Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-04-22 10:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Моль платяная Tineola biselliella

Всем известны моли, повреждающие шубы и пуховые платки, но не все знают, что молей очень много, они относятся к разным семействам бабочек и далеко не все интересуются шубами. Например, длинноуска опоясанная Adela degeerella (Adelidae) - небольшая бабочка, до 15 мм в размахе крыльев. Как и у всех рассматриваемых здесь бабочек, кроме тонкопрядов, крылья у молей разные по строению, передние больше задних. Усики у длинноуски действительно на славу - у самца в 3 раза длиннее переднего крыла. Гусеницы длинноуски склеивают из кусочков листьев себе чехлик и в нем ползают по почве - как черепахи, в собственном переносном убежище. Живут длинноуски в лесной зоне, на Кавказе.


Такие же чехлики строят себе гусеницы бабочек-мешочниц (Psychidae), только у них чехлики из песчинок, стебельков и т.д. При этом ходят гусеницы только грудными ногами, а брюшные заняты удерживанием чехлика (совсем как у ручейников). У распространенной у нас повсеместно мешочницы одноцветной (Canephora unicolor) самка бескрыла, их отыскивают крылатые самцы. У других видов мешочниц самки могут быть не только без крыльев, но и без ног, глаз и усиков - зачем, все равно взрослые мешочницы не питаются. Самцов у некоторых видов мешочниц мало, и самки, коли кавалер не летит, откладывают внутрь чехлика, из которого они с детско-гусеничных времен не выходят, партеногенетические яйца. Живет такая самка на свете всего несколько минут. Существует удивительная мешочница Nepentophilus, которая живет в «пищеварительном соке» насекомоядного растения Nepentes и питается остатками насекомых, которое растение не успело переварить.




Гусеницы яблонной горностаевой моли Yponomeuta malinellus (Yponomeutidae) живут в больших паутинных гнездах на яблоне, все вместе. Молодые гусенички минируют листья, то есть прокладывают в тканях листа ходы. Подрастая, гусеницы выходят на поверхность листа и вот тогда-то и строят паутинные гнезда.


Гусеницы сиреневой моли Caloptilia syringella, относящейся к семейству молей-пестрянок Gracillariidae), также минируют листья. Гусеницы этой моли живут по несколько штук в одной мине. Потом гусеницы прорывают стенку мины, выходят на лист и доедают его, оставляя только жилки. Листья свиваются в трубки, а сами наевшиеся гусеницы уходят в землю окукливаться и зимовать. Удивительной особенностью гусениц молей-пестрянок является подобие «сверхпревращения» у их гусениц. Молодые гусеницы-сокоедки живут в поверхности листа, высасывая соки, у них плоское тело совсем без ног, а гусеницы старших возрастов (тканеедки) жуют ткани листа и внешне становятся толще, появляются обычные для гусениц грудные и брюшные ноги. Иногда между этими двумя стадиями гусениц имеется покоящаяся стадия вроде ложнокуколки, а выходящая из нее гусеница не питается и ротовые органы у нее редуцированы. Эти личинки бабочек - гусеницы - ведут себя так, словно взрослой стадии - бабочки - нет, и гусеница совершает весь положенный насекомому метаморфоз, достигая после стадии «куколки» стадии «взрослого» непитающегося организма - им осталось только размножаться научиться.




Но наиболее известны, конечно, из всей этой серенькой бабочной компании настоящие моли - семейство Tineidae. Гусеницы настоящих молей в природе живут в переносных чехликах и питаются растительным опадом, трутовыми грибами и лишайниками, мхами и сухими перьями, кожей, шерстью... Естественно, поселившись в жилье человека, платяная моль перешла на диету из кожи и шерсти. Гусеницы платяной моли живут под пологом, сплетенным из остатков пищи и своих экскрементов. Взрослые бабочки всего 12 мм в размахе крыльев, соломенных с золотистым блеском. Они не питаются - их дело - отложить яички на подходящую шубку. Но еще больше, чем платяная, шубы любит шубная моль Tinea pellionella. Ее гусеницы живут в переносных чехликах. Гусеницы мебельной моли Tineola furciferella плетут трубчатые ходы, в которых живут и питаются. За год сменяется до 4 поколений моли. Запасам продуктов вредят грибная (Nemapogon personellus) и зерновая (N. granellus) моли - в природе они едят гнилые трутовики, а в амбарах у людей заменой трутовикам служат сушеные фрукты, зерно.





Гусеницы молей рода Ceratophaga живут в рогах африканских антилоп, где питаются кератином, то есть тем самым веществом, из которого рога и построены. У других молей отмечена и совсем среди бабочек редкая черта: гусеницы некоторых настоящих молей, а также мешочниц и совок могут хищничать, поедая других насекомых.


