Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-11-12 08:36:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Медляк степной Blaps halophila
К семейству чернотелок (Tenebrionidae) относится более 20000 видов жуков с твердым панцирем темной окраски, хотя есть тропические красавцы, не уступающие по яркости расцветки златкам. Размеры у них разные, и облик тоже - чернотелки могут быть похожи на кого угодно - от жужелиц до листоедов.






Это и близкие ему семейства отличает устройство лапок: на всех ножках они пятичлениковые, а на задних - четырехчлениковые. Самки чернотелок откладывают яйца в поверхностный слой почвы. Личинки их обычно питаются корнями растений, растительным детритом или грибами, но есть и хищники, и те, что поедают зерно и тем вредят человеку.

К таким вредителям относится мучной хрущак Tenebrio molitor - плоский темно-бурый жук до 1,5 см в длину, личинки до 3 см, светло-желтые «мучные черви». Быстро размножаясь, хрущаки заселяют зерно и муку, загрязняя продукты своими экскрементами. Поедают хрущаков жуки мавританские козявки Tenebroides mauritanicus из семейства Trogossitidae. Личинки козявки в природе живут под корой деревьев, но они приспособились забираться на всякие человечьи склады - там полно не только хрущаков, но и гусениц зерновой моли, личинок амбарного долгоносика. Впрочем, пользой рода человеческого мавританская козявка озабочена не чрезмерно и тут же принимается поедать зародыши хранящихся на складе зерен.


С мучным хрущаком – в силу его обычности – ставили стандартные опыты на обучаемость. В частности, учили этого жука выбирать правильный поворот в Т-образном лабиринте. Такие опыты проводились с множеством разнообразных животных – от инфузорий до собак. Вот и с насекомым, этому хрущаку, тоже ставили такую задачу. Если жук выбирал правильно, перед ним оказывалась коробочка с отрубями. А после еды его относили в баночку и давали немного отдохнуть. А за неправильный выбор отрубей жук в глаза не видел, его обидно тыкали в голову палочкой и вместо отдыха относили к началу лабиринта. Спорая эта метода имела действие: жуки выучивались поворачивать так, как от них хотели. Более того, таким же образом можно выучить и личинку мучного хрущака. И ее навыки сохраняются в процессе метаморфоза, когда все тело жука перестраивается, и через целый месяц жук, выведшийся из такой обученной личинки, помнит правильное направление поворотов. Это и в самом деле удивительно: пройдя полную перестройку тела, существо еще помнило опыт из «прошлой жизни».

Другая обычная чернотелка, встречающаяся в продовольственных запасах человека - малый хрущак Tribolium confusum. Обычный этот вид живет не просто так: у него развиты иерархические отношения. Самцы у малых хрущаков всегда прогоняют от лучших кусочков корма самок, взрослые особи в полной силе - старых и совсем молодых. В случае возникновения проблем происходят схватки, приводящие иногда к серьезным увечьям, которые в дальнейшем снижают ранг особи. Так что в забытой банке муки идёт нешуточная социальная жизнь. Просто хоть начинай моделировать законы жизни общества.

Большинство чернотелок обитает в сухом и жарком климате - в степях и пустынях. Потребляя разнообразную растительную пищу, чернотелки подменяют в этих ландшафтах других, более влаголюбивых потребителей растительной биомассы - листоедов, долгоносиков, усачей и являются их экологическими аналогами, специально приспособленными к сухому климату. Тело медляка степного Blaps halophila покрыто прочным панцирем, надкрылья срослись посредине. Этот прочный футляр предохраняет жука от высыхания в раскаленном воздухе, ведь медляк - обитатель жарких областей, пустынь. Длина тела до 23 мм. Питаются медляки всякой растительной пищей, едоки они не слишком привередливые, могут поедать и разные сельскохозяйственные культуры. Их личинки обитают в почве и тоже питаются растительной пищей, чаще семенами.

Жизнь степных и пустынных чернотелок связана с почвой - в ней они рождаются, тут живут их личинки, и в случае опасности или перегрева жуки быстро зарываются в почву. У многих родов (Pedinus, Gonocephalum, Opatrum) передние ноги - копательные.



Другие обитатели жарких песков вырастили себе очень длинные ноги: они и бегают быстро, да и тело все же немного приподнято над раскаленным песком (Adesmia).

Те чернотелки, что помельче, научились «плавать» и «нырять» в песке. Они такие же обтекаемые, как многие водные формы (Psammestus, Adavius). Движения их в сыпучем песке типично «плавательные»: передние разводят песок в стороны и назад, средние и задние ноги отталкиваются от песка, каплевидное тело быстро продвигается вперед. Независимо «песчаные пловцы» развились в разных ветвях чернотелок в разных пустынных регионах мира - в пустыне Намиб и в Южной Америке, в Сахаре на Новой Зеландии (в прибрежных песках). А вот в норах и муравейниках чернотелок мало, а во влажных и болотистых местах их почти нет (за редкими исключениями вроде Opatrum riparium).

