Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-12-01 14:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Разговор – опять о ней
Уважаемый Ааз (aaazzz121) спросил вот тут (http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/271672.html)
Интересно, сколько бы Вам в среднем, для удовольствия, хватило? Лет 100-150?
И почему именно зоологи натолкнули на мысль?

ivanov_petrov
Нет, я не рассуждал в терминах длины жизни - 100 или 500... Мои субъективные ощущения говорят, что и та, что есть - длинновата. Я бы поостерёгся её удлинять, если бы даже была возможность. Это совсем другая мысль - когда перед мысленным взором сотнями проходят люди - такие разные, в столь разное время живущие, и каждого... Знаете, есть весьма распространенная точка зрения - смерть ставит точку в биографии. Жизнь человека можно оценивать - хоть как-то, она становится видна, когда дальше ничто не различимо. На большом собрании таких законченных биографий. когда видна вся жизнь человека... Я читаю о его планах, о том, чем он хотел заняться, о том, что ему мешало, о личных невзгодах - и знаю, что будет дальше. Я читаю об успехах, о наградах. о славе - и тоже знаю, чем это кончится. Рядом идут подлецы и замечательные люди - и всё очень-по-разному. Вот правдолюбец, умерший в покое и при наградах. Вот подлец и хам, погибший в 1941 под Вязьмой. Вот семьянин, который в молодости потерял всё и всех - и долгую остальную жизнь жил совершенно невозмутимым. Для всех остальных это и была его жизнь - описывали его характер, доброжелательность, спокойствие, выдержку - а чего ему было беспокоиться? Или профессор, принадлежащий к славнейшей школе, начавший вместе с однокашниками великие дела, всё время среди других, такой же молодой и блестящий... И я знаю, что он умрёт в 91 год, последние 15 лет пребывая в нищете, всеми забытый, полуслепой. Когорты идут в лагеря - и одни возвращаются оттуда, чтобы жить дальше - хорошо и горячо. Другие навсегда испуганы, там. внутри - хотя внешне и незаметно. Третьи погибают в первый же год - и худшие, и лучшие тех, кто выжили. И есть такие, что - просят остаться после окончания срока заключения, потому что не сделали здесь еще всё, что сочли должным сделать именно здесь. Так что не о своих коротких годах загрустил - мои-то вполне в меру, ничуть не короче, чем надо, а просто - от разнообразия текущей и прерываемой жизни.


(Добавить комментарий)

благодарность
[info]aaazzz121@lj
2005-12-01 08:37 (ссылка)
Спасибо, дорогой Иванов-Петров. Это, наверное, самый трогательный, пронзительный текст, который я прочитал в Вашем журнале. Хотя, казалось бы, ничего особенного...
Я вот прочел утром и не то чтобы загрустил, но как-то вырубился. Не смог работать, приступаю сейчас только. Действительно ведь, все намерения, чаяния, вся так наз. работа так и норовит обернуться не тем, за что ты ее принимаешь. С одной стороны, так воспитывается доверие к Творцу. С другой...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: благодарность
[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 09:45 (ссылка)
Спасибо.

Можно развернуть в строго обратную сторону. Окончательная точка зрения - когда всё уже завершено, больше ждать нечего. можно составлять суждение о жизни - рациональное, эстетическое или иное, а пока не сделано, не закончено - еще ничего не известно. Последняя фраза может перевернуть всё.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olga_lisenok@lj
2005-12-01 09:06 (ссылка)
Иногда биография закончена, а человек еще жив.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]rippenbiest@lj
2005-12-01 09:20 (ссылка)
Или наоборот.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 09:57 (ссылка)
Да, очень неприятная история. Бывает. Встречал даже...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yurvor@lj
2005-12-01 13:45 (ссылка)
Есть ещё такая мысль - рассматривать биографию законченной в каждый момент времени. А в каждый следующий - "чего бы ещё такого к ней приделать?"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 15:07 (ссылка)
Разумеется. Самая правильная позиция. Быть скульптором своей биографии - что может быть чудеснее? Важно только не слепить в конечном итоге ночную вазу с ушами, а так - годится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yurvor@lj
2005-12-01 15:09 (ссылка)
Хм :))) Так в том то и суть, что нет никакого _конечного_ итога!...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 15:13 (ссылка)
Ну, поговорите с художниками. скульпторами. Думаю, они объяснят - нельзя бесконечно приделывать что-то к произведению. Начиная с некоторого момента это - порча материала. Так что - вот когда лучше нельзя, ни добавить ничего, ни переделать - вот, значит, и готово.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yurvor@lj
2005-12-01 15:17 (ссылка)
Так именно в этом и фишка - уйти от стандартного представления о произведении искусства как _завершённом_ акте творчества! Если бы это было так просто, все бы так давно и делали...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 15:55 (ссылка)
Ну, батенька... Можно и уйти. Но для начало придётся разрешить вопрос перетаскивания творения через смерть. Об этом говорено многое, но не в ЖЖ ж писать...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yurvor@lj
2005-12-01 16:38 (ссылка)
Вообще-то изнутри живущего его смерти не существует. Ваша смерть существует для всех остальных, как (будущий) факт _их_ жизни. А внутри вашей жизни вашей смерти нет.

Так что для Вас и проблемы такой нет...

