осталось... четыре.
А из диссера я сделала половину лекции.
То же самое.

(А Ваши рассуждения я опять утаскиваю на Миф.Ру: нехай студенты прочтут и осознают, что после диплома они уже ни-че-го столь гениального не напишут!)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-10-12 11:09 (ссылка)
(грустно) Чтой-то мы со временем не умнеем... Да, пусть студенты знают, что такими умными. как сейчас, им уже больше не быть. Так что надо стараться, пока мозги шеволются, а то потом засохнут в гладкую прическу - и кранты.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vryadli@lj
2005-10-15 11:44 (ссылка)
А что если это еще и к лучшему?! Типа, если работать в науке, концептуально думать и ярко рассуждать наружу - три разные вещи и деструктивная интерференция между ними в их непокалеченном виде закономерна. Студент, понятное дело, еще не работает, но думает вовсю, причем уже на боль мне уктанной территории где ухабы засыпаны или обозначены, объезды намечены. Состояние его не может не меняться в менее героиченскую сторону, после того как он попадет в неухоженную часть информационной ойкумены и начинает чистить отведенный участок. По моему опыту дискуссии и конференции скорее стряхивают мозги и возрождают благородные метологические порывы. А одинокие раздумья наооборот обычно тянут в сторону "что-то непонятно, на хрена" и "все там будем". Вероятно, так не у всех.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-10-15 12:20 (ссылка)
Согласен, это три разные вещи. Известные мне концептуально думающие говорят - если слушать несколько лет - ярко, но для впервые слушающего - не раз убеждался - не то что непонятно, а просто косноязычно. Работать в науке - это вообще отдельное дело, - служба, как всякая другая. Да, наверно, в разном возрасте разное легче из этих способностей...

(Ответить) (Уровень выше)