Медляк, немного похожий на неуклюжую жужелицу, действительно ползает весьма неспешно, полагаясь на свою химическую защиту. Он не убегает от врага, скорее, как скунс, храбр: при опасности сразу высоко задирает задний конец тела наподобие пушки и выстреливает из анального отверстия дурно пахнущую жидкость в сторону врага. Забавно, что многие родственники медляка, например, чернотелка-толстяк Pimelia, не выделяют вонючей жидкости, но в случае опасности тоже приподнимают конец брюшка: пугают своим сходством с медляком, маскируются под него своими повадками. Тут не до видового определения: когда противник угрожает завонять, немногие осмелятся проверить истинность угрозы.

У некоторых чернотелок известна забота о потомстве, причем о яйцах заботятся и самка, и самец. Медляк степной живет в степях и лесостепях России, на Кавказе, через Казахстан и Среднюю Азию заходит на юг Западной Сибири. Паразитирует на медляках и близких родах (Opatrum) небольшая серая ежемуха Rhinometopia acuminata. Эта муха дает в год 4-5 поколений и способна заразить до 20% всех чернотелок данной местности.

Некоторые чернотелки способны издавать звуки, потирая краем надкрылья о брюшко. Для чего им это нужно, точно пока не известно. Может быть, они так ухаживают, а может - пугают кого? При этом есть и такие чернотелки, которые, как саранча, стрекочут ногой о край жесткого надкрылья. Значит, аппарат звукоизлучения возникал несколько раз даже в пределах одного семейства чернотелок. Это, в свою очередь, говорит о «цене» приспособления у насекомых. Надо было за какой-то малопонятной надобностью пострекотать - изобретем звуковой аппарат, сколько раз надо, столько изобретем. Жесткие покровы позволяют сделать его в любом месте. Действительно, где ни вообразишь звуковой аппарат - есть насекомые, у которых он в этом месте уже присутствует - на крыльях, груди, ногах, брюшке, на хоботке и на голове... Скрытноеды, например, тихо скрипят что-то стридуляционной линией на затылке.

Итак, чернотелки - группа, специально приспособленная к жизни в сухих и жарких областях, в степях и пустынях, где они заменяют многих других растительноядных жуков. Хотя, конечно, жить жуку не запретишь, и некоторые чернотелки живут не в далеких южных пустынях и не в нашей банке с мукой, а в подмосковном лесу, под корой деревьев и на древесных грибах. Это обычно маленькие жуки с цилиндрическим телом. Наиболее обычен у нас Bolitophagus reticulatus, живущий в трутовиках на лиственных деревьях, а также трутовиковая чернотелка Diaperis boleti - черный, выпуклый, сильно блестящий жучок 6-8 мм длиной с широкими зубчатыми оранжевыми перевязями на надкрыльях.




(Добавить комментарий)


[info]mikluha_maklai@lj
2006-11-12 05:58 (ссылка)
Каким ты был, таким остался
Медляк степной, казак лихой...
Ерунда какая-то мне в голову лезет

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-12 06:24 (ссылка)
Лиричное впечатление у Вас от этих картинок.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mikluha_maklai@lj
2006-11-12 06:52 (ссылка)
У меня с детства к жукам очень положительное отношение - видимо, нравится мне их идеологическая твердость :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]flying_bear@lj
2006-11-12 08:34 (ссылка)
> и тут же принимается поедать зародыши хранящихся на складе зерен.

Вот откуда известный энтомолог Жванецкий взял свое "что охраняешь, то и имеешь". А я все голову ломал - где же он такое мог увидеть?

Про сохранение памяти при метаморфозе - потрясающе интересно и наводит на всякие крамольные мысли.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-12 11:37 (ссылка)
Да, конечно - больше ему увидеть это было негде.

