Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-12-21 18:12:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Забавные аналогии «менеджмента»
Собственно, чтобы не прятать карты, я сразу же и скажу, какие аналогии. Я тут давеча говорил о том, что имеется симметрия между социалистическим и капиталистическим обществом – или, если угодно, антисимметрия. При социализме был идеологический пресс и запрет на внешнее выражение нелояльности, чудовищная государственная бюрократия и проч. Что, собственно, детализировать – должны помнить, а кто детали забыл – ему же хуже, такой опыт дорогого стоит. Такого дорогого, что – не купишь.

А при капитализме идет пресс внутри фирм, запрет как раз того, чего было вдосталь при социализме (толку с того…) – свободные разговоры о начальстве, слабый контроль за трудом. Короче, проблемы в «большом обществе» заменяются при капитализме на проблемы в «обществе малом».

Разумеется, эта аналогия имеет лишь ограниченный смысл, да и кроме того – ну есть она, эта аналогия, и что?Разные мысли можно иметь по этому поводу. Но это отдельный разговор, а я, собственно, по поводу занятного разговора, который у меня тут состоялся с одним знакомым.

Мой знакомый, программист (за 50), работает в некой фирме, расположенной в Москве. В детали я не вникал, да и незачем. Так вот, их фирму то ли приобрела такая крупная штука, как Honeywell, то ли еще как – короче, они теперь под ними и столкнулись с их менеджментом.

Разумеется, много перемен, затруднительных привыкшим к другому людям. Например, менеджмент заменяется – почти сплошь – на американский, а значит, возникают серьезные языковые проблемы. Чтобы, значит, с начальниками говорить. Но оставим это в стороне – хотя на самом деле мне это кажется крайне занятным. Ну хотя бы – чтоб не пеняли, что у нас в России такие вот менеджеры дураки, это всё от неумения и дурости, - а вот, поглядим теперь, как у природных менеджеров дело поставлено.

Далее – впечатления такие. Я, говорит, изумился – сколько у них приходит кадровиков. За последние 15 лет я и забыл, что такое кадровики, как-то не видно их было, а тут – целые тучи. Внутри отделов целые надстройки из управляющего элемента. Бюрократия чудовищная – больше, чем при социализме было. Туча внутрифирменных чиновников. Десятки бланков, с сотнями пунктов. Очень много отчетов. Не только по работе – хотя и этих очень много. Но много и «личных» - по биографии, когда женат, зачем родился, как работал, с точными графиками – сколько часов в какую неделю вырабатывал, какие проблемы делал и прочее и прочее. На все – карточки, подписи, заверения, удостоверения – множество бумаг. И всем этим ведают отдельные такие особые люди, и ведут эту бухгалтерию, и им надо тоже ежеквартально и ежегодно особо сдавать анкеты повторно – может, переженился, или переродился, или машину купил. Из него все время пробивались забытые слова, в которых он искал аналогии с новым заграничным опытом – отдел кадров, местком…

Он, собственно, не жаловался, а весьма изумлялся. Неприятно так изумлялся. И дело не в том, чтобы поговорить о конкретных проблемах данного человека – что английский у него не блестящий, что он от чего-то там отвык и к чему-то ему трудно снова привыкать. Мне, скорее, интересно – как оно поворачивается. Конечно, наверняка не все фирмы такие. Политика в разных – разная. Однако, думаю, и нечто усредненное, считающееся нормальным можно отыскать. И вот возникает подозрение – что это усредненное и как бы нормальное окажется с очень знакомыми для имеющих советский опыт чертами, только называться эти черты будут иначе. (И слово есть, и орган соответствующий есть. Только называть его этим словом не принято, а надо культурно так: менеджмент…).

И еще я думаю, что это дело на Западе не так давно появилось. Подозреваю даже, что «нормальным» это становится только сейчас – а никак не из 70-80-х идёт. Такая вот конвергенция – когда это уже вполне безопасно, ибо конвергент вымер. Собственно, к капитализму у меня по этому поводу претензий нет – коли мы были такими дураками, то с чего надеяться, что за границей люди существенно умнее? Просто забавно, сколько пыли можно поднять и сколько можно друг с другом биться, старательно отстаивая некую дурь против почти в точности такой же.


(Добавить комментарий)

большое и малое общества
[info]a_p@lj
2004-12-21 13:25 (ссылка)
Во Франции водораздел проходит не между государственными и частными компаниями, а между большими и маленькими. И знакомых, ищущих работу, вполне нормально спросить не "какую должность", а "большую или маленькую компанию" он ищет. А компьютеры позволяют уровень бюрократизации, невообразимый в советские времена.

(Ответить)


[info]lxe@lj
2004-12-21 14:33 (ссылка)
Конечно, да.
Контроль за трудом - это "проблема".

(Ответить)


[info]rgu@lj
2004-12-21 15:24 (ссылка)
vy znaete, eto ne ochen' pokazatelny primer, vse ne tak ploho. Est', konechno, upravlyayuschy element, no tam, gde on razdut nepomerno dovolno skoro prihodyat k mysli, chto pora kogo-nibud' uvlit'. inache samo raspadetsya.
sorry a translit.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-22 09:24 (ссылка)
Может быть... Может, и само распадется. А примерить на социализм? Распался сам... Но очень долго ждать. а чем заменился? И это - чем заменится? Разумным и доверительным отношением к работнику? Хм...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rgu@lj
2004-12-22 10:03 (ссылка)
Вы знаете, совершенства в мире нет. Если везде в мире будут работать, ими управлять, за ними следить и пр. сплошь милые честные добрые и умные люди, то куда податься идиотам и мерзавцам?! Им где-то надо существовать, где-то концентрироваться..

