Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-07-28 09:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Аполлон Parnassius apollo
В России встречаются родственники махаона - парусник Маака P. maackii и аполлон Parnassius apollo.
Papilio maackii








http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ja/b/be/Miyamakarasuageha.jpg

Хвостоносец Маака обитает на Дальнем Востоке, на Курильских островах, а также в Корее и Китае. Крылья у этого парусника бархатно-черные с зеленым отливом, задние синеватые. У этих бабочек, как и у махаона, два поколения в год. В апреле-мае - весеннее поколение, которое мельче осеннего: бабочки до 80 мм в размахе крыльев. В июле-сентябре - второе, бабочки этого поколения крупнее, до 130 мм. Гусеницы едят листья бархатного дерева и ясенца (семейство рутовых). Все родственные хвостоносцу Маака виды обитают в тропиках Юго-Восточной Азии, и лишь этот вид забрался так далеко на суровый север.


Parnassius apollo








Аполлон - самый крупный представитель своего рода - достигает в размахе крыльев 95 мм. Обитает в европейской части России, Южной Сибири. Задние крылья без «хвостов»; передние крылья белые с черными пятнами, задние - с красными пятнами. Лет бабочек происходит в июне-августе: всего одно поколение в год. Яйца самка откладывает на очитке. Зимуют гусеницы внутри оболочки яйца. Этот редкий вид внесен в Красную книгу СССР. Окраска аполлона предупреждающая: красные глазчатые пятна пугают птиц и надолго им запоминаются.

Мало того, что аполлон пугает бедных пташек «змеиными глазами», бабочка еще скребет ножками по нижней стороне крыльев, производя шипящий звук. Пугает аполлон не зря: он ядовит. По поводу глазчатых пятен существуют совершенно удивительные объяснения. Замечено, что такие пятна часто встречаются у тех бабочек, которые питаются соком подгнивших фруктов. Попив забродившего сока, бабочки пьянеют, координация у них становится плохая, и вовремя заметить насекомоядную птицу они уже не в состоянии. Тут и выручают глазчатые пятна, дают лишний шанс удрать.

Эти меры, возможно, помогают отогнать птицу, по крайней мере иногда. А как же хищники-насекомые? Ведь существует множество хищных форм, а бабочки вроде бы так беззащитны - и взрослые, и личинки-гусеницы. Как же уцелели эти насекомые? Бабочки, конечно, откладывают много яичек, но все же они не так плодовиты, как мухи или тли. В чем же они находят защиту?

Для людей и зверей все насекомые - маленькие создания. Однако между собой ростом они очень отличаются. Вспомним, что бабочки все свое эволюционное развитие увеличивали свой размер - от всего-то сантиметровых невзрачных мотыльков ко все более крупным формам, таким, например, как парусники и белянки, да и многие другие. Современные бабочки - гиганты мира насекомых, как бы динозавры насекомого мира.

А ведь увеличение размера является одним из самых простых способов отогнать хищника. Достаточно мирному растительноядному динозавру «подрасти» - и очень большое количество хищников уже не осмелится на него покуситься. Так и с бабочками: разница в размере с большинством насекомых делает их более защищенными.

Конечно, есть специализирующиеся на поедании гусениц бабочек паразиты вроде наездников. С другой стороны, есть грозные хищники - красотел Calosoma, например. Или жужелица из рода Carabus, «тиранозавр-рекс» мира насекомых. Эти справятся с любой, даже самой крупной гусеницей. Но таких хищников немного. Кроме того, если эти хищники и паразиты, питающиеся преимущественно гусеницами и на них основывающими свое благосостояние, изведут всех гусениц, то они сами погибнут. Поэтому специализированный хищник, даже самый грозный, опасности для бабочек в целом не представляет.







