Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-03-11 16:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Маскировка по Одиссею: Златоглазка обыкновенная Chrysopa carnea
Златоглазка - нежное зеленоватое насекомое с тонкими сетчатыми крыльями, покрытыми густой сетью жилок. Златоглазкой прозвана, естественно, за цвет глаз, довольно больших. Взрослые златоглазки медлительно и неуклюже летают, очень любят пыльцу и нектар. От врагов златоглазка защищается вовсе не изящно: из желез по бокам переднегруди у нее выделяется жидкость, которая нещадно воняет.

Вблизи колонии тлей златоглазка откладывает партию яиц. Дело это не простое: сначала самка выпускает каплю клейкой жидкости на поверхность листа, затем вытягивает каплю в нить высотой чуть больше сантиметра. Когда нить твердеет, на нее откладывается продолговатое крошечное яичко. Так что каждое яйцо стоит на листе на длинной тонкой ножке. Из яиц выходят неуклюжие личинки с длинными кривыми челюстями. Рот у них замкнут, поскольку они, как это в обычае у всех сетчатокрылых, выпускают через канал между сомкнутыми челюстями пищеварительный сок, переваривая добычу в собственном ее теле, а потом по этим же каналам высасывают. Добычей им служат тли, иногда червецы и клещи.

Как известно, колонии тлей охраняют муравьи, а с ними не поспоришь. Поэтому многие виды златоглазок маскируются по методу Одиссея. Личинки Chrysopa slossonae питаются тлями из колоний Prociphilus tesselatus. Эти тли для защиты от хищников покрыты густым восковым пушком. Златоглазке это не мешает, напротив. Личинки сдирают с тлей их восковые шкурки и прилаживают их себе на спину. По величине личинки златоглазки не сильно отличаются от тлей. Личинка в тлевой шкурке спокойно сидит под самым носом у муравья-охранника, и тот не замечает неладного. У других видов личинки не «обдирают» тлей, а прилепляют себе на спину их высосанные оболочки.

Есть у личинок этих забавная черта: средняя кишка у них наглухо отделена от задней, то есть кишечник у них замкнут и переваренная пища из него выходить не может. Все, что личинка съедает, в ней так и копится. Закончив развитие, личинка линяет и превращается в куколку, покрытую шелковистым коконом. Окукливается златоглазка открыто на листьях или прячется в щелях коры. Из куколки затем выходит стройная златоглазка. И первое что делает златоглазка - опорожняет кишечник, который у взрослого насекомого наконец-то сквозной.

Обитают златоглазки в лесах европейской части России и в Сибири. Активны златоглазки, как и большинство сетчатокрылых, обычно в сумерках и ночью, днем сидят на нижней стороне листьев. Жизнь у взрослых златоглазок спокойная, летают себе и откладывают яйца. Правда, известно, что некоторые сетчатокрылые, как и бабочки, способны воспринимать органами слуха, расположенными в среднегруди, звуковые сигналы летучих мышей. Слышит златоглазка не очень здорово, мышь определяет за 0,5-2 м, и тут же прекращает полет, складывает крылья и ныряет вниз. Мышь, естественно, идет на перехват, но златоглазка, чуя, что упасть на землю не успеет, вдруг раскрывает крылья - и мышь-таки промахивается в последний момент. Если, конечно, промахивается....


(Добавить комментарий)


[info]gunilla@lj
2006-03-11 10:19 (ссылка)
в детстве была магическая книга: там из такого яйца на ножке вылуплялась букараха, потом она превращалась в другую букараху.... получше всяких принцесс. Полько превращений было слишком много для реального насекомого.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-11 10:50 (ссылка)
Видимо, это было сверхпревращение

(Ответить) (Уровень выше)


[info]piglet_the_4th@lj
2006-03-11 10:29 (ссылка)
Красиво!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-11 10:53 (ссылка)
Они обязаны. С таким именем - златоглазка - разве можно быть некрасивой? Они тяжко стражают - внутри-то они такие же насекомые. как и самые мохнатые бабочки-монашенки. Но приходится...

(Ответить) (Уровень выше)

Напомнило:
[info]ex_ex_zhuzh@lj
2006-03-11 10:38 (ссылка)
«Принцессы не какают».

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Напомнило:
[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-11 10:54 (ссылка)
У людей бедная фантазия. Они думают, что это не так - ну, конечно. как все. куда же они денутся... А вот - нет! Ни за что.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chenai@lj
2006-03-11 10:59 (ссылка)
Спасибо большое.
Все время не хватает фотографий...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chenai@lj
2006-03-11 11:01 (ссылка)
http://www.ulg.ac.be/museezoo/arthro/agrandi/source/063.jpg
http://www.ulg.ac.be/museezoo/arthro/agrandi/source/062.jpg

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-11 11:03 (ссылка)
http://images.google.ru/images?q=Chrysopa&hl=ru&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA

сколько угодно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chenai@lj
2006-03-11 11:05 (ссылка)
Да, я ж и нашел там, просто если в каждый такой пост да по фотографии бы... :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-11 11:13 (ссылка)
Всегда забываю. Мне уже не раз напоминали добрые люди. а всё равно.. Что бы сказал Фрейд, глядючи на такую забывчивость? Ни фото комара, ни даже златоглазки...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chenai@lj
2006-03-11 11:14 (ссылка)
:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]scholar_vit@lj
2006-03-11 14:23 (ссылка)
А зачем личинке задняя кишка? Просто атавизм (у предков златкоглазок кишечник личинок, скорее всего, был открыт) или она как-то работает?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-11 14:57 (ссылка)
Не уверен, что это называется "просто атавизм"... Хотя может и так. Сколько помню, становление трех отделов кишечника зашито очень глубоко в онтогенез. Иными словами: не делать ненужную данной стадии заднюю кишку - много, много дороже, чем делать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]magenta_13@lj
2006-03-11 16:04 (ссылка)
Изумительное, нестерпимо элегантное существо... В детстве меня зачаровывало и самое имя, и вид этих насекомых...
А еще было грустно, когда видела златоглазку с глазками черными - мертва... А хрупкие крылья все так же сверкали...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-11 16:27 (ссылка)
Да, хороши. Сетчатокрылые - а их немало http://ivanov-petrov.livejournal.com/331669.html - почти все в этом стиле, грациозные тварюшки. Выступают несколько манерно и капризно... Недаром в древние времена они играли роль бабочек. На эту роль не каждого возьмут.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]magenta_13@lj
2006-03-11 16:31 (ссылка)
Она не бабочка, не птица...
Сгореть ей - или утопиться?..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]quisas@lj
2009-04-29 11:07 (ссылка)
Спасибо за инфу :) А я вот такую златоглазку сняла )) http://benatka.fotoblog.by/26516.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-04-29 13:13 (ссылка)
да, хороша

(Ответить) (Уровень выше)