При метаморфозе практически всё новое тело насекомого строится из т.н. имагинальных дисков - очень невеликих групп клеток, рассеянных в теле, и число этих дисков не так чтоб крайне велико - не помню точно, но первые десятки, что-то такое. Остальное всё растворяется - если вскрыть куколку насекомого, там этакая слизь - всё тело перешло в раствор. На основе примерно таких соображений (крамольных0 делались выводы, что память зашифрована в молекулах белка - мол, какие там связи нейронов, когда тело в мелкую слизь растерто, это только молекулы могут выдержать. Кажется, от идеи белковой памяти всё же отказались... Но, думаю, еще не раз будут вспоминать. Так что сейчас считается, видимо. что какие-то поганеькие связи между нейронами остаются и проходят от личинки до имаго. Хотя это чудо - раствориться, собраться вновь нацело другим. крылатым - и помнить. что палочки должны быть попиндикулярны... то есть в том дурацком лабиринте поворачивать надо налево.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2006-11-12 11:46 (ссылка)
А есть ещё, вроде, слизняки такие, которые на отдельные клетки разбираются, те живут как одноклеточные, а потом сами собираются.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-12 12:02 (ссылка)
Это не слизняки, т.е. не моллюски. если бы такое нашли у моллюсков... в общем. это на нобелевку тянет. Это миксимицеты http://ru.wikipedia.org/wiki/Миксомицеты - есть такие твари, действительно. очень забавные. Их иногда по-русски зовут слизевиками... Да, живут как одноклеточные. попросту - амебы, а для размнлжения собираются в этакий гриб, часть превращается в споры - и поехали дальше.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2006-11-12 12:08 (ссылка)
Это что-то не совсем то. Те звери тоже не были моллюсками, но выглядели якобы именно как слизни, ползали точно так же. Но там книжкак какая-то была не вполне серьёзная, и не по биологии, может ерунда просто.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-12 12:52 (ссылка)
Думаю, именно о них - только рисунок был... вольный. Они и ползают. Собираясь в кучку, этакий слизистый бугорок ползет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albiel@lj
2006-11-12 13:07 (ссылка)
А, да, там так эпатажно слизевик описывался. Я так и не понял, он многоклеточный или многоядерный?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-12 13:42 (ссылка)
когда в стадии слияния - там клетки сливаются, получается такой многоядерный плазмодий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2006-11-12 13:51 (ссылка)
Ясно, круто - универсальный солдат.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]flying_bear@lj
2006-11-12 12:32 (ссылка)
Потрясающе интересно. Есть у меня ощущение, что многие факты не доходят до любопытствующих обывателей (типа меня) потому, что профессионалы просто сами их пугаются. Поэтому по популярным книжкам - все такое благостное, простое и понятное... Это установка такая в нашей культуре. Когда ученый пишет для неученых - он хочет похвастаться, сколько уже понято. А по-хорошему - хвастаться надо (если уж хвастаться) тем, сколько появилось возможностей пытаться понять то, что ни в какие ворота... Большое спасибо за Вашу популярную серию про насекомых. Есди бы мне что-то подобное в школе попалось - стал бы, наверно, зоологом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-12 12:57 (ссылка)
Да, книги пишутся, чтобы сказать о том, что известно... давняя мечта - видеть популярную книгу, где много говорится о неизвестном. я себе представлял дело так. что это можно сделать - если расписать те гипотезы и догадки, какие были высказаны. На достаточно высоком уровне там идут первые опровержения и рассуждения вполне доступные здравому разумению - никакие не плохо рассказываемые частности. очень, думаю, было бы интересно. Но что-то не видел. Видимо, согласованное мнение - популярные книжки пишутся под заказ, редко кто их сочиняет "для себя" и бегает потом по издательствам, а заказ понятен - для такого-то возраста, образовательная и т.п. Ну и труднее это - отыскивать, как сказать о том, что не известно, как выдержать потом упреки профессионалов, которые думают. что это ясно и нечего огород городить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2006-11-12 14:03 (ссылка)
Так надо просто взять и написать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-12 14:41 (ссылка)
Типа да.

(Ответить) (Уровень выше)

очень здорово
[info]deodan@lj
2006-11-12 20:30 (ссылка)
а про медведок будет?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: очень здорово
[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-13 02:41 (ссылка)
прямокрылые уже прошли... И я медведок пропустил. Попробую вспомнить... коли не забуду

(Ответить) (Уровень выше)


[info]antimantikora@lj
2006-11-13 11:07 (ссылка)
Ура, бляпс!
не хватает только гигантского.
почему жуки такие классные?
Иванов тоже.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-11-13 11:11 (ссылка)
Иванов благодарен.
Жуки с достоинством отмолчались.

(Ответить) (Уровень выше)

Про хрущака
(Анонимно)
2007-01-30 12:05 (ссылка)
Откуда полно большого хрущака летом в моей квартире и что мне с этим делать? На окнах сетка, но всё равно пробираются. Муки дома не хранЮ, все крупы съедаются очень быстро, запасов нет. Просто летом нахожу взрослых жуков чуть ли не каждый день. :( Сетку ставить качественнее или что? Может, через вентиляцию лезут?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Про хрущака
(Анонимно)
2007-01-30 12:11 (ссылка)
Добавлю, что живу в Эстонии в панельном доме и позади дома начинаются уже поля и дачи. Жуков нахожу чаще по утрам, что естественно, т.к. именно ночью они активно пробираются откуда-то.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Про хрущака
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-30 13:19 (ссылка)
не думаю... конечно. в общем-то понятия не имею, откуда у вас, но вообще-то не думаю, что летят. просто у вас дома и живут, находите по утрам - видимо. ритм суточный у них такой. что в это время попадаются. где-то плодятся... они могут жрать почти что угодно. где-то что-то рассыпалось или забыто. вот и живут.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Про хрущака
(Анонимно)
2007-01-30 14:39 (ссылка)
Спасибо за ответ. Но сомневаюсь, что живут дома. Я не видела ни одной личинки, а они большого размера, проглядеть не могла бы. Как не видела и пустых коконов. Попробуем сетку поставить иначе, чтобы не было ни одного зазора этим летом - тогда будет виднее.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2010-06-11 11:47 (ссылка)
класный жук!!!!обожаю насекомых!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

(Ответить)


(Анонимно)
2010-06-12 06:45 (ссылка)
а у меня богомол дома живёт

(Ответить)