Опасность в ином. Среди насекомых множество хищников неспециализированных, тех, которые, съев всех гусениц могут перейти на иные виды пищи и в этом смысле им гусениц «не жалко». Почти любые насекомые, даже самые «мирные», хищничают, если могут справиться с противником. И сверчки, и кузнечики, и пилильщики, и многие другие насекомые, которые обычно питаются травкой и листочками, или по крайней мере могут питаться растениями, с удовольствием уплетут аппетитную гусеницу, если это не очень сложно и если гусеничка маленькая. Но когда перед ними вырастает гигант в едва ли не десяток сантиметров длиной, извивающийся и отбрасывающий хищника в сторону при малейшей попытке приблизиться... Здесь мелкие неспециализированные хищники пасуют и не связываются с такой мощной жертвой. Да и специалисты... Мелкие жужелицы проигрывают схватки с гусеницами старших возрастов. Специализированные паразиты-наездники предпочитают заражать младших, мелких гусениц - старшие слишком сильны и активно сопротивляются.

Да и взрослая бабочка защищена недурно. Тело у нее довольно жесткое и плотное - как следует не ухватишь. А крылья... Бабочки, пожалуй, уникальны среди летающих насекомых в том отношении. что они способны продолжать полет на очень и очень сильно поврежденных крыльях. Широкие крылья могут быть обтрепаны, из них могут быть даже вырваны клоки - а какая-нибудь капустница продолжает себе порхать как ни в чем не бывало. Так что враг может напасть, схватить за крыло и вырвать его клок - а бабочка улетит. И опять же размер - не каждый летающий хищник может позволить себе напасть на такое, по насекомым меркам, мощное и сильное создание, как бабочка. Конечно, стрекозы и ктыри это делают, но это - очень сильные хищники, которых относительно немного. По сравнению с такими хищниками начинает работать численность бабочек: их личинки ведь питаются растениями, которых везде много, так что они могут позволить себе быть гораздо многочисленнее, чем крупные хищники.

Так что, как это ни странно, в определенном отношении милые порхающие бабочки играют роль «динозавров» мира насекомых. И не они одни: травоядные по преимуществу саранчовые тоже сильно «выросли» за время своей эволюции, и не исключено, что по тем же причинам. Вот и получается, что радующие наш глаз великолепные и могучие парусники и аполлоны столь велики и прекрасны потому, что это помогает им защищаться - подобно тому, как услаждающая наш слух нежная трель соловья является на самом деле грозным боевым сигналом, показывающим, что место занято и хозяин будет драться за него с любым пришельцем.


































(Добавить комментарий)


[info]lus_granny@lj
2007-07-28 03:04 (ссылка)
Устрашающе прекрасны!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-28 03:24 (ссылка)
угу. загадочные эти окраски...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mysea@lj
2007-07-28 05:09 (ссылка)
Красота какая! Хорошо начать утро с бабочек:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-28 05:38 (ссылка)
Экий у Вас юзерпик подходящий...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-07-28 05:41 (ссылка)
Да:)Вот я и обрадовалась, увидев утром крылатых в вашем ЖЖ:)Порхаем....:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]larkinvalley@lj
2007-07-28 09:06 (ссылка)
сразу придумал рацуху: приделывать непутёвым мужчинкам такие вот глазчатые крылышки, особенно по пятницам, чтобы если субъект временно потеряет способность к бегу - отпугивать шпану и ментов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-28 12:23 (ссылка)
Дело нетрудное - пленка, рамка. краски - и готово глазчатое чудовище. со стонами ползущее по асфальту.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]larkinvalley@lj
2007-07-28 17:53 (ссылка)
и менты завороженно вглядываются, будто ждут какого-то намека и подмигивания, в эти ненастоящие глаза, пока дворник степанов, тяжело взмахивая непривычной приспособой, кренясь и взметая вихри ништяков, летит сначала совсем низко, задевая брюхом, потом резко набирает спасительную высоту, делает пару кругов и устремляется туда, в весеннее небо, где нет ментов и где его никто не отругает, а только господь бог смотрит, не мигая и не прощая, тысячами ненастоящих глаз. и так далее.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bret@lj
2007-07-28 17:39 (ссылка)
Спасибо за интересный рассказ,
только насчёт последней серии фотографий ничего не понятно - кто, где, как называется хотя бы - ни подписей, ни авторов, ни ссылок, как всегда... :(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-28 17:42 (ссылка)
виноват... Наскоро - там шелкопряды, совка агриппина... ну. и еще всякие

