Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-12-24 13:02:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Наука и как ей учат
Тут http://www.livejournal.com/users/scholar_vit/72592.html произошел разговор о том, чему и как учатся люди у своих учителей, - к которому мне хотелось бы добавить несколько старых воспоминаний

Вот что пишет scholar_vit:
«Первый урок дал мне мой руководитель Н.М. Я тогда был зелёным аспирантом и принёс ему первую статью, основанную от начала и до конца на моей идее. Мы встретились через пару дней. Я спросил, есть ли ошибки. "Давай начнём с того, что исправим главную ошибку," - ответил он. Вынул красный карандаш и аккуратно вычеркнул в рукописи свою фамилию.

Этот урок был для меня не только уроком этики: ну да, человек не имеет права подписывать статью, которую он не писал и не задумывал. Этот урок основательно внушил мне мысль, которую Н.М. долго и старательно в меня вбивал и до того, и после: в науке нет начальства и подчинённых, старших и младших, а есть только истина и люди, работающие на эту истину. Эта мысль потом помогала мне в работе. И да, иногда мешала карьере - но не смертельно.»

«Второй урок был преподан не мне, а моему другу А.-П. Но А.-П. настолько красочно и сильно рассказал эту историю, что урок оказался и моим тоже.

А.-П. тогда был аспирантом. Перед тем, как разъехаться на каникулы, он со своей руководительницей договорились поработать над некоей проблемой. После каникул она принесла довольно толстую стопку исписанной бумаг: "Вот я тут кое-что подсчитала". А.-П. сказал: "Знаете, я тоже работал и сумел доказать, что параметр, который мы считали малым и на этом основывали теорию, на самом деле не мал". Она удивилась. Тогда А.-П. предъявил ей доказательство: полстранички текста. Руководительница прочла. Задумалась. Перечитала. Затем взяла свою стопку и с видимым усилием: всё-таки немолодая женщина, - разорвала результат пары месяцев работы пополам и переложила в мусорную корзину. "Эта история, - сказал А.-П., - лучше любых лекций объяснила мне, что такое наука".»

А вот воспоминания о Б.М. Житкове Н.П. Наумова: «…Я написал свою первую в жизни научную (!) статью и очень гордый принес ее Борису Михайловичу. Через несколько дней, в назначенный час, я пришел к нему, чтобы обсудить ее достоинства и недостатки. Борис Михайлович встретил меня как всегда ласково, усадил в кресло: — «Садитесь, батенька мой, позвольте я вам расскажу историю. У меня был брат, директор Волжско-Камского банка. Работы и, конечно, помощников у него было много. Но одно он делал всегда сам — проверял почту. Делал он это так. Утром его секретарь приносил ему на подносе целую гору корреспонденции. Брат брал и очень бегло пролистывал все конверты: здесь адрес с ошибкой — в корзину, тут клякса — туда же, и так далее. Сильно поредевшую папку он смотрел более внимательно: марка криво наклеена — в корзину, нет числа или подписи — та же дорога». — Борис Михайлович посмотрел на меня: — «Вы думаете, мой брат был формалист? Нет, он просто хорошо понимал, что если человек действительно заинтересован в деле, он точно узнает, как оно делается и выполнит свою работу как надо, аккуратно…. Теперь давайте посмотрим Вашу рукопись»… Я густо покраснел: — «Борис Михайлович, можно мне взять ее для доработки?!»

