Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-11-23 21:28:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Как смотреть на историю
Это известный отрывок. Начинается он словами, будто написанными в 1991-м, а потом идет сценка, отодвигающая задник еще дальше. Но кроме первого интереса к самой истории, рассказанной автором, приятно поглядеть на то, как он глядит на неё. Я не уверен, что попытки обозначить это термином, дать определение, будут более понятны, чем просто воспроизведение данного отрывка:

"Февраль 1917 года застал меня в Москве. Москва переживала петербургские события радостно и с энтузиазмом. Здесь с еще большим увлечением и с большим правом торжествовали "бескровную революцию", как было принято выражаться в те дни. Первого марта Москва прочла манифест об отречении от престола Николая II. Обычная общественная жизнь, прерванная тремя днями тревоги, продолжалась по инерции. На этот день было назначено открытие посмертной выставки Борисова-Мусатова. И выставка открылась.

На вернисаже было много народу. Собрались, скорее, чтобы встретиться и обменяться новостями, чем смотреть картины. И едва ли многие подозревали тогда, что эта выставка — последний смотр уходящим помещичьим идиллиям русской жизни. Ко мне подошел известный московский адвокат и попросил составить воззвание о памятниках искусства, отдающихся под охрану народа. Когда воззвание было написано и скреплено многими подписями, он отвел меня в сторону: — Хотите, покажу вам нечто весьма занимательное... В другое время не увидите. Только, чур, никому не говорить. Прихватим только Грабаря3... Это тут рядом, через дорогу... Мы перешли через улицу — это было в Салтыковском переулке — и вошли во двор серого, мрачного, запущенного двухэтажного купеческого особняка, отделенного от тротуара забором и палисадником. Поднялись по черной лестнице, прикрытой деревянной галереей, и позвонили у двери, крытой драной клеенкой, из-под которой торчала мочала.

Нам отворил хозяин в сапогах бутылками, в жилете, с рубахой навыпуск. Это был высокий старик с густыми седыми бровями, с длинной зеленой бородой, с бледно-голубыми, светлыми, детскими, но в то же время жуткими — "распутинскими" глазами4.

— Грабарь... это цто историю искусства написал. Цитал... Волошин? Не цитал, не знаю... — говорил он, сильно цокая, вводя нас в комнаты. Квартира, в которую мы вошли, сбивала с толку своими странностями. Первая комната носила характер купеческой старозаветной гостиной... Мебель в чехлах, пыльный кокон обтянутой коленкором люстры, портреты, затянутые марлей от мух, непромытые стекла — все носило характер странного запустения. Только один угол комнаты, где стоял круглый стол, покрытый красной клетчатой скатертью, с неугасимым самоваром, был жилым. Дальше вел лабиринт комнат, коридоров, перегородок, где во всех углах можно было усмотреть логова — неприкрытые тюфяки с красными подушками и со смятыми лоскутчатыми одеялами. И посреди всей этой странной, почти нищенской обстановки были собраны такие сокровища, что Грабарь так и ахнул:

— Да здесь их на миллионы собрано... куда вы нас завели?

— Тсс... я вам хотел сюрприз сделать. Это один из моих клиентов. Это беспоповская молельня. Он сам удивительный знаток иконописи. Тут и он, и его отец, и дед из рода в род собирали. Вы с ним поговорите-ка об иконах, — прошептал адвокат.

По всем стенам и перегородкам, разделявшим комнаты, сверху донизу, во много рядов были развешаны иконы. Все это были древние драгоценные иконы цвета слоновой кости, киновари и золота, новгородского, московского и строгановского письма: чины, Спасы, Успенья...

— Да мне всю мою "Историю живописи" заново переделывать придется! — восклицал Грабарь, когда мы с тоненькими восковыми свечками, взбираясь по приставным лестницам, рассматривали их по темным углам. Хозяин действительно оказался знатоком, и у них с Грабарем тотчас же разгорелся горячий разговор, и тот, воодушевляясь, вел нас по более укромным закоулкам, хвастаясь потаенными сокровищами. Только мимо некоторых он проходил, роняя с небрежностью:

— Ну, эти смотреть не стоит — это совсем новенькие: времен Алексея Михайловича...

При этом в тоне его слышалось и конфузливое извинение, как у владельца галереи старых мастеров, который торопится поскорее провести знатока-посетителя мимо случайно затесавшегося портрета кисти современного плохонького живописца. Это глубокое пренебрежение к искусству времен первых Романовых, как к непростительной новизне, наивно высказанное в тот самый день, которым заключалась история династии, было поразительно. Я не преувеличу, если скажу, что изо всех впечатлений, полученных в дни февральской революции, оно было самым глубоким и плодородным. Оно сразу создавало историческую перспективу, отодвигая целое трехсотлетие русской истории в глубину и позволяя осознать всю историю дома Романовых и петербургский период как отжитый исторический эпизод.

