Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-12-10 23:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Картинки о неоспоримой функциональности

Слово за слово, и говорит мне http://ivanov-petrov.livejournal.com/813507.html?thread=32671427#t32671427 юзер:
[info]gekkonidae@lj
Впечатление может быть страшным и отталкивающим и страшным и притягательным.
А с насекомыми немного иначе: даже в самых страшных понимаешь, что это все для функциональности (это как какую-нибудь ткань под сильным увеличением рассматривать - сперва неприятно, а затем механизм работы интересует больше). А к рыбе с таким критерием не подберешься: шар с глазками он и есть шар с глазками.Но притягательный.

_даже в самых страшных понимаешь, что это все для функциональности_



































Когда-то я о них рассказывал http://ivanov-petrov.livejournal.com/211298.html - о горбатках

Интересно было бы знать, зачем представителям этого семейства столь богатые украшения на переднеспинке - огромные рога, иногда раздвоенные, по размеру едва ли не больше всего остального насекомого. В тропиках горбатки имеют вид просто невообразимый - выросты поднимаются от головы арками мостов, истончаются, и вдруг, фонтанируя, расширяются на вершине, издеваясь над нашими интуициями живой формы, обрастают отростками, которые, как оленьи рога, затмевают остальное тело, появляются не только спереди, на голове и переднеспинке, но и сзади, и посередине тела, застыв окаменевшими крыльями, щипцами, сосульками...

Тропические горбатки из родов Bocydium и Cyphonia несут на голове совершенно барочную конструкцию: изогнутый столбик направлен у одной вперед, у другой назад, и вскоре столбик этот наподобие оленьих рогов ветвится сразу на три-пять отростков, которые вдруг завершаются... здоровенными шипастыми шарами, каждый с длинными отростками, торчащими назад и в стороны, так что вся горбатка вместе выглядит как помесь жука с люстрой. А по бокам этого пиршества духа формы - крылья, ведь горбатки летают. Выглядит это так, будто Нотр-Дам или Исаакий вдруг обзавелся парочкой небольших крыльев и подался на сторону.

Единственное, что можно сказать в защиту таких украшений, так это то, что они насекомому не мешают. Известно, что вымершего пещерного оленя огромные рога привели к гибели - стали слишком тяжелы для этого животного, уменьшили подвижность, вот его и съели. Горбаткам такая судьба не грозит: все насекомые очень сильны для своего размера, так что «лишний вес», который просто раздавил бы зверя, насекомое несет легко и свободно.

После спаривания самка горбатки откладывает яйца под кору, на листья или корни растения - в зависимости от того, где она обитает. Яйца зимуют, весной из них выплаживаются личинки, которые держатся скученно. То есть эти рогатые насекомые к тому же еще и стадные! Вместе с взрослыми насекомыми на листьях питаются и личинки.

«Стада» личинок сосут сок из растений, причем эти рогатые не совсем беззащитны. Гёте, который создал науку морфологию, писал, что люди часто думают, что быки имеют рога, чтобы бодаться. Он полагал, что дело обстоит наоборот: бык бодается, потому что у него есть рога. То есть возникшая форма ищет применения, а не наоборот. Парадоксальная теория, которая подтверждается многими фактами (как, впрочем, и противоположный взгляд).

У горбаток Umbonia взрослые особи защищают молодых личинок, отталкивая хищников своими «рогами» на спинке. Защитные движения они начинают делать, почуяв особый запах, который издает раненная личинка. Нападают на горбаток обычно общественные осы-полисты. Осы летают меж веток, наугад касаясь выступов в надежде наткнуться на горбатку. Молодые горбатки, нимфы и личинки при нападении пытаются убежать, а самки, охраняющие яйца, раскрывают крылья и «бодаются». Невозможно всерьез полагать, что все свои архитектурные фиоритуры горбатки сочинили, чтобы отбиваться от врагов, или чтобы наиболее эффективно защищать личинок.

Чудеса горбаток не кончаются на их окаменевших фугах. По-видимому, эта группа насекомых одарена большим юмором и чувством формы. Так, известно, что многие животные маскируются под более опасных, чем они, зверей, чтобы враги пугались и не трогали. Мухи и бабочки все больше пчелам и осам подражают, а горбатки и некоторые кузнечики, как существа более приземленные, подражают муравьям, особенно любят это делать тропические южноамериканские формы.

Однако, как говорится, телосложение не то, на муравья ни горбатка, ни кузнечик не тянут - пузо, размер... Поэтому на зеленом фоне спинного выроста горбатки муравей просто нарисован, черный и злой. Это, видимо, что-то вроде надписи на насекомом языке: «осторожно, злая собака». Обитают такие горбатки в Южной Америке, и с их стороны это просто чувство стиля. Фауна Южной Америки явно неравнодушна к муравьям. Там и самих-то муравьев порядочно, так еще им подражают жуки и кузнечики, паучки и мухи, и клопы, и еще масса созданий, вроде на муравьев совсем не похожих. Там «муравьевидность» столь же обычна, как у нас - осовидность многих насекомых, от бабочек и мух до жуков, черно-желтой окраской намекающих на знатное родство.