(Добавить комментарий)


[info]deadkittten@lj
2007-04-22 03:39 (ссылка)
Ошибка с кавычками с по http://gallery.insect.cz/data/media/15/jd200510.jpg http://www.pieris.ch/fotos/falter/calanda/calanda05_168y.jpg .
А по теме -- жутка живучая зараза. Однажды даже в мешке с порошковым красным перцем обнаружил -- и ничего, вполне себе жили и питались. :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 03:50 (ссылка)
спасибо!
живучая, точно. перец - это, простите, ...
У меня в банке два месяца жила гусеница, ползая и питаясь гексахлораном.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]winterleafs@lj
2007-04-22 04:23 (ссылка)
Гексахлораном?! Это же, если не ошибаюсь, инсектицид типа ДДТ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 04:52 (ссылка)
что меня и удивило.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]winterleafs@lj
2007-04-22 05:04 (ссылка)
Может, то была некая мутировавшая форма, и ее надо было в НИИ отнести?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 05:18 (ссылка)
Это известное явление. К любым ядам привыкают, и к ДДТ, и к чему угодно. ничего нового для НИИ в этом нет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouprianov@lj
2007-04-22 04:55 (ссылка)
Чехлик Nemophora degeerella совершенно не похож на чехлики Psychidae. У Psychidae внутри чехлика имеется шелковый "чехол" (по сути, такие чехлики мало отличаются от шелковинных туннелей тех же Tineidae, только эти куски туннеля Psychidae носят с собой). У всех чехлоносных Incurvarioidea (к которым относится и Nemophora degeerella) чехлик делается из овальных фрагментов листьев, скрепленных шелковинкой по краям. Изготавливают они его следующим образом: когда гусеница "вырастает" из чехлика, она прикрепляет его шелковинкой по периметру к листу кормового растения, после чего выгрызает вокруг прикрепленного чехлика овальный "разрез". После того как этот новый кусок выгрызен, гусеница переползает на новое место и прикрепляет чехлик к листу другой стороной. Снова выгрызает по периметру разрез. В результате чехлик выглядит как сендвич с гусеницей внутри. Каждая из двух пластинок чехлика многослойная, состоит из нескольких овальных фрагментов постепенно увеличивающихся в размерах. Вместе с тем, шелкового "футляра", в котором сидит гусеница, у Incurvariuidea нет.

Более характерная группа чехлоносов -- Coleophoridae, но как устроены их чехлики в деталях, я не знаю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 05:19 (ссылка)
Да, чехлики у разных молей - совсем разные. Спасибо за описание вкусных деталей.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]drandrandr@lj
2007-04-22 05:10 (ссылка)
Как всегда, спасибо.

Опять же, некоторые фразы забавно звучат вне контекста: "У других видов мешочниц самки могут быть не только без крыльев, но и без ног, глаз и усиков - зачем, все равно взрослые мешочницы не питаются."

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 05:20 (ссылка)
Да, забавно. Ежели антропоморфное восприятие подключить...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dorinem@lj
2007-04-22 05:18 (ссылка)
В рогах африканских антилоп, да-да (нервно помахивая тростью). Сволочи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 05:50 (ссылка)
Так моли же, сэр. Конечно, сволочи

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dorinem@lj
2007-04-22 07:59 (ссылка)
- Бэрримор, кто сожрал мою сухую овсянку?
- Моли, сэр.
- А почему?
- ..., сэр.

Это из наболевшего, по мотивам автобиографии, так сказать.
А за рассказ спасибо - всё равно интересно!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hosjams_pjams@lj
2007-04-22 07:32 (ссылка)
Немного не по теме, но давно хотел спросить сведущих в энтомологии.

Последние 5-7 лет наблюдаю на даче под Москвой появление разных жуков-букашек-бабочек которых раньше сроду у нас не было. Это действительно так или мне кажется? Возможно ли что это миграция с юга в связи с изменением климата? К чему это может привести?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 08:05 (ссылка)
всяко может быть. скорее всего - просто волны численности. что было редким и невидным - стало видно. пройдет несколько лет - и другие всплывут. Может быть. конечно. что-то пошло чуть севернее - биотопы сменились, погода несколько лет как теплее. Привести? Ну, теоретически ко всему... а так - ничего особенного. Наиболее важно - распространение переносчиков заболеваний. Но это и так. в общем, понятно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vladimirpotapov@lj
2007-04-22 07:53 (ссылка)
Постыдно поздно узнал, чья это странная паутина. Спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 08:05 (ссылка)
да, гнезда гусениц.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aka_b_m@lj
2007-04-22 08:43 (ссылка)
Вот только осталось непонятным, что же выделяет молей в группу, объединённую общим названием. Косвенно можно догадаться, что моли - примитивные бабочки, но в чём этот примитивизм выражается?

> Молодые гусеницы-сокоедки живут в поверхности листа
- мне кажется, что нельзя сказать "в поверхности". Наверное, имеется в виду "в толще листовой пластины", как-то так.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 09:06 (ссылка)
Вы правы. Довольно гетерогенные семейства объединил в один рассказик. И с поверхностью - конечно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aka_b_m@lj
2007-04-22 09:11 (ссылка)
Да я спрашиваю, как энтомологи узнают, какую бабочку называть молью, а какую - нет? :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-22 09:19 (ссылка)
классификация http://www.troplep.org/famlist.htm
примерно до PYRALOIDEA

собственно название "моль" традиционно прилагается к названием некоторых семейств - то есть это не "настоящее" название.

(Ответить) (Уровень выше)

Опечатка
(Анонимно)
2007-04-27 17:19 (ссылка)
Стал гуглить Nepentes, Nepentophilus - ничего. А вот и причина: правильно Nepenthes, Nepenthophilus.

-- Женя

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Опечатка
[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-28 02:00 (ссылка)
cпасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gorulia@lj
2008-05-26 09:47 (ссылка)
Простите пожалуйста, Вы энтомолог? Я просто пишу статью о моли и мне срочно нужен комментарий специалиста! Не могли бы Вы помочь?!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-05-26 09:55 (ссылка)
увы, я почти не знаю молей. извините

(Ответить) (Уровень выше)