И немного из личной практики...
У нас на работе вполне доверительные (в меру) отношения между кадровиком и остальными гражданами (довольно крупная иностр. компания). По крайней мере, кадровик вполне откровенен с теми, с кем он МОЖЕТ быть откровенен. Вы же не всякому на работе доверитесь, верно? Надо просто понимать, что все выполняют/играют свою роль. Если кадровик будет играть ПРЕЖДЕ ВСЕГО в пользу работников, то его уволят, и будут правы, кстати.

Я вот, совершенно не жду, что ко мне на работе будут как-то особенно относиться — хоть кадровик, хоть начальник, хоть подчинённые, хоть коллеги.. У меня ровные отношения со всеми и мне этого достаточно. Это работа, я работаю за деньги, остальное мне фиолетово совершенно. У меня есть семья, друзья, собственные увлечения.
Работа, на которой хорошо или лучше, чем дома это тоже палка о двух концах. Мне было хорошо на такой, когда там были сплошь университетские друзья (переругаться в принципе невозможно) и у меня не было жены и детей.

P.S.: У Вас очень интересный журнал. Читаешь-читаешь о разном, вдруг бах - ББС! приятно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-22 15:18 (ссылка)
Спасибо за отзыв.

Что такое ББС?

Моя мысль была вовсе не в том, чтобы все люди вдруг стали милыми (это все-таки отдельная тема) или на работе все стали друзьями (приятно, но не - о том). Если пожелаете понять, о чем я говорю, то это можно видеть из Вашего коммента. Вовсе не об особых личных отношениях с солуживцами я говорю, а о том, что Вам фиолетово - все, кроме. Я вовсе не пытаюсь Вас укорять - мне тоже очень многое на работе фиолетово, и думаю еще массе людей - тоже. И если бы мы работали рядом, в одной организации (мы не знакомы, так что легко представить, будто это так) мне было бы именно этим цветом до Вас, а Вам - до меня. Дело не в том, чтобы мы "подружились", а в том, что экономическая реальность сейчас провоцирует именно на такое отношение (которое Вы счиатете единственно возможным и правильным), а нам - уж простите за карканье - с таким отношением не выжить.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]juan_gandhi@lj
2004-12-21 19:21 (ссылка)
Ах перестаньте. Это дурь не "капитализма вообще", а данной конкретной фирмы, которая разжирела на военных заказах, в которой толпы идиотов и огромная бессмысленная бюрократия. Вообще, в каждой конторе по-своему. Чтобы иметь более полную картину, надо сличать... и получится, что у всех свои глюки. Вообще, стоило бы поспрашивать.

У нас в конторе, я бы сказал, никакой бюрократии - а социализма полно. Такого, народно-домашнего. С соцобязательствами и личным творческим планом.

В Оракле же, напротив, в каждом отделе людей выстраивают мысленно в линейный порядок - каждому сообщают его номер в духовной иерархии - кто первый, тот типа скоро на небо живьём будет взят, а кто последний - того скоро то ли зажарят, то ли уволят. Уволят, наверное - у них в январе сокращение будет.

В Гугле формализма нету - есть стиральные машины рядом с рабочими местами. Это что, лучше?

В Фортифае (ну, это стартап) я был на хеловин, и разговаривал с бородатым парнем, одетым в роскошное белое платье. Кадровик был одет попом, с огромные крестом на шее.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]109@lj
2004-12-21 23:55 (ссылка)
слушай, а ты там по интервьям ходишь, тебе ведь наверняка предлагают кого-нибудь ещё зарефёррить. рефёрь меня, http://kostas.homeip.net/ksurkov-resume.htm

(Ответить) (Уровень выше)


[info]liber_polly@lj
2004-12-22 05:10 (ссылка)
да, согласна. Очень разные конторы... и выбирать теперь я выбираю, глядя и на размер тоже...
последняя моя контора была большая по канадским меркам... и ужасно бюрократическая. На каждый чих была бумажка, темплейт. На каждый писк был репорт, темплейт... И если, не дай бог, темплейты попутаешь, не все поля заполнишь, ссылку неправильную в е-мейле поставишь, то вздуют, что мало не покажется.
Ушла вот в мелкую контору дыхание перевести. Вообще никакой документации нет. Ну, почти нет. Тоже перебор. Зато очень все веселые, дружелюбные и все время коллективно едят:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-22 09:27 (ссылка)
Перестаю. Разумеется, вы правы, это не дурь капитализма вообще, а отдельный недостаток. В целом, верю, нетипичный. О-хо-хо...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]liber_polly@lj
2004-12-23 01:00 (ссылка)
Я думаю, что такое впечатление потому, что до России добираются премущественно компании-монстры. Забюрократизированные донельзя.
Мелким просто не долететь... Даже при безветренной погоде.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-23 09:28 (ссылка)
Да-да, до середины Днепра... И опять у нас монстры... Прямо игрушка какая-то компьютерная.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]liber_polly@lj
2004-12-24 02:29 (ссылка)
И все время новые версии... DOOM-1, DOOM-2...

(Ответить) (Уровень выше)