Б.М. Житков (зоолог): «Оставление при кафедре (которое могло и не случиться) поставило меня на рельсы науки. Но наука далеко не наполняла моей жизни, и я остался навсегда дилетантом. Только недурные способности и некоторое общее образование позволяли мне держаться приблизительно на уровне тех требований, которые следует предъявлять преподавателю университета. Теперь, впрочем, дело подготовки ученых сильно упростилось. Признаваясь в малой учености своей, я должен сделать еще одно замечание. Во времена моей юности большинство ученых, которых я знал, были также и образованы. Теперь такие встречаются много реже. И, наконец, еще вот что. Человеку, не знающему коротко жизни ученых, писателей, музыкантов и других сравнительно вольных людей, может показаться, что жизнь их — непрерывная цепь трудов, успехов и испытываемого от этих успехов удовольствия. Это, конечно, не верно. Кто в темный и сырой осенний вечер встанет на Каменном мосту, тот увидит уходящую вниз по Москва-реке длинную цепь огней. Вдали огни эти кажутся сближенными, образуя частый, блестящий ряд. Но это обман. Фонари с их слабым, почти не проницающим тумана светом стоят далеко один от другого. Между ними сырая тьма, и слякоть набережной, и брань кухарок в воротах, и полутрупы пьяных в уличной грязи. Попросту говоря, всякое возвышенное ремесло не так уж сильно отличается от сапожного или слесарного. А в мире людей, ищущих славы, самолюбивых тупиц хоть отбавляй»

«Однажды одно человеческое существо столь же любопытное, как и Вы, пожелало непременно знать, что я пишу и много ль написал. От ответа на первый вопрос я решительно уклонился. На второй ответить было легче. Я выложил на стол мои переплетенные статьи, положил сверху томы “Записок Географического общества”, в которых находятся описания моих путешествий, и, взяв складной метр, определил, что я написал (считая поперек) двадцать восемь сантиметров. Вы спросите — разве этого мало для известности. Мало, — и на это есть причины, от меня не зависящие. Прежде всего Вам, может быть, неизвестно, что ученые статьи в большинстве случаев читают только три лица — сам автор, наборщик и корректор. Кроме того, путь к известности преградила мне моя фамилия (Не удивляйтесь). Когда я, еще студентом, написал статью для немецкого ученой журнала, я подписал ее, по принятой тогда транскрипции, так: Shitkov. Позже я наши во французском журнале краткие рефераты моих русских работ по географии. По понятным причинам французы изобразили мою фамилию так: Jitkoff. А еще позже какая-то заграничная комиссия решила передавать русскую букву Ж через Z, и я сделался — в указателях литературы — Zitkov. Вы понимаете, что это печальное обстоятельство распылило мои 28 сантиметров между тремя лицами и лишило меня надежды на посмертную славу; ибо и самый опытный библиограф теперь не соберет воедино моих творений, если бы ему и пришла странная мысль этим заняться. Еще труднее будет составить посмертную биографию этих трех лиц».


(Добавить комментарий)


[info]flying_bear@lj
2005-12-24 07:35 (ссылка)
Уй... что-то во мне прямо дыбом встает от всех этих историй... Что, видимо, здесь вот слегка прорвалось: http://www.livejournal.com/users/scholar_vit/72592.html?thread=1668240#t1668240

Понимаете... я сейчас очень плохую вещь скажу... Пиетет к науке... и даже пиетет к Библии, скажем... С одной стороны, это необходимо. Применительно к Библии - страх Божий, который есть начало всякой премудрости. С другой стороны - это очень _внешнее_ отношение. Я так к науке относиться не могу. У меня отношение очень личное и даже интимное. Иначе ничего путного сделать, по-моему, нельзя. А про правила... Как нас Павел учил: А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходящим подсмотреть за нашею свободою, которую имеем во Христе Иисусе... и т.д. Ну, и в Евангелии - про бремена неудобоносимые. Извините, опять булыжниками кидаюсь. Но я _действительно_ думаю, в том числе, и цитатами из Писания, мне так проще... В общем, во всех этих рецептах главного нет - свободы... Хотя, с дургой стороны, они необходимы... Вот такая вот фигня получается...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-24 08:12 (ссылка)
Да, и мне это тоже идёт колом, а не соколом http://www.livejournal.com/users/scholar_vit/72592.html?thread=1678224#t1678224

Я этими цитатами вовсе не пытался сказать, какой образ науки именно мне дорог. Мне кажется, это занимательные истории - о том, как по-разному люди в науке идут. Мне это, действительно, не близко.