Связи горбаток с муравьями не ограничиваются тем, что они рисуют муравьев на себе. Рогатенькие личинки, собираясь в стада и высасывая множество сахаристого сока, выбрасывают его излишки - и их сладкие экскременты поедаются муравьями, которые их охраняют от врагов, «пасут» и собирают сахаристую дань. Это показано для многих видов горбаток, в частности, для Guayaquila xiphas, от которых муравьи отгоняют хищников, собирая взамен медвяную росу.




(Добавить комментарий)


[info]nature_wonder@lj
2007-12-10 19:03 (ссылка)
как здорово! спасибо.
Я, конечно, не думаю, что "это все для функциональности". Но любой вырост всегда можно подвести под сходство с ветками, листьями, шипами...и таким образом закрыть вопрос. Это понятно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 01:26 (ссылка)
Закрыть можно всё, вплоть до головы. Но всерьез такие объяснения, как мне кажется, не проходят.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nature_wonder@lj
2007-12-11 05:44 (ссылка)
конечно, не проходят. Я об этом же. Они для "закрытия проблемы", чему много раз был свидетелем.
Я к тому, что людей так учат, с самого начала, поэтому имеем массовый синдром функциональности...Посмотреть на это дело с другой стороны (просто хотя бы увидеть тут проблему) - уже не естественный акт, а нечто, требующее усилий.

Ну а раз усилия, то очевидно, что многие предпочтут их тем или иным образом избежать. Эволюционная стратегия. Не перешибешь.




(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 05:55 (ссылка)
_Не перешибешь_

делать бетонный пол и работать с выжившими. отбор нам поможет

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kisochka_yu@lj
2007-12-10 22:29 (ссылка)
Нет, не страшные. Красивые, гармоничные и очень рациональные. Я тут совершенный невежда, но даже меня завораживает...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 01:30 (ссылка)
рациональные? а меня изумляют допускаемые излишества... Хотя, конечно, шары вырастить и на спину прицепить не каждый себе позволит. а только очень рациональное существо, осведомленное о совершенных фигурах

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kisochka_yu@lj
2007-12-11 01:37 (ссылка)
В том-то и дело, что все кажущиеся излишества удивительно рациональны. Конечно, осведомлены о совершенстве - только не они сами, а их Создатель - природа. Я в этом году несколько часов провела в инсектарии Монреальского бот. сада. Сама от себя не ожидала - рассматривала и рассматривала. Как путешествие в фантастический мир какой-то.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 01:44 (ссылка)
насколько я понял, Вы не о функциональности того или иного приспособления для жизни этих тварей, а об ощущаемой мудрости природы, которая непосредственно ощущается при разглядывании форм

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kisochka_yu@lj
2007-12-11 01:48 (ссылка)
Ну наверное. Видимо, чтобы восхищаться еще и прямой функциональностью, я недостаточно знаю. Скажем, с палочниками (это правильное русское название? - ну такой, как ветка, чуть ли не до 30 см длиной) - более-менее понятно - там такая потрясающая мимикрия, пока найдешь его в террариуме... А вот более тонкие вещи я просто не знаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 01:56 (ссылка)
да, так по-русски, и верно - это мимикрия, классический пример

