Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-06-02 11:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мертвая голова Acherontia atropos

Семейство бражников (Sphingidae) объединяет крупных бабочек с толстым туловищем, веретеновидной формой тела, узкими вытянутыми передними крыльями и сравнительно короткими задними. В мире известно около 1300 видов бражников, в России около 30 видов.














У этих бабочек мощный быстрый полет и очень длинный хоботок: нектар они пьют на лету, зависая над цветком. Такой трепещущий (стоячий) полет считает наиболее сложным, самым высшим пилотажем, и обладают им кроме бражников только некоторые мухи и пчелы. Кстати, часто такой способ питания бражников приводит к тому, что нектар они фактически крадут: ведь пыльца не попадает на насекомое, которое даже не присело на цветок, и цветок от такого действа никакой выгоды не получает. Самый длинный хоботок у тропического бражника Macrosila morgani - 35 см. Служит такой «хобот» специально для опыления орхидеи, у которой глубина венчика достигает 30 см.





Бражники - ночные бабочки, и питаются они в сумерках и ночью. Глаза их устроены специальным образом, чтобы лучше видеть при сумеречном освещении. При этом у бражников имеется довольно сложное фуражировочное поведение. Маршрут жимолостной шмелевидки Hemaris fuciformis не случаен: бабочка летит по прямой, останавливаясь в среднему каждого второго соцветия смолки. Соцветие бражник обследует, начиная с нижних цветочков. Выборочно обследуя цветы, бабочка проверяет, есть ли в данном соцветии нектар - в цветках смолки нектара немного, и любой опылитель выпивает цветок досуха, а пока еще нектар наберется в достаточном количестве... Вот бражник и проверяет, оставили ему еще чарочку или здесь уже кто-то кушал и надо искать другое соцветие.





Гусеницы крупные, голые, с рогом на «хвосте». Многие гусеницы бражников имеют особую расчленяющую окраску: по серому или зеленому фону у них проходят косые светлые полосы, которые расчленяют тело гусеницы на отрезки. Куколки бражников зимуют в почве.







Мертвая голова - это очень редкая для России бабочка, она лишь изредка залетает с юга в умеренные широты. Встретить ее можно вечером на пасеке, ведь мертвая голова грабит пчел. Подбирается к сотам, крепким хоботком прокалывает ячейки и сосет мед. У нее крепкие покровы, и пчелиная толкотня ее не пугает, хотя случается - пчелы зажаливают грабителя насмерть. Мертвая голова втягивает и выталкивает из себя воздух через хоботок (вдыхание и выдыхает сказать нельзя: дышат насекомые через трахеи!) - и пищит. Это единственное насекомое, которое излучает звук через рот! Писком своим мертвая голова пытается избежать наказания за грабеж: считается, что это она издает звуки, подобные писку пчелиной матки, чтобы разгневанные рабочие признали царственную особу и не трогали. Что-то вроде крика пьяного в отделении: «Я член Государственной Думы!». Но звуки издают не только бабочки, но и гусеницы и куколки. Зачем - неясно.















Мы привыкли, что поют кузнечики и цикады, но бабочки кажутся нам безмолвными созданиями. Однако иногда и чешуекрылые производят звуки: некоторые бабочки имеют вибрирующие мембраны, позволяющие им довольно громко «пищать». А слышат бабочки совсем разными «ушами», что является свидетельством независимого развития у разных бабочек звуковых и слуховых органов. Например, именно бражники в отличие от прочих бабочек слышат головой. Другие - кто брюхом, кто грудью, кто крылом, а у бражников на ротовых щупиках находятся внешние «уши», а в голове - внутренние, чувствительные нервные клетки. Как мы помним, то, что мертвая голова «говорит» через рот, в насекомом царстве является совершенно уникальной способностью. Это так оригинально - слышать головой... говорить ртом...

Окрашена мертвая голова в соответствии с названием: тело черное с желтым, на груди у нее рисунок, напоминающий череп со скрещенными костями. Размах крыльев до 12 см. Родственники этой бабочки живут в тропиках. Вид мертвая голова внесен в Красную книгу.



Обычен у нас сиреневый бражник Sphinx ligustri. Как и у многих бражников, крылья у него окрашены одновременно покровительственно и предостерегающе: верхние невзрачные и блеклые, а нижние - яркие. Гусеницы бражников часто притворяются веточками и сучками деревьев, а иногда отпугивают «страшным» видом: некоторые даже копируют змей, раздувая грудь, на которой нарисованы крупные глаза. Их рог на заднем конце тела, по-видимому, предназначен для дезинформации врага: тот полагает. Что голова - там, где рог, и хватает там гусеницу, и та ускользает, отделавшись утратой задней части тела. Зимуют у наших бражников куколки, у которых, кстати, тоже на заднем конце имеется рог.