Много лет назад, когда я был много моложе, была такая история. В россии только что издали Линнея - это было большое событие. И вот уважаемый мною человек поделился со мной впечатлением: "Смотри, как сработано. Вот это и есть настоящий ученый, это - образец, настоящий классик". Я еще раз перечел Линнея и к моему ужасу узнал - не в знаниях, явно там изложенных. а в духе работы - то, что мне было так глубоко противно и чужно в среде науки официальной, признанной - той, которая была. И я тогда очередной раз понял, что науку, которой я хочу заниматься, я придумал - по крайней мере частично - а "на самом деле" (кавычки важны) она совсем иная. Мне стало весьма неуютно... И история про брата-банкира производит такое же чувство. Мне бы не пришло в голову судить на таких основаниях ни чужие, ни свои работы. Важно для меня в этой истории иное. Я совершенно точно знаю, что Борис Михайлович Житков был очень хороший человек. И настоящий ученый. И у него были о науке вот такие представления. И следует не принимать его точку зрения, а принимать его самого. Всё, к сожалению, сложнее, чем хотелось бы, и пути знания много разнообразнее, чем это можно признать. И как бы мне ни было чуждо такое отношение к науке (и жизни), я вынужден признать - вот, хорошие люди и настоящие ученые иной раз ведут себя и вот так. И потому мне нельзя судить других - я обязательно ошибусь. У меня не хватит широты, чтобы признать, что и вот таким путем можно жить тоже. Или - иными словами: если тебе дают линованную бумагу, писать вдоль линеек - такая же несвобода, как писать поперек. Свобода вообще не заключается в том, чтобы обращать внимание на линейки. Наверное, правильно писать вдоль, потому что так удобнее, не придавать значения тому, что пишешь вдоль, и следить за тем, что пишешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2005-12-24 08:33 (ссылка)
Да. Про линейки Вы очень хорошо сказали. Тут возникла ассоциация (видимо, потому что недавно обсуждали пана Станислава) - я как- то уже в ЖЖ "пеарил", пользуясь местной мовой, статью Лема про "Лолиту". Где он отмечает фундаментальную разницу между Набоковым и Достоевским: Набоков все время думает о том, чтобы не получилось "пошло" или "банально", а Достоевский вообще о таких вещах не думает. И потому бесконечно более велик. Мудр все-таки пан Станислав, воистину мудр... Да, конечно. Фиг с ними, с линейками. В науке тоже.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scholar_vit@lj
2005-12-24 18:54 (ссылка)
А ссылку можно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2005-12-24 20:16 (ссылка)
http://lib.ru/LEM/lolita.txt

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scholar_vit@lj
2005-12-24 21:37 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]repolainen@lj
2005-12-26 16:52 (ссылка)
Вообще-то в данном случае пан делает выводы может и правильные но не о Набокове и не о Достоевском. Т.е. "Лолита" конечно плохая книга, пожалуй одна из худших, но вообще пропорция
Набоков vs Достоевский
это примерно как
Ходасевич (или, скажем, Волошин ) vs Пушкин или Тютчев
т.е первые жили в мире созданном вторыми..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rustam@lj
2005-12-27 18:50 (ссылка)
спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-28 03:43 (ссылка)
занятные истории, правда?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rustam@lj
2005-12-28 05:45 (ссылка)
очень!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wormball@lj
2012-08-20 18:31 (ссылка)
> "Давай начнём с того, что исправим главную ошибку," - ответил он. Вынул красный карандаш и аккуратно вычеркнул в рукописи свою фамилию.
> Этот урок был для меня не только уроком этики: ну да, человек не имеет права подписывать статью, которую он не писал и не задумывал.

Обычно наоборот бывает..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2012-08-24 09:16 (ссылка)
да, видел. Тошнит при этом очень, даже когда просто свидетель...

(Ответить) (Уровень выше)