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shkrobius@lj
2007-12-10 23:05 (ссылка)
I read somewhere that such growths might be used for breaking water droplets during the rainfall. Does it make sense to you?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 01:31 (ссылка)
Как и прочие объяснения... Самое банальное - для защиты. И ведь Вы знаете - используют. В самом деле бодаются этой всей дрянью для защиты от ос. Так что. считать рогами? Ну, и с каплями то же самое. Конечно, используется и так тоже... Когда уже есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]memoryscopy@lj
2007-12-11 05:43 (ссылка)
Где-то тут вокруг было на днях про женщин, похожих на китайцев, что в антиномии "быть или казаться" предпочитают казаться. Вот и полку прибыло)
Подумалось о какой-то такой генетической основе (тренде) лжи. Поди-ка, попроси такого мимикроида не лгать и не казаться)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 05:54 (ссылка)
он не лжет! он в самом деле кажется!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]memoryscopy@lj
2007-12-11 06:24 (ссылка)
Лгать на генетическом уровне - hi-end. Нужно подучиться и открыть курсы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_andrej@lj
2007-12-11 06:09 (ссылка)
Я читал у Ричарда Докинса такого сорта истолкование (если я правильно сумею его воспроизвести): в животном мире существует огромное количество не только не функциональных, а прямо вредоносных как форм тела, так и стратегий поведения. Вот у каких-то птиц (фазанов?) очень длинный хвост, летать он мешает, хищники тоже за хвост птичку ловят. Но самки реагируют именно на длину хвоста - на этот счёт ставились эксперименты. Иными словами тут имеет место своего рода развитие с обратной связью: чем длиннее хвост, тем "красивее", тем больше шансов на потомство. Вопрос, правда, остаётся в том, почему вдруг одним самкам хвост начинает казаться красивым, а другим - огромные рога? Ответ , насколько я его вообще понимаю, всё равно связан с петлями обратных связей: удлинившийся хвост в некоторых случаях создаёт тренд дальнейшего вытягивания.
То есть природные формы - это очень часто примеры монструозности.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 07:38 (ссылка)
это очень старое истолкование, Докинз только пересказывает его. Да, бывает - разные факторы отбора давят в разную сторону.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_andrej@lj
2007-12-11 08:13 (ссылка)
Я так это объяснение понял, что там не столько "факторы отбора", сколько что-то вроде "гены понесло". Потому что то, что нравится самкам, это тоже решают не самки, но гены. То есть манипуляция предпочтениями самок - это инструмент, с помощью которого гены воздействуют сами на себя, то есть на изменение процедур построения организма. Снаружи это выглядит так, словно генам хочется вычурности и преувеличенности. Запускается механизм преувеличения, а потом он может оказаться очень функциональным, или же красивым, или же непонятным.
Должен сказать, что я все этим материи на стыке генетики и теории эволюции очень плохо понимаю, несмотря на массу прочитанных книг.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 08:48 (ссылка)
да, у Докинза - гены. Но это на его совести. Меня эти фантазии не интересуют, хватает более интересных

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_andrej@lj
2007-12-11 08:59 (ссылка)
Простите, я вас не хотел раздражать Докинзом.
А какие есть более интересные фанатазии на эти (генетические и эволюционные) темы?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 09:19 (ссылка)
Книги по теории эволюции? Да масса, конечно. старая русская классика - Северцов, Шмальгаузен. Работы после 80-х - Шишкин, Раутиан. Из англоязычных - Гулд Gould, наверное. Но это профессиональные работы... не всегда непонятные, но профессиональные. Популярные изложения - не соображу... Бывает интересно... с журналистской точки зрения, но неприятно же читать, если автор через страницу врет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_andrej@lj
2007-12-11 10:58 (ссылка)
Спасибо.
Гулда я читал (единственного из этого списка), но он, как я понимаю, тоже многими критикуем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-11 11:26 (ссылка)
критикуемы все. Гулд просто "современный классик", работы Северцова и Шмальгаузена сделаны "до" генетики (молекулярной)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deodan@lj
2007-12-12 19:23 (ссылка)
чудно. когда кажется, что уже о самых странных услышал\увидел, то вы показываете ещё более удивительных.
Про люстры на рогах. У Дугласа Адамса в "В основном безвредна" был скетч:

"В буклете рассказывалось о первых годах колонизации планеты. Основным
родом занятий на Нучтоещетаме являлись охота, обработка шкур и переработка
мяса нучтоещетамских болотных кабанов. Нучтоещетамские болотные кабаны
представляли собой единственную сохранившуюся форму местной жизни; все
остальные давно повымерли от безнадежности. Нучтоещетамские болотные
кабаны были маленькими и злобными тварями, выжившими исключительно потому,
что мясо их практически почти несъедобно. Ради чего тогда стоило жить на
Нучтоещетаме? Неизвестно. Даже изготовление одежд из шкур нучтоещетамских
болотных кабанов являлось делом убыточным, поскольку шкуры не отличались
прочностью и легко промокали. Колонисты так и не нашли ответа на вопрос:
почему не замерзают сами болотные кабаны? Если бы только кто-то смог
изучить язык болотных кабанов, он бы понял, что никакой тайны тут нет.
Болотные кабаны мерзли и мокли ничуть не меньше, чем все на этой планете.
Впрочем, ни у кого не возникало ни малейшего желания изучать язык болотных
кабанов, поскольку эти твари общались, кусая друг друга за бедра. Видите
ли, такова уж была жизнь на Нучтоещетаме, что все, что болотные кабаны
имели сказать на ее счет, абсолютно исчерпывалось этими знаками."

В общем, кажется, что выросло - то выросло, а уж они сами придумали отбиваться этим от ос. И на том спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-12-13 01:20 (ссылка)
мы должны применяться к собственному телу не в меньшей степени, чем к окружающему миру

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]deodan@lj
2007-12-13 08:08 (ссылка)
обязательно!

(Ответить) (Уровень выше)