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wolf_kitses@lj
2007-07-29 14:45 (ссылка)
Самые красивые бабочки после бражников! И летают красиво, как птицы

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-29 15:17 (ссылка)
да, многим нравятся

(Ответить) (Уровень выше)


[info]julia28@lj
2007-07-30 00:59 (ссылка)
Одним словом, инопланетная а некомуфляжная расцветка бабочек сверху это тоже защита? Самцы и самки у них одинаковы?

А может такое быть, что им станет сложно себя прокормить из-за величины и они вымрут, как теже динозавры?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-30 01:10 (ссылка)
предостерегающая окраска - тоже защита.

Нет, им хватит. Они ж травкой питаются, листиками - а зеленой биомассы очень много. От того, что гусеница выросла с 1 см до 8-ми, голод ей не грозит. Кстати. динозавры вымерли не оттого, что всё вокруг съели.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]julia28@lj
2007-07-30 01:27 (ссылка)
T.e. бабочки будут и дальше увеличиваться в размерах?

Это одна из версий. А из-за чего, из-за холода?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-30 01:30 (ссылка)
дальше не очень есть куда. У насекомых дыхание - простая диффузия. Предельный размер задан - не более 1 см от поверхности тела. Те тело не может быть толще 2 см, и длина отсюда определяется. Они почти предельно большие. И не от холода. Я пытался сказать - для защиты от неспециализированных хищников-насекомых. Мелкие хищные тварюшки гигантов не жрут.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]julia28@lj
2007-07-30 02:14 (ссылка)
А есть какая-то теория которая предугадывает как они дальше станут эволюционировать, раз достигли предел роста?

Про холод, это я про динозавров спрашивала. Отчего они вымерли?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-30 03:23 (ссылка)
Нет, если всерьез - прогнозировать дальнейшие изменения не умеют. Максимум - экстраполяция. Если до сих пор наращивали размеры - наверное, продолжат, насколько это возможно. В таком смысле.

Отчего вымерли - масса гипотез. Главное, что надо помнить - вымирали многие десятки милионов лет, никакой "внезапности". Теории: смена кормов - покрытосемянные создали другие биоценозы, с которыми они не сумели соотнестись. Млекопитающие съели их яйца - мелукие хищники приноровились питаться незащищенным продуктом - огромным динозаврам трудно охранять от крохотных "крыс". Есть гипотеза Альвареца про астероид - мол, хряпнул, "ядерная зима", похолодание и бескормица. Но это очень вряд ли. Всего - сотни гипотез. Не потому, что это самое загадочное событие - просто тема очень модная. Про вымирания других тварей известно меньше, а столько споров не вызывает. Это "журналистская" проблема. В научном смысле - обычная штука. масса могучих стволов эвол. древа вымерла, и причины понять трудно - строятся некоторые сценарии, им на смену приходят другие гипотезы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]julia28@lj
2007-07-30 04:50 (ссылка)
Получается, что динозаврами может стать любой вид. Бабочек жалко.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-30 04:57 (ссылка)
Да, в общем, от вымирания никто не застрахован. Бабочки - отряд молодой, активно развивающийся. У этой группы никаких признаков вымирания пока не видно. Много страше их стрекозы, скажем - и тоже не вымирают

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]julia28@lj
2007-07-30 05:18 (ссылка)
Taк согласно вам, стекозы настоящие хищники, а потому и летают в относительной благодати.

Плюс крупные и с разнообразной расцветкой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-07-30 07:08 (ссылка)
у всех свои проблемы. С давних тех пор, как стрекозы были самыми страшными воздушными хищниками. появились птицы, перепончатокрылые... А стрекозы при этом лишь несколько помельчали. были-то - ого-го - меганевра под 80 см в размахе крыльев

(Ответить) (Уровень выше)