...В эти же дни — в первые числа марта — среди русских писателей производилась анкета на тему "Республика или монархия?". У меня нет под руками точного текста моего ответа <...>, но смысл его был таков. Каждое государство вырабатывает себе форму правления согласно чертам своего национального характера и обстоятельствам своей истории. Никакая одежда, взятая напрокат с чужого плеча, никогда не придется нам по фигуре. Для того чтобы совершить этот выбор, России необходим прежде всего личный исторический опыт, которого у нее нет совершенно благодаря нескольким векам строгой опеки. Поэтому вероятнее всего, что сейчас она пройдет через ряд социальных экспериментов, оттягивая их как можно дальше влево, вплоть до крайних форм социалистического строя, что и психологически, и исторически желательно для нее. Но это отнюдь не будет формой окончательной, потому что впоследствии Россия вернется на свои старые исторические пути, т.е. к монархии: видоизмененной и усовершенствованной, но едва ли в сторону парламентаризма. Должен прибавить, что этот прогностик был мне дан в те дни, когда Ленин еще не успел вернуться в Россию и угроза большевизма еще не намечалась. Первая часть моих тогдашних предположений осуществилась, в осуществлении второй я не сомневаюсь."
http://www.hrono.ru/libris/lib_we/volosh_ras.html
М. Волошин


(Добавить комментарий)


[info]yalava@lj
2007-11-23 16:08 (ссылка)
да, спасибо.
там дальше очень задело... хотелось бы научиться такому восприятию...:
"Я не могу иметь политических идеалов потому, что они всегда стремятся к наивозможному земному благополучию и комфорту. Я же могу желать своему народу только пути правильного и прямого, точно соответствующего его исторической, всечеловеческой миссии. И заранее знаю, что этот путь — путь страдания и мученичества. Что мне до того, будет ли он вести через монархию, социалистический строй или через капитализм, — все это только различные виды пламени, проходя через которые перегорает и очищается человеческий дух. "

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-23 16:45 (ссылка)
да, умел он так смотреть...

(Ответить) (Уровень выше)

Мне нравится здесь, в королевстве кривых.
[info]albiel@lj
2007-11-23 16:08 (ссылка)
Ага, человек над историей. Приятно такое читать, очень комфортное чувство возникает. Насчёт его предвидения - не знаю, но сам контекст личности очень нравится.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Мне нравится здесь, в королевстве кривых.
[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-23 16:46 (ссылка)
Кажется. что над историей встать легко - достаточно цинизма и наглости. Однако это - под историей. Волошин же, кажется, смог - над.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2007-11-23 16:53 (ссылка)
Ага. Но не то, чтобы - смог. Это определяется уровнем души, этот уровень присутствует до рождения. Он просто - над, таков его уровень. Вот степень предвидения хода истории умом - это уже достижение личности. Тут можно говорить: смог просчитать, или нет, или частично.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-23 16:58 (ссылка)
я не знаю истории Волошина до рождения. Может быть, Вы правы. Но не наверняка. Много и тех, кто уровень вроде и имел, а - не смог.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2007-11-23 17:07 (ссылка)
Ну да, это такие мировозренческие тезисы. Работать над собой всем приходится на любом уровне.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]arpad@lj
2007-11-23 17:10 (ссылка)
Волошин не смог. Он смог стилизовать себя как "стоящего над историей".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-23 17:43 (ссылка)
есть возможность высказать, почему так считаете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arpad@lj
2007-11-23 18:49 (ссылка)
Ну примерно так

Общий стиль времени - Брюсов, Рерих, Блок et cetera

История с биографией. Русская интеллигенция заброшенная в Крым превратностями войны. Необходимость эскапистской позиции вне крупных городов.

Принципиальная невозможность для человека "подняться над историей". Видеть себя в потоке истории можно. Подняться над современным тебе историческим видением - нет. Можно лишь настроить его лучше чем у других. Но современники Волошина полагали это возможным. Волошин был искренен в своей позе.

Примеры того насколько исторически неглубоки стихотворения Волошина. Достоинство которых все же было в том что он называл кошку кошкой, жертвы жертвами. Что впоследствии стало освежающей истиной для людей перекормленных книгами с активной позицией.

Вывод - Волошин хороший человек, место в истории русской культуры им заслужено, но его стихи стремительно становятся мертвым прошлым. Сравнение Волошина и Ходасевича.