Гусеницы бражников питаются листьями растений, но дело это не такое легкое, как может показаться. Гусеницы североамериканского бражника Erinyis allo питаются молочаем. Это растение для защиты от листоядных насекомых заросло стрекающими волосками, а из поврежденных листьев выделяется липкий сок - короче, с толком такое защищенное растение не поешь. Местные жители, кстати, называют этот молочай «зловредной бабой». Однако гусеница бражника, подобравшись к листу и сидя на его черешке, осторожно прикасается к листу и таким образом «разряжает» стрекающие волоски. Затем она в нескольких местах прокусывает черешок, отчего выделение липкого сока из листа резко снижается - «зловредная баба» обезоружена, лист можно спокойно есть.



(Добавить комментарий)


[info]caveman_jackob@lj
2007-06-02 06:10 (ссылка)
Большое спасибо. Очень ценю Ваши посты о насекомых.

Хочу задать один только вопрос (из многих возникающих): зачем гусенице этот хвостовой рог?

И еще, полу-офф. Прошлым летом в Крыму на Азовском море снял бабочку величиной с ладонь. Не знаете, кто она такая?

http://foto.rambler.ru/public/caveman-jackob/_photos/71/1-webbig.jpg

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-02 06:29 (ссылка)
Большой ночной павлиний глаз
Image

"Самой крупной бабочкой в Еропе является грушевая павлиноглазка, или большой ночной павлиний глаз, (Saturnia pyri Den. et Schiff.) из семейства павлиноглазок (Attacidae). В размахе крыльев она достигает от 120 до 155 мм. Эта гигантская бабочка за всю жизнь ни разу не ест, а живет за счет запасов, накопленных гусеницей."

Рог? Вроде бы для маскировки - гусеницы делают вид, что у них голова на хвосте. рисуют там глаза, рога выращивают - так что птица ключет в "голову", а гусеница уползает с оторванным хвостом/. после чего еще выжить можно. Так, по крайней мере, часто говорят.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]caveman_jackob@lj
2007-06-02 06:32 (ссылка)
Спасибо! Потрясающе...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivha_ua_nsk@lj
2009-05-30 16:15 (ссылка)
Спасибо большое!Ваши посты всегда интересны!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]parshivec@lj
2007-06-02 08:32 (ссылка)
Мои любимые бабочки... спасибо за отличный пост! Когда-нибудь возможно я сделаю галерею собственных фот бражников, но явно не скоро - редкие они у нас:( За всю жизнь всего три вида встречал, по разу каждого.:( И изредка гусениц.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-02 10:32 (ссылка)
да, хороши

(Ответить) (Уровень выше)


[info]filin@lj
2007-06-02 10:46 (ссылка)
А мы как-то сидели за столом, а на столе сидело вот такое и трепетало крыльями. Кто-то догадался, что это он двигатели прогревает. Так и оказалось - потрепетал немного, поднялся и улетел. Потом в книжке прочли, что это правда и он именно что разогревался, для нормальной работы мышц (или что у него там?)
:-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-02 10:57 (ссылка)
да, так. для полета нужна опред. температура мышц - и если не оч. жарко, сначала прогревает

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aeris_n@lj
2007-06-02 13:14 (ссылка)
Симпатяги! А каких юзерпиков можно наделать...
У меня в прошлом году жила одна такая (http://aeris-n.livejournal.com/58269.html).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-02 14:21 (ссылка)
да, приятные звери.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gilgamesh_lugal@lj
2007-06-03 05:52 (ссылка)
Буквально сегодня скачал вот такой альбомчик бабочек Jakob Huebner - Die Nachtschmetterlinge(1880) - Plates, но без названий :( так что просто эстетика.
http://test.avaxhome.ru/ebooks/science_books/biology_genetics/hubner_plates.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-03 10:17 (ссылка)
спасибо за ссылочку

(Ответить) (Уровень выше)


[info]silna@lj
2007-06-04 08:09 (ссылка)
красивые какие все
и бабочки и гусенички

недавно видела по дискавери док фильм про то как эту бабочку, что орхидеи опыляет, искали
мол - если есть такой

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-04 08:43 (ссылка)
да, бражники хороши. Летуны!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2007-09-12 12:17 (ссылка)
Господа, помогите пожалуйста! Мы знаем, что бражник Мёртвая голова в некотрых случаях внушала людям суеверный ужас , как вестник неприятностей. Мне срочно нужны подтверждения етим внушениям. Принимаю мифы, легенды, отрывки из расказов мемуаров и.т.п на эту тему.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-09-12 13:30 (ссылка)
http://www.vremya.ru/print/77793.html
http://www.netpulse.ru/news/babochka/01.htm
http://www.antarus.biz/97376sh4.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2007-09-12 14:50 (ссылка)
Большое спасибо, если у кого то есть еще что то по теме-выкладуйте. С уважением Иван

(Ответить) (Уровень выше)

клёва
(Анонимно)
2009-07-21 13:20 (ссылка)
интересная статья, грамотно оформлена, а вы перечитываете когда пишите?)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: клёва
[info]ivanov_petrov@lj
2009-07-21 13:37 (ссылка)
ммм... какая-то грубая ошибка?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mariedit@lj
2009-09-04 04:50 (ссылка)
Нашел вот ваш старый пост, утащил одну фотку...

http://mariedit.livejournal.com/114538.html ;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-09-04 05:30 (ссылка)
рад

(Ответить) (Уровень выше)