P.S. Криво, конечно, сформулированно... Ну, это как если жизнь - это интервал времени. Так вот, концы этого интервала самому интервалу не пренадлежат. Это если математическим языком :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 16:58 (ссылка)
Да, это одно из решений. Другое - бесконечность мгновения. Третьи и четвертые известны весьма.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yurvor@lj
2005-12-01 16:45 (ссылка)
Хотя всё это, конечно, уже софистика :) Ощущения словами толком не передать...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yurvor@lj
2005-12-01 16:56 (ссылка)
Ох... Извините за графоманство, ради Бога... Я ещё одну формулировку придумал :)

Ну, вот, типа, интервал. От рождения до смерти, от нуля до единицы. Его можно взаимнооднозначно отобразить на луч (ноль, бесконечность) Так вот, если хорошо натренироваться в этих отображениях, то можно и жить в этой бесконечности...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 17:01 (ссылка)
Да, да... Выход у Борхеса - помните? в бесконечной памяти. И сколько ж их напридумано-то... А к чему, собственно? Чтобы сказать, что смерти нет? А зачем? Ну, есть. Ничего, должен заметить, необычного. Не токмо по другим - но и по себе можно кое-что сообразить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yurvor@lj
2005-12-01 17:05 (ссылка)
Затем, чтобы порешать какие-нибудь проблемы. Если они есть, конечно :)

Или не проблемы, а задачки. Для интересу. "О, как оно может быть, однако!" Вы же наукой занимаетесь вроде, так Вам ближе должно быть :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 17:08 (ссылка)
Это верно. Кто наукой занимается, к тому смерть ближе. Ну, мы уж порешаем...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]muter@lj
2005-12-01 18:45 (ссылка)
Может быть, спортсмены, танцоры уходят на пике достижений, славы. Но вообще-то , каждый человек может прожить несколько жизней. Был блестящий ученый, а потом , может быть, стал мудрым дедом, помогающим своим внукам осознать жизнь, да мало ли. Я сейчас живу третью свою жизнь. Это реально, без всякого переселения душ))) До тридцати у меня была одна жизнь, профессия, семья, потом другая семья, другая профессия, сейчас -- третья.
Подруга живет четвертую сейчас в Швеции. Главное, memento mori, и я благодарна судьбе за каждый прожитый день.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-02 03:20 (ссылка)
Да...

Извините, ради Бога, совершенно невольно вспомнилась бесмертная строка песни:
- А мы смеемся с новыми мужьями, а старых вспоминаем по ночам...

Девочки это проникновенно пели.

У - ежли не вру - Олеши есть замечательный роман. Там дана "одна и та же биография", прочтенная пятью разными смыслами. Обычный человек, зануда и скучный, он же - поэт-авангардист, он же - любовник, он же -... То, что было в одной биографии неважной деталью (зануда в молодости дурил и опубликовал даже книжечку дурацких стихов) - становится центром другой биографии.
Так что можно жизни не токмо последовательно жить, но даже и параллельно разные. Можно попробовать устроить себе столь разнообразную жизнь, чтобы прямо в одно время шёл аж пучок биографий. Я тренируюсь. Но пока безуспешно - всюду преобладает зануда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]muter@lj
2005-12-02 08:26 (ссылка)
Конечно, в каждой новой жизни есть кусок старой. Все переплетено.
А вы -- хороший ученый, потому что без определенной доли занудства и педантизма в науке нельзя. Но все у вас компенсируется замечательным чувством юмора)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_terra_inc_@lj
2005-12-02 04:22 (ссылка)
Когда нечего ни добавить, ни убавить - это совершенство. Применительно к биографии совершенства, по-моему, быть не может. Какой бы причудливой она не оказалась.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-02 04:47 (ссылка)
М-м... Ну, есть признанне образцы... жизни. говорят - совершенство... Впрочем, многие сомневаются.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lubech@lj
2005-12-01 16:11 (ссылка)
Какой хороший пост. Мое желание почитать Вашу книжку всё крепнет.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 16:20 (ссылка)
Э-э... Давайте так. Вы пока боритесь, закаляйте волю, а я буду добивать корректуру, потом - добивать верстальщика, потом еще кого-нибудь, а уж потом Вы получите разом и книгу, и сильно окрепшую волю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]varana@lj
2005-12-01 16:30 (ссылка)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-01 16:33 (ссылка)
Я? С Солоном? ну что Вы... Мне и в голову не пришло. Он всё больше сам по себе, я же - в сторонке.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]varana@lj
2005-12-01 17:16 (ссылка)
Просто в один день во френд-ленте.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-02 03:09 (ссылка)
кто-то мне говорил - уже есть сообщество посты_рядом. Специально собирают такие совпадения (и контрасты)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_radik@lj
2005-12-01 21:23 (ссылка)
А вообще это ведь довольно интересно: до какой категорической степени современный человек решил отказаться от принятия смерти. И медицински, и философски - ну не надо умирать!
И не только своей, но и рода людского. Конца мира боятся ведь как самого большого возможного кошмара...
Говорят, первые христиане не поняли бы этого. Они бы спросили: в чем же наше упование?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-02 03:34 (ссылка)
Я тут когда-то спрашивал, отчего вампирские романы столь в ходу. Один из ответов - сей персонаж дает потенциальное бессмертие. Вот ведь... Популярность какая. Хоть не-смертью, лишь бы без смерти. И отчего этот ужас... Многие люди очень храбрые, и не мук смертных боятся, а - прекращения. полного обрыва, исчезновения. Да, странно это устроено, и всю культуру пропитали этим выпотом страха.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tantana@lj
2005-12-02 05:42 (ссылка)
Очень "думающий" текст. Спасибо!

(Ответить)