Если бы у меня было время и желание я бы развернул это страниц на десять :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-24 03:39 (ссылка)
Нет, спасибо... Я, кажется, понял

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kaplly@lj
2007-11-23 16:52 (ссылка)
А интересно - что с этой коллекцией икон стало? Еще одна (или множество) история на фоне и внутри истории. Только начни распутывать и прослеживать - и заветвиться, а в каждом узелке (событии) сплетется столько всего! Мне больше всего нравится про самое "глубокое и плодородное впечатление" в дни февральской революции и что оно создавало историческую перспективу. Есть "эстетика истории", но это, скорее, про историю, описанную в эстетических категориях. Хотя... Надо подумать, может быть, "эстетика истории" годится как определение подхода к истории в данном случае.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-23 16:57 (ссылка)
конечно, историей этих икон всю историю России описать можно. Взять с начала - и пойдет, пойдет...
Но не думаю, что эстетика истории. Волошин не за красотой гонялся, красота возникала как "побочное" следствие.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]krajn@lj
2007-11-23 17:15 (ссылка)
Не тот ли это Волошин, который "опекал" поместье Л.Н.Толстого в смутные годы?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-23 17:44 (ссылка)
Каюсь, я недостаточно подробно знаю биографию поэта. Это Максимилиан Волошин, он в революцию и после жил в Крыму, в Коктебеле.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kaplly@lj
2007-11-23 17:18 (ссылка)
А эстетические категории (через них) - не только красота. У Бёрка - о власти через возвышенное со всеми эстетическими механизмами, у Розанова - через ужасное (поэтический ужас) и трагическое, у Маркса - комедия, фарс, и т.д. А здесь со-бытие как эстетический феномен. Но надо подумать, не уверена.

(Ответить)


[info]givopuzik@lj
2007-11-23 17:21 (ссылка)
да, удивительные воспоминания, пронизанные искренностью и оттого очень живые..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-23 17:44 (ссылка)
именно так

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bdag_med@lj
2007-11-23 20:21 (ссылка)
А Вы это знаете? http://voloshin.ouc.ru/russiya.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-24 03:48 (ссылка)
да, разумеется. Петр был первый большевик ect. Кто ж не знает...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]velobos@lj
2007-11-24 04:28 (ссылка)
"мемуарист" всегда мудрее "дневникиста"

можно еще вспомнить, как Бродский прикалывался, когда высказывал, что Коминтерн - это рок-группа какая-то.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-24 04:44 (ссылка)
надо ж, не помню такого у Бродского

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vasily_sergeev@lj
2007-11-24 04:58 (ссылка)
"Поднимаются" над историей немногие. Во первых, разумеется, ее творцы, в добре ли, во зле - Македонские и Сталины. Но и те, кто ее постигает: Тациты и Толстые. Волошин сумел постичь историю не эпически, а лирически - оттого и может показаться, что это "стилизация".

Я не сам ли выбрал час рожденья,
Год и область, царство и народ,
Чтоб пройти все муки и крещенья
Совести, огня и вод.
Апокалиптическому зверю
Вверженный в зияющую пасть,
Павший ниже, чем возможно пасть,
В гноище и смраде - верю!
Верю в правоту верховных сил,
Расковавших древние стихии,
И из недр обугленной России
Говорю: Ты прав, что так судил!
Надо до алмазного закала
Прокалить всю толщу бытия.
Если ж дров в плавильной печи мало,
Господи, вот плоть моя!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-24 05:02 (ссылка)
да нет, какая там стилизация... Волошин прост как кочерга. Он так думал - вот так и записывал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vasily_sergeev@lj
2007-11-24 05:07 (ссылка)
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-24 05:21 (ссылка)
(со вздохом) а вот сверхсложную простоту Пастернака я так запросто читать не могу. Голова отказывает.

(Ответить) (Уровень выше)

Бродскошь позволю себе...
[info]vasily_sergeev@lj
2007-11-24 05:22 (ссылка)
Жить в любую эпоху, коль ты не мошенник и вор,
И опасно, и трудно. Не думать. Взойдя на костер
видишь то, что искал, для чего все и были старанья.
И не то чтобы мир с четырех горизонтов горит,
но пылает душа у того, кто о мире скорбит
в этом суть возгоранья.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Бродскошь позволю себе...
[info]vasily_sergeev@lj
2007-11-24 05:27 (ссылка)
5-я строка: Но сжигают того, кто чрезмерно о мире скорбит

(Ответить) (Уровень выше)

чувство истории
[info]poletaj@lj
2007-11-24 19:13 (ссылка)
"Вот и Волошин. Позавчера он звал на Россию "Ангела Мщения", который должен был "в сердце девушки вложить восторг убийства и в душу детскую кровавые мечты". А вчера он был белогвардейцем, а нынче готов петь большевиков. Мне он пытался за последние дни вдолбить следующее: чем хуже, тем лучше, ибо есть девять серафимов, которые сходят на землю и входят в нас, дабы принять с нами распятие и горение, из коего возникают новые, прокаленные, просветленные лики. Я ему посоветовал выбрать для этих бесед кого-нибудь поглупее"

бунин "дни окаянные"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: чувство истории
[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-25 03:28 (ссылка)
Вот уж у кого чувства истории не было... Но чувство зрения - было.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]slavabaron@lj
2008-07-02 03:20 (ссылка)
жесть